Семь шагов НБУ

Семь шагов НБУ

Другие – обусловлены заботой о стабильности гривны и валютных резервов. Ряд мер внедрен для окончательного преодоления последствий недавнего кризиса. Все они в конечном итоге упрочили национальную валюту, банковскую систему, да и экономику в целом – тоже.

Шаг 1: Валютная либерализация

Нацбанк оказался в довольно жестких рамках: необходимо было обеспечивать гибкость обменного курса, поддерживать необходимый уровень валютных резервов. Но сделать это так, чтобы стабильный и предсказуемый курс национальной валюты оставался источником уверенности как для граждан, так и для бизнеса. Прогнозируемость курсовой политики также нужна для того, чтобы правительство могло выполнять закон о государственном бюджете, ведь существенная часть расходов привязана к валютным ценам на импортируемые энергоносители.

План постепенного принятия мер по либерализации валютного рынка определен в Меморандуме об экономической и финансовой политике, подписанном в рамках программы «Стенд-бай». Национальный банк Украины точно выполняет взятые на себя обязательства. К примеру, сбор в Пенсионный фонд по операциям купли-продажи национальной валюты уже отменен, а субъекты валютного рынка получили право:

- проводить между собой операции на условиях «своп»;

- осуществлять арбитражные операции с другими банками на межбанковском валютном рынке Украины – то есть, в течение одного дня банки могут выступать в качестве покупателей  и/или продавцов каждого вида иностранной валюты;

- проводить собственные операции в пределах установленных лимитов открытой валютной позиции без наличия обязательств.

Принятие всех этих норм дало возможность банкам использовать современные механизмы хеджирования рисков, а это необходимое условие для развития полноценного форвардного валютного ранка.

Также Нацбанк в рамках меморандума Украины с МВФ принял на себя обязательство устанавливать официальный обменный курс на уровне среднего его значения на межбанковском рынке за предыдущий день с отклонением, не превышающим 2%.  Эти обязательства были выполнены, а колебания курса гривны в прошлом году  не выходили из диапазона от +0,04 % до -0,54 %, то есть, были значительно меньше допустимого уровня.

Условия работы валютного рынка к концу года были в значительной степени смягчены, запущены форвардные операции. Это позволило коммерческим банкам с 16 декабря проводить валютные свопы. То есть, банки могут продавать Нацбанку иностранную валюту, получая ее гривневый эквивалент, и одновременно заключать форвардную сделку по выкупу этой же валюты обратно в будущем по заранее определенному курсу.

Тонкая настройка валютного рынка позволила Нацбанку блокировать атаку на гривну, о которой говорили в середине 2011 года и, в конечном итоге, не только  обеспечить стабильность курса национальной валюты, но и минимизировать потери своих резервов.

Выступая 17 февраля, глава НБУ Сергей Арбузов напомнил: «В 2011 году платежный баланс Украины сведен с дефицитом, значительно меньшим по сравнению с ожидавшимся. В течение года движение курса национальной валюты был прогнозируемым, а ситуация на рынке – стабильной». «В 2012 году Национальный банк Украины также предпринимает необходимые меры для удержания нормального – положительного или нулевого – платежного сальдо, и можно с уверенностью говорить о том, что движение курса также будет прогнозируемым», – сказал он.

Важно заметить, что уверенность в прогнозируемости курса гривны базируется на вполне объективных предпосылках – достаточности валютных резервов. Кроме того, чистый приток капитала в Украину от нерезидентов в прошлом году составил 13,8 млрд. долл., что стабильно превышает переводы в их пользу. Наконец, в этом году в Украине пройдет Евро-2012, который, как ожидается, принесет в страну 2 млрд. долл. дополнительной валютной выручки.

Шаг 2: Управление инфляцией

Достижение и поддержание ценовой стабильности – это основной приоритет деятельности Нацбанка. И Национальный банк блестяще справился с выполнением основной функции – прирост потребительских цен в 2011 году составил всего 4,6 %, что является самым низким показателем за последние 9 лет. Более низкий показатель инфляции по сравнению с правительственным прогнозом на 2011 год (8,9%) обеспечил сохранение стоимости сбережений населения, позитивно повлиял на динамику реального обменного курса и создал фундамент для дальнейших позитивных сдвигов в макроэкономической сфере и на финансовом рынке.

Индекс потребительских цен, %

 

Индекс – декабрь к декабрю предыдущего года

2001

106,1

2002

99,4

2003

108,2

2004

112,3

2005

110,3

2006

111,6

2007

116,6

2008

122,3

2009

112,3

2010

109,1

2011

104,6

С целью снижения инфляции Национальный банк в 2011 году проводил довольно сдержанную денежно-кредитную политику, в первую очередь – посредством регулирования ликвидности банков. Среднедневные остатки на корреспондентских счетах банков в 2011 году составляли 17,5 млрд. грн., что на 19% меньше аналогичного показателя 2010 года (21,5 млрд. грн.).

Для сдерживания роста ликвидности Национальный банк в 2011 году дважды повышал требования по формированию банками обязательных резервов, регулярно проводил мобилизационные операции (общий объем которых в 2011 году составил 167 млрд. грн.), а также проводил активную работу по возврату банками кредитов рефинансирования, которые были ими получены в период кризиса 2008–2009 годов. Объем возврата банками задолженности по ранее полученным кредитам рефинансирования в 2011 году составил 29,5 млрд. грн., из которых досрочно банки вернули 8,6 млрд. грн.

Также позитивно на инфляционные процессы повлияла стабильная и прогнозируемая ситуация на валютном рынке.

Первый заместитель председателя Национального банка Украины Юрий Колобов в контексте стабилизационных мер также упомянул о стимулировании банков к работе с национальной валютой. Это достигалось за счет сохранения преференцированного режима формирования резервов по вкладам в национальной валюте – ставка резервирования по таким депозитам была сохранена на нулевом уровне.

В 2008 году, когда темпы роста цен были максимальны за последние годы (см. табл. «Индекс потребительских цен»), Нацбанк опубликовал проект Зеленой книги «Как укрепить роль НБУ в обеспечении ценовой стабильности?». В ней была названа одна из главных причин того, что Нацбанку не удавалось выполнять свою стабилизирующую роль в снижении темпов роста цен: «Отсутствие сотрудничества правительства и НБУ по установлению целевых ориентиров по инфляции, распределения ответственности за их достижение снижает эффективность монетарной и экономической (фискальной) политики, приводит к повышению инфляционных ожиданий, дальнейшего роста темпов инфляции».

Как утверждает нынешнее руководство НБУ, сейчас центральный банк ведет скоординированную с правительством монетарную политику, что сделало возможным эффективное сдерживание темпов инфляции.

Шаг 3: Диверсификация валютной корзины

Нацбанк реагирует на нестабильность основных мировых денежных единиц вполне предсказуемо – расширяет перечень валют, из которых формируется золотовалютный резерв и готовится использовать в двухсторонних расчетах валюты стран-партнеров. В частности, руководитель группы советников главы Национального банка Украины Валерий Литвицкий полагает, что рубль вполне может стать одной из резервных валют мира: «Мы всегда считали, что российская валюта, как и юань, имеет перспективы стать одной из резервных валют мира. Я думаю, что это может даже произойти быстрее, чем кто-либо прогнозирует».

«Мы будем использовать эту валюту в платежных операциях ввиду того, сколько ресурсов используется для финансирования импорта и какой валютой нам удобно это делать», – прогнозирует он. Тогда же Литвицкий заявил, что идет работа над механизмом такого рода расчетов.

Нацбанк также анонсировал проект по проведению расчетов в китайских юанях: «...Согласованы детали и достигнуты договоренности относительно подписания соглашения между Национальным банком Украины и Народным банком Китая о валютном свопе..., – говорится в официальном заявлении НБУ. – Заключение указанного соглашения даст возможность субъектам хозяйствования обеих стран использовать национальные валюты для осуществления экспортно-импортных операций и проведения расчетов в национальных валютах без привлечения валют третьих стран».

По мнению специалистов НБУ, расчеты в валютах наиболее крупных торговых партнеров Украины помогут снизить нагрузку на валютные резервы Национального банка и будут стимулировать взаимный товарооборот между странами. Речь идет об операциях на сумму, эквивалентную нескольким миллиардам долларов в год. Это как раз тот случай, когда внимание к расчетам с крупнейшими торговыми партнерами вполне оправданно.

Шаг 4: Противодействие отмыванию «грязных денег»

Прошедший год завершился для Украины серьезной победой на финансовом фронте. Ее не слишком громко отметили, но 28 октября 2011 года  FATF, международная организация, координирующая усилия в борьбе с отмыванием «грязных денег», вывела Украину из так называемого «серого списка».  Это решение – результат того, что Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансирования терроризма», который вступил в силу в августе 2010 года, привел украинское законодательство в соответствие с требованиями FATF.

В частности, по словам заместителя председателя правления НБУ Игоря Соркина, в свое время были выдвинуты требования к Украине относительно идентификации клиентов, особого внимания к финансовым операциям так называемых «публичных деятелей» и пр.  Г-н Соркин напомнил, что в соответствии с требованием данного Закона Нацбанк своим постановлением № 22 от 31 января 2011 года внес изменения в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга. Например, в действующую форму анкеты клиента банка – физического лица были добавлены две новые позиции: о принадлежности его к «публичным деятелям», а также о наличии «контролера» данного лица. Как и раньше, обязанность по заполнению анкеты возложена на банки, а не на клиентов, напомнил Игорь Соркин.

Указанное решение FATF создало более благоприятные условия для работы украинских банков с иностранными банками-корреспондентами.

Шаг 5: Возможности для внутренних инвесторов

Нацбанк рассматривает 60–70 млрд. долларов, которые обращаются внутри Украины вне банковской системы, не столько как дестабилизирующий фактор, сколько в качестве еще незадействованного инвестиционного ресурса. Естественно, вовлечь этот ресурс в оборот можно, предложив физлицам ликвидные инструменты. В качестве таковых НБУ решил использовать инвестиционные монеты из драгметаллов. И в конце 2011 года было объявлено о выпуске трех видов монет: двух золотых (проба 999,9, номиналом в 20 грн. и весом в одну унцию – 31,1 г; номиналом в 5 грн. и весом в четверть унции), а также одной серебряной (проба 999,9, номиналом 1 грн. и весом в одну унцию).

 «Фактически, это... те же самые слитки, только операции по ним не будут требовать уплаты налога на прибыль и НДС, так как это будет еще одна валюта, для которой в банках будет устанавливаться обменный курс», – так охарактеризовал новый инвестиционный инструмент глава НБУ Сергей Арбузов.

Преимущество инвестиционной монеты перед слитками заключается в том, что ее в любое время можно обменять в банке или обменном пункте по курсу НБУ для банковских металлов, а процедура проверки ее подлинности будет гораздо проще и быстрее, нежели у золотых слитков, уверены в Нацбанке.

Похоже, что «золотой проект» Национального банка вскоре получит солидную сырьевую основу – в конце минувшего года он получил в управление государственное региональное геологическое предприятие «Північгеологія», которое занимается разведкой и добычей золота. До недавнего времени Нацбанк золото лишь закупал.

Вторая хорошая новость для инвесторов – разработка и внедрение Нацбанком совместно с Минфином валютных ОВГЗ для продажи населению, инвесторам, банкам и фондам. Эти ценные бумаги уже появились в продаже у банков – первичных дилеров Министерства финансов. Сейчас номинал этой ценной бумаги – 1000 долларов, однако Минфин планирует выпуск ОВГЗ вдвое меньшего номинала – 500 долларов, предназначенных именно для продажи населению. Причем, Минфин планирует аукционы по размещению таких бумаг проводить еженедельно по средам.

Сейчас НБУ и Минфин ведут переговоры с тем, чтобы упростить работу банков-дилеров и повысить ликвидность рынка валютных ОВГЗ.

Шаг 6: Обеспечение баланса интересов кредиторов и заемщиков

В октябре вступил в силу Закон №3795-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг».

«Принятие данного закона дает возможность обеспечить баланс и одинаково высокий уровень правовой защиты прав как кредиторов, так и заемщиков банковского кредита, уменьшить кредитные риски и, соответственно, снизить процентные ставки по кредитам, – отметил заместитель главы НБУ Игорь Соркин. – Кроме того, мы надеемся, что принятие нового закона также будет способствовать уменьшению количества проблемных кредитов, созданию благоприятных условий для развития кредитования банками реального сектора экономики и повышения инвестиционной привлекательности страны».

В целом данный закон конкретизирует и делает возможной реализацию предусмотренных законодательством прав кредиторов и клиентов. Кроме того, Игорь Соркин напомнил, что принятым законом введен законодательный запрет на предоставление потребительских кредитов в иностранной валюте и усилена защита интересов заемщиков.

В частности, кредитора лишили права устанавливать в договоре о предоставлении потребительского кредита любые сборы, платежи, проценты, комиссии за проведение операций, которые не являются услугой и не предусмотрены действующим законом. А в случае появления подобных условий они будут признаваться ничтожными. Также кредитору запрещено отказывать заемщику в принятии платежа в случае досрочного возвращения потребительского кредита, устанавливать дополнительную плату при досрочном возвращении кредита.

Эксперты Национального банка принимали активное участие в разработке закона, так как этот закон будет способствовать поддержанию  стабильности банковской системы и защите прав банковских клиентов.

Шаг 7: Оздоровление банковской системы

В минувшем году был сделан ряд уверенных шагов в направлении оздоровления банковской системы. В первую очередь следует упомянуть о законодательных инициативах Национального банка. Кроме закона о защите прав кредиторов, приняты еще несколько важных законодательных актов. Речь идет о законах о реальных собственниках и о надзоре на консолидированной основе. Первый  обеспечивает возможность выявления реальных собственников банков, повышает их ответственность за состояние дел в банке. Второй закон призван содействовать выявлению и минимизации рисков от участия банков в финансовых группах.

Кроме того, в первом чтении приняты законопроекты о корпоративном управлении в банках и о системе гарантирования вкладов физических лиц.

Внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в Налоговый кодекс в части организации работы банков с проблемными активами. Соответствующие нормативные акты приняты Национальным банком.

Урегулирован с Налоговой администрацией вопрос списания банками безнадежной задолженности за счет сформированных резервов. Это позволило ускорить процесс очистки балансов банков и улучшило их финансовое состояние.

Завершена выплата долгов вкладчикам «Родовид Банка», идет процесс его превращения в санационный банк или банк «плохих» активов. Соответствующее постановление НБУ говорит о том, что «задачей санационного банка является проведение работы с активами государственных банков и банков, в капитализации которых приняло участие государство, направленной на максимизацию поступлений от возврата этих активов». «Родовид Банк» начнет действовать как санационный банк после выдачи ему Нацбанком соответствующей лицензии.

В январе 2012 года Национальный банк Украины, приняв во внимание консолидированную позицию банковского сообщества, представленную Независимой ассоциацией банков Украины, установил единый минимально допустимый размер регулятивного капитала для осуществления всех банковских операций, включая валютные, на уровне 120 миллионов гривен.

Активная дискуссия касательно данной нормы велась больше года, но после того, как Киевский апелляционный административный суд оставил в силе постановление НБУ № 273, обязывающее банки увеличить регулятивный капитал к 1 января 2012 года, акционеры нашли возможность докапитализировать банки. «В результате этой работы на 1 января 2012 года только четыре банка, работающих в  общем режиме, процедурно не успели завершить процесс увеличения регулятивного капитала до уровня 120 млн. грн.», – отметил замглавы НБУ Игорь Соркин.

Наряду с этим была проведена работа по усовершенствованию порядка расчета отдельных нормативов капитала, ликвидности, а также подходов к оценке активных операций и формированию резервов по ним.

Показателем оздоровления банковской системы является также и возврат банками полученных во время кризиса  стабилизационных кредитов . «В прошлом году было погашено свыше 9 млрд. грн., из них досрочно – более 4 млрд. грн. Полностью погасили задолженность по кредитам 22 банка», – подчеркнул заместитель председателя НБУ Игорь Соркин.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK