Одесситка Алена Хандрос ни разу в жизни не брала кредит, тем не менее, попала в поле зрения коллекторов. «Сначала мне прислали несколько сообщений с требованием погасить задолженность. Я не обратила внимания, подумала, ошибка»,– поделилась Алена.
Но потом начались звонки – по 10 – 20 раз в день. «Звонили буквально каждый час. Спрашивали некую Наталью Осиповну, не знакома ли я с ней. После ответа «нет» операционист бросал трубку», – вспоминает читательница «Денег».
Алена решила объяснить тому, кто на другом конце провода, что он впустую тратит свое и ее время, и нарвалась на хамство. С этого момента от нее начали требовать еще и погашения задолженности. Как выяснилось, предприимчивая Наталья Осиповна в 2009 году оформила три кредита на общую сумму 20 тыс. грн. За них-то и сражались коллекторы.
«Не выдержав давления, я спросила – как можно прекратить звонки. Девушка мне ответила – поменять номер телефона или погасить задолженность. И при этом уточнила, что они работают в правовом поле и имеют полное право звонить мне на том простом основании, что номер есть у них в базе», – рассказала Алена.
Жертва коллекторов обратилась в редакцию «Денег». Мы позвонили в компанию «ПримоКоллект, чтобы выяснить, действительно ли можно прекратить звонки, только сменив номер или погасив чужой долг.
«Случаи, когда заемщик сознательно указывает недостоверную информацию, происходят довольно часто», – сообщила корреспонденту «Денег» генеральный директор группы компаний «ПримоКоллект» Эва Закович. – И нужно осознавать, что если звонят специалисты относительно взыскания задолженности, значит, этот номер телефона действительно значится в контактах, даже если кем-то указан ошибочно. Если это так – у нас общая задача – прояснить ситуацию и найти оптимальное решение для всех.
«Прояснить ситуацию можно, обратившись на «горячую линию» или онлайн-чат и заявив об ошибке. «Дополнительным подтверждением послужат документы из ЖЭКа или договор купли-продажи дома, выписка от оператора мобильной связи и прочее», – добавляет директор коллекторской компании.
Как правило, звонка на «горячую линию» недостаточно, что и неудивительно. Ведь если бы все было так просто, любой должник мог бы позвонить в компанию и заявить, что телефон указан ошибочно и, вообще, просьба больше не тревожить.
Что если ошиблись?
«Первое, что необходимо сделать – направить в коллекторскую компанию письмо, в котором указать, что вы не являетесь должником (пример письма см. в дополнении). К письму желательно приложить копию договора по обслуживанию телефонного номера (если такой имеется)», – советует адвокат, управляющий партнер компании «Можаев и партнеры» Михаил Можаев.
А если звонки продолжаются, обратиться в правоохранительные органы по местонахождению коллектора с заявлением о нарушении прав, незаконном хранении и использовании коллекторской компанией информации, об отсутствии реакции на письменные просьбы и обращения. «При этом просите привлечь виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Украины», – рекомендует Михаил Можаев. Этого почти всегда достаточно, чтобы звонки прекратились.
Что если подставили?
Но бывает хуже. Одно дело, когда злоумышленник просто указал телефон или адрес ни в чем не повинного человека. А если кредит полностью оформлен на документы подставного лица? И в один прекрасный момент ему начинают звонить коллекторы…
«В этой ситуации необходимо подъехать к коллекторам и получить документы, подтверждающие получение именно вами кредита, а также о переходе права требования долга на коллекторскую компанию», – говорит юрист. Коллекторы обязаны предоставить эти документы по требованию клиента на основании ч. 2 ст. 517 Гражданского кодекса Украины (2. Боржник має право не виконувати свого обов'язку новому кредиторові до надання боржникові доказів переходу до нового кредитора прав у зобов'язанні).
Многие коллекторы прекращают терроризировать мнимого должника уже на этом этапе. «Но если кредит действительно оформлен на вас, а вы его не получали, тогда – прямая дорога в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела», – утверждает Михаил Можаев.
Так как мошенники часто оформляют кредиты на утерянные или украденные документы, дело может быть закрыто, если атакуемый коллекторами принесет справку из милиции об утере паспорта, отмечает Эва Закович. Если же такой справки нет (паспорт не терялся и не был украден), придется ждать результатов расследования.
P. S. История Алены Хандрос с коллекторами благополучно закончилась до сдачи номера в печать. «Нам удалось установить, что данный номер принадлежит другому человеку. Поэтому мы удалили этот номер из своей базы», – сообщила Эва Закович в официальном ответе на запрос журнала «Деньги».
ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТОРСКУЮ КОМПАНИЮ
Заявление
На підставі положень Закону України «Про захист персональних даних» (далі –Закон) я, ___П. І. П.___, є суб'єктом персональних даних.
Виходячи з ч. 2 ст. 8 Закону суб'єкт персональних даних має право:
…6) пред'являти вмотивовану вимогу щодо зміни або знищення своїх персональних даних будь-яким власником та розпорядником цієї бази, якщо ці дані обробляються незаконно чи є недостовірними;
7) на захист своїх персональних даних від незаконної обробки та випадкової втрати, знищення, пошкодження у зв'язку з умисним приховуванням, ненаданням чи несвоєчасним їх наданням, а також на захист від надання відомостей, що є недостовірними чи ганьблять честь, гідність та ділову репутацію фізичної особи;
8) звертатися з питань захисту своїх прав щодо персональних даних до органів державної влади, органів місцевого самоврядування, до повноважень яких належить здійснення захисту персональних даних;
9) застосовувати засоби правового захисту в разі порушення законодавства про захист персональних даних.
Відповідно до ч. 2 ст. 15 Закону персональні дані в базах персональних даних підлягають знищенню у разі: «…2) припинення правовідносин між суб'єктом персональних даних та власником чи розпорядником бази, якщо інше не передбачено законом».
Враховуючи те, що правовідносини між мною та ТОВ «_____» відсутні, а ваше підприємство продовжує постійно мені телефонувати та направляти листи з вимогами погашення боргу, – вимагаю від вас виконання вимог Закону щодо знищення моїх персональних даних та припинення порушення закону.
Враховуючи вищевикладене, –
ВИМАГАЮ:
1. Знищити всі наявні у ТОВ «______» персональні дані про мене,___П. І. П.___, в тому числі _________________;
2. Знищити всі наявні у ТОВ «________» контактні телефони ___П. І. П.___ та припинити телефонувати і відправляти sms-повідомлення на його користь.
3. Суворо дотримуватися вимог чинного законодавства України щодо нерозголошення банківської таємниці та моїх персональних даних перед третіми особами.
Підпис, дата
Что делать если информация о задолженности внесена ошибочно*
Подать письменное заявление в коллекторскую компанию с приложениями.
В приложениях предоставить: копию договора по обслуживанию телефонного номера, документы из ЖЭКа (о прописке), копию договора купли-продажи недвижимости.
Получить у коллектора копию заявления с отметкой о его приеме.
* На телефон или адрес одного человека приходят сообщения от коллекторов с требованием погасить кредит, оформленный на имя другого человека.
Что делать, если коллекторы требуют погасить кредит, который не оформлялся
Получить в коллекторской компании документы, подтверждающие факт оформления кредита.
Потребовать документы, подтверждающие передачу прав требования кредита коллекторам.
Написать заявление в милицию о возбуждении уголовного дела по статье «Финансовое мошенничество».
Что делать, если коллекторы требуют погасить задолженность, которая погашена
Уточнить в коллекторской компании детали – по какому кредиту задолженность, когда она возникла.
Обратиться в банк, в котором был оформлен кредит, с квитанцией о полном погашении кредита (подойдет чек, где в графе «Остаток задолженности» стоят ноли)
Выяснить, на основании чего была начислена задолженность.
Если задолженность была начислена ошибочно, получить от банка официальную справку (с мокрой печатью и подписью начальника отделения) о полном погашении кредита.
Отвезти эту справку коллекторам и потребовать удаления своих данных из базы.
Если задолженность была начислена в связи с неполным погашением кредита, просрочкой сервисных платежей (к примеру, не закрыли счет), как можно скорее погасить задолженность и закрыть все счета.
Получить от банка официальную справку (с мокрой печатью и подписью начальника отделения) о полном погашении кредита.