Об итогах-2011
2011 год был в целом успешным для украинского фондового рынка. Впервые общий объем торгов на фондовом рынке превысили 2 трлн. грн. Когда в 2010-м фондовый рынок Украины достиг объема в 1 трлн. грн., мы считали это небывалым успехом. Но прошел всего год, и мы перешагнули планку в 2 трлн. грн.
В течение 15 лет объем биржевых торгов на фондовом рынке не превышал 4–4,5%. Это всегда было нашей «болевой точкой»: Комиссию часто упрекали, что значительная часть операций проходит на неорганизованных торгах, вне сферы контроля регулятора. Но по итогам 2011 года доля биржевых торгов, по предварительным данным, почти достигла 15% от всех операций с ценными бумагами, составив, в то же время, 20% от объема ВВП. Таким образом, мы видим, что фондовый рынок становится более понятным, а правила игры – более приемлемыми для участников.
Почти в два раза вырос объем эмиссии ценных бумаг. Раньше мы говорили, что эта цифра несколько условна, ведь основной объем эмиссии раньше составляли государственные бумаги (до 80% операций). В этом году на них пришлось менее 50%; остальное – это акции и облигации предприятий.
В 2011 году также был сделан серьезный шаг в «раскрытии» фондового рынка для частного инвестора. Еще в 2009-м у нас даже не было понятия Интернет-трейдинг. В 2010 году мы сделали первые шаги в реализации данного проекта, и уже в 2011-м количество частных инвесторов на фондовом рынке выросло до 10 тысяч, что в 1,5 раза больше, чем в 2010-м.
О «мягком» надзоре
Сейчас в Украине, как и во всем мире, есть три основных способа участия в торгах для частного инвестора: прямое участие, доверительное управление и участие с помощью институтов совместного инвестирования. Какой-то из этих инструментов развит в большей степени, какой-то – в меньшей.
В частности, над доверительным управлением нам надо еще поработать – оно не получило на сегодняшний день широкого распространения. Преимущественно из-за того, что у многих украинцев еще живы в памяти события 15-летний давности, когда слово «траст» ассоциировалось с мошенничеством и аферами. Но за это время многое изменилось. Комиссия приложила массу усилий, чтобы повысить ответственность управляющих: мы ввели такое понятие, как деловая репутация, внедрили обязательные нормативы, которые они должны соблюдать в своей деятельности (размер собственного капитала, профессиональная подготовка сотрудников, требования к диверсификации портфеля).
В 2011 году мы поставили перед собой задачу создать целостную систему пруденциального (профилактического – Ред.) надзора на фондовом рынке. В Украине ее никогда не было, и только 2010–2011 годах мы подошли к реализации данного проекта.
Для развития системы пруденциального надзора НКЦБФР планирует установить отдельные требования к результатам финансовой деятельности на фондовом рынке. Оценки таких критериев, их соотношения и коэффициенты как раз и станут показателями, на основании которых будут реализовываться меры, упреждающие возникновение правонарушений.
О квалифицированном инвесторе
Украинское законодательство практически не ограничивает возможности для инвестирования частными инвесторами. Отдельные ограничения касаются разве что венчурных фондов, где физическое лицо не имеет права приобретать ценные бумаги фонда на сумму менее 1500 минимальных заработных плат (около 1,5 млн. грн. – Ред.). Также есть ограничение по объему передаваемых физлицами в управление торговцам ценными бумагами денежных средств и ценных бумаг – не менее 100 минимальных зарплат (около 100 тыс. грн. – Ред.).
Эти ограничения как раз и призваны минимизировать участие неквалифицированных инвесторов в рискованных схемах инвестирования.
О допуске иностранных ценных бумаг на украинский рынок
Это очень многогранный вопрос, который нельзя рассматривать только с одной стороны. Позитивный момент в допуске иностранных ценных бумаг на наш рынок, несомненно, есть. Не секрет, что в нашей стране недостаточное количество качественных финансовых инструментов. Также не секрет, что многие инвестиционные компании, а в недалеком будущем и НПФ, заинтересованы в инвестировании средств в более надежные инструменты – к ним, собственно, и относят иностранные ценные бумаги.
С другой стороны, если в Украину «пойдут» иностранные ценные бумаги, вполне вероятен отток значительной части денежных ресурсов. И тогда капитал частных инвесторов отправится, к примеру, на развитие завода в Малайзии, а не на такой же завод в Украине.
Кроме того, возникнет проблема хаотичных «перетоков» капитала и, как следствие, связанное с этим давление на валютный рынок.
На мой взгляд, идеальным вариантом в данном случае был бы допуск на украинский фондовый рынок на первом этапе лишь тех компаний, чьи предприятия размещены в Украине. Есть целая группа украинских компаний, которые уже осуществляли размещение на Лондонской и Варшавской биржах, зарегистрировав за рубежом компании, выступавшие эмитентами акций. Безусловно, бумаги данных компаний мы будем рады видеть на наших биржах. Но инициатива по обращению этих ценных бумаг на украинском рынке должна исходить не только от регулятора и частных инвесторов, но и от самих эмитентов.
Какой резон этим компаниям выходить на украинский рынок? Во-первых, так как их активы находятся в Украине, гривневые ресурсы не будут лишними для них. Во-вторых, принципы корпоративного управления, которые применяются в развитых странах, постепенно приходят и в Украину, и одним из успешных принципов мотивации менеджеров и сотрудников является продажа им части акций предприятия, на котором они работают. Но как собственники украинских смогут осуществить это, если их акции не обращаются в Украине?
Комиссия уже разработала Положение «О порядке допуска иностранных ценных бумаг к обращению на украинском фондовом рынке». Сейчас оно размещено для публичного обсуждения на сайте комиссии, и его доработка, согласно комментариям участников рынка, будет закончена уже в феврале. После этого мы направим документ для согласования профильным министерствам и ведомствам. И когда получим от них «добро», Положение будет принято и вступит в силу.
Но параллельно с этим должны быть внесены изменения в нормативные акты НБУ для синхронизации процесса допуска, обращения и расчетов по иностранным ценным бумагам. Позиция НБУ сейчас очень конструктивна. Поэтому я уверен, что мы сможем довести этот проект до логического результата в 2012 году.
О защите прав миноритариев
Ущемляются ли сейчас права миноритарных акционеров? Скажу так: многие мажоритарные акционеры с этим не согласятся. Отношения мажоритариев и миноритариев – это улица с двусторонним движением. Нельзя создавать условия для доминирования прав той или иной группы акционеров. Есть общие положения о защите интересов акционеров. А любой дисбаланс, в ту или иную сторону, будет негативен, не способствуя развитию предприятия.
Я не буду отрицать, угрозы для миноритарных акционеров есть. К примеру, это угроза вывода активов или угроза принятия решений без учета их мнения.
Но есть другие примеры, когда миноритаии не дают мажоритариям принять решения, необходимые для развития предприятия. Представьте, если у мажоритарных акционеров менее 75% акций (а это огромный пакет), но он не может, к примеру, без согласия миноритарных акционеров увеличить уставный фонд или изменить устав.
Если инвестор покупает миноритарный пакет акций, он должен отдавать себе отчет, что не сможет принимать участие в управлении компанией, и большинство решений будет приниматься без него. Единственный вариант – попробовать объединиться с другими миноритариями. Но кто даст гарантию, что интересы всех миноритарных акционеров совпадут?
О выплате дивидендов
В Украине налоговая среда не стимулирует предприятия к выплате дивидендов: сначала компания платит налог на прибыль, а потом еще отчисляет налог на дивиденды, таким образом, получается двойное налогообложение.
Кроме того, нельзя забывать, в какой ситуации находятся наши предприятия. Значительная часть основных фондов изношена: у большинства предприятий такой износ составляет 70–80%. И если не вкладывать деньги сейчас, не модернизировать предприятия, они просто не смогут быть конкурентоспособными.
Но, я вижу, что дивидендная политика значительного количества предприятий сейчас меняется. Есть масса компаний, которые выплачивают дивиденды. Но чтобы это стало общепринятой практикой, необходим целый комплекс условий – от повышения корпоративной культуры до уменьшения налоговой нагрузки.
Поэтому НКЦБФР и разрабатывает сейчас свод рекомендаций к дивидендной политике предприятий, планируя завершить его подготовку в третьем квартале 2012 года. Мы намерены убеждать эмитентов, что качественная дивидендная политика, несмотря на свою долгосрочность, это сильнейший стимулирующий инструмент для развития компании.