Чем ближе к выборам, тем рискованнее держать сбережения в гривне. Это не субъективное мнение, а украинская народная мудрость. Предвыборная кампания-2012 уже стартовала, и валютный вопрос встал крайне остро. Интернет-ресурсы перепечатывают апокалиптичные прогнозы псевдо-экспертов и муссируют информацию о растущем спросе на валюту (+26% в июле по сравнению с июнем).
Обращаемся к первоисточнику (сайт НБУ) и выясняем, в июле-2012 население действительно купило валюты больше (2,349 млрд. долл.), чем в июне-2012 (1,863 млрд. долл.). Но если сравнить эти цифры с 2011 годом, получится, что нынешний спрос на иностранные дензнаки не так уж и велик. В июле-2011 украинцы купили у банков 2,923 млрд. долл, что еще 24% больше аналогичного периода 2012 года.
В чем причина? Неужели украинцы действительно верят обещаниям правительства о стабильной гривне до, во время и после выборов? И оправданы ли эти ожидания?
С одной стороны, увеличивается дефицит платежного баланса. По итогам первого полугодия 2012 года он составил -1,12 млрд. долл. Для сравнения в 2011 году за аналогичный период платежный баланс был в плюсе на 1,78 млрд. долл. Конечно, нынешнему дефициту далеко до семимиллиардного гэпа за первые полгода 2008. Тем не менее, тенденция не слишком хорошая.
Кроме того, осенью нам предстоит очередное погашение кредита МВФ на сумму 2,5 млрд. долл. Причем, отдать их придется, если правительство не собирается прибегнуть к дефолту. Так как чиновники Фонда на корню пресекли все разговоры о реструктуризации, заявив, что у них просто нет такого механизма. Ну, а говорить о новых транша от МВФ пока не приходится.
Где же правительство возьмет деньги на погашение внешнего займа? Скорее всего, из золотовалютных резервов, которые и так в последнее время заметно исхудали. Минус 8 млрд. долл. за год. По состоянию на 1 августа 2012 года резервы Нацбанка составили 30,1 млрд. долл., хотя еще год назад достигали 38 млрд. долл. В Нацбанке признают: слишком дорого обходится удержания курса гривни на взятой высоте. Только за июль 2012 года на межбанковские интервенции ушло 1,2 млрд. долл. Если так пойдет и дальше, государственная «подушка безопасности» быстро сдуется до катастрофических размеров. Некоторые такой критической границей называют сумму в 20 млрд. долл. После пересечения этой «ватер-линии» Нацбанк уже не сможет удерживать курс гривни.
Еще один фактор «за» девальвацию – необходимость поддержки украинских экспортеров, которые, кстати, являются поставщиками валюты в страну. Снижение курса гривни сделало бы украинскую продукцию более конкурентоспособной на международном рынке.
«Загоняет» гривну и социальная расточительность властей. Повышение пенсий, соцгарантий, выплата компенсаций вкладчикам Сбербанка, конечно, является действенным инструментом агитации, но на выполнение всех этих обязательств нужны деньги. Вот и приходится Нацбанку регулярно включать «печатный станок».
Вполне ясно, что курс буду крепко держать до выборов, несмотря на все вышеперечисленные факторы. Ведь стабильность гривни нынешняя власть считает одним из своих главных достижений.
После выборов, вне зависимости от того, кто будет избран, курс гривни, по всей видимости, отпустят. По крайней мере, в пользу этого говорят экономические факторы.
Тем не менее, когда корреспонденты «Денег» обратились к банкирам с одним вопросом «Какой курс гривни Вы ожидаете на конец года?», ни один из них не согласился открыто дать ответ. Более того, две трети просто отказались говорить на эту тему. Те же, кто все же пошел на контакт высказывались крайне аккуратно. Мол, переживать нечего, максимум 8,3 грн/долл к январю.
«Когда вы слышите страшные прогнозы типа 9, 10, 12 грн/долл - это чушь. Позитивный финансовый счёт, под выборы ещё денег добавят. И главное - что нет ситуации 2008 года, когда десятки миллиардов гривен рефинансирования вываливались на межбанковский рынок и дальше начинали давить на курс. Сегодня давление если есть, то оно вызывается только гражданами, часть которых переводят гривны в доллары», - заявил во время он-лайн конференции председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. При этом, отметим, что за пару недель до этого стало известно, что бюджет на 2013 год рассчитывается исходя из курса 8,3 грн/долл.
«Скорее всего, до конца года курс гривни останется стабильным. Однако, удержание гривны на текущем уровне приводит к очень высоким процентным ставкам по кредитам, что сдерживает экономический рост», - признает аналитик Erste Bank Марьян Заблоцкий.
Представители реального сектора экономики оказались менее оптимистичными. В большинстве своем они ожидают более глубокой девальвации гривни, чем банкиры. Консенсус-прогноз опрошенных «Деньгами» представителей разных сфер бизнеса – АПК, торговля автомобилями, туроператоры – составил 8,56 грн/долл.
«На данный момент риск девальвации представляется не очень высоким. Вместе с тем тенденции текущего года не очень благоприятны, и в долгосрочном периоде прогноз не выглядит стабильным. Поэтому на данный момент при планировании до конца 2012 года мы опираемся на курс 8 гривен за доллар, но внимательно отслеживаем ситуацию», - говорит директор Отделения стратегического развития «Атлант-М» Алексей Терещенко.
Кстати, и беспоставочные форварды NDF (Non-deliverable forward, котируются за пределами Украины) на курс грн/долл вплоть до средины января 2012 колеблются в пределах 8,1-8,4. Это говорит о том, что даже иностранные финансисты, для которых НБУ – не указ и не авторитет, не видят существенных угроз курсу гривни, как минимум до января,.
Напомним, еще в марте МВФ ухудшил свой прогноз по курсу гривны на 2012. В этом году, согласно новому прогнозу, национальная валюта опустится до 8,41 грн/долл, тогда как ранее прогнозировались 8,14 грн/долл. Кстати, прогноз этот - на среднегодовой курс. А это означает, что в Фонде допускают возможность просадки гривни в ноябре-декабре до 8,6-8,8 грн/долл.
Консенсус-прогноз курса гривни к доллару на конец года
Категория | Прогноз |
Банкиры | 8,25 грн/долл |
Инвестиционные аналитики | 9,30 грн/долл |
Бизнес(реальный сектор) | 8,56 грн/дол |
Что с притоком валюты?
За первые 7 месяцев 2012 года выпуск стального проката сократился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Причина – ухудшившаяся конъюнктура на внешних рынках. Иными словами: металлургия стала приносить в Украину меньше валюты.
Нас убаюкивают
Премьер-министр Украины, Николай Азаров
«Падение гривни начали пророчить разные оракулы, не успел я зайти в этот кабинет. Никаких причин для девальвации гривни сейчас нет»
Министр экономики, Петр Порошенко
«На сегодняшний день состояние золотовалютных резервов подтверждает, что спрос и предложение на валюту сбалансированы. Страна имеет золотовалютные резервы и имеет возможность выдерживать пиковые спекулятивные нагрузки»
Глава Нацбанка, Сергей Арбузов
«Не надо слушать фальшивых специалистов, которые, вероятно, работают на коммерческие банки и им выгодно, чтобы были колебания, на которых можно заработать. Думаю, что тот, кто спокойно слушал Национальный банк, за последние 2 года уже точно об этом не пожалел. А тот, кто пытался менять, я знаю такие случаи, проигрывал»