Главная задача при запуске такого бизнеса – привлечь к сотрудничеству максимальное количество ресторанов-партнеров. Чем больше выбор, тем больше клиентов обратится в службу доставки. Но есть и сложности – например, нужно суметь получить не только согласие ресторана доставлять своим клиентам еду из его меню, а еще и «выбить» из него комиссию за каждое реализованное блюдо. Стандартная «такса» – 5–10% стоимости заказа. Непросто на таких условиях договориться с фаст-фудами, которые готовы сотрудничать со службой доставки, но не готовы с ней делиться доходами. С другой стороны, еда того же «МакДональдса» очень популярна среди иностранцев – так что придется искать компромиссы.
Особой конкуренции в сегменте доставки еды из разных ресторанов сегодня нет. На рынке сейчас распределены десятки контор разной величины, и за последние полгода ситуация существенно не изменилась. Сдерживающими факторами бурного развития конкуренции в этой нише является трудоемкий и длительный процесс формирования базы ресторанов-партнеров, сложности по созданию эффективной системы логистики и солидные первоначальные затраты.
Начинать придется с регистрации СПД, для начала этого будет достаточно. Если бизнес серьезно вырастет и оборот увеличится в разы, нужно будет зарегистрировать еще одно СПД и регулировать денежные потоки на два малых предприятия. Скажем сразу – алкоголь доставлять в таком случае не удастся, так как торговля спиртным исключает работу на «упрощенке».
Основным капиталовложением на старте является создание современного сайта с возможностью онлайн-заказа блюд. Затраты на это стартуют от 24 тыс. грн. Разумеется, он должен включать англо–, немецко– и польскоязычные страницы. В копеечку выльется также оборудование офиса – еще около 32 тыс. грн.
Логистика – самое слабое звено, особенно если речь идет о водителях-фрилансерах, которые зарабатывают на проценте от суммы выполненных заказов. Постоянные водители-курьеры – надежнее. Но для них придется продумывать такую систему оплаты, чтобы им было выгодно эксплуатировать личные авто в интересах работодателя.
В доставочном бизнесе не обойтись без «оборотного капитала» – денег, которые ежедневно придется выдавать своим курьерам для выкупа блюд из ресторана. В среднем – до 5 тыс. грн. каждому развозчику еды.
На старте очень важна реклама. Ведь главная задача новичка – привлечь как можно больше клиентов за меньшее количество времени. А значит, нужна реклама в Интернете, раздача рекламных карточек в ресторанах или такси, в отелях и хостелах.
Начинать работу в канун Евро-2012 целесообразно, поскольку европейские футбольные фанаты, в отличие от украинских гурманов, уже давно привыкли пользоваться службами доставки еды. То есть поток клиентов в июне обеспечен. При грамотной организации всех бизнес-процессов служба доставки начинает хорошо зарабатывать уже на третий-четвертый месяц после старта. Через 7–8 месяцев только на транспортных услугах она вполне может приносить около 100 тыс. грн. дохода ежемесячно и чуть меньше – за счет комиссии от ресторанов.
Денис Рожнатовский, собственник службы доставки «Aллo24»
К началу чемпионата по футболу рестораны уже начали разрабатывать специальные меню. Они заинтересованы в сотрудничестве со службами доставки. Под Евро-2012 я запущу английскую версию сайта, а в call-центре будет работать англоговорящий оператор – без этого не обойтись. В моих планах – полностью перевести прием заказов в онлайн-сервис, отказавшись от сall-центра вообще.
Каким может быть бизнес-план службы доставки еды из ресторанов*
Статья расходов | Сумма, тыс. грн | |
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ | ||
Фонд зарплаты | ||
2 оператора call-центра | 8 | |
4 курьера-водителя со своими авто | 20 | |
Обязательные платежи и налоги | 15 | |
Расходные материалы | ||
Бензин (15 литров в день на 1 машину) | 15 | |
Мойка авто, СТО, шиномонтаж | 2 | |
Обязательные платежи | ||
Аренда помещения для операторов call-центра | 3 | |
Оплата телефонной связи | 2 | |
Оплата Интернета | 0,5 | |
Продвижение сайта в Сети | 2 | |
Реклама: печатная и в Интернете | 3 | |
ИТОГО В МЕСЯЦ | 70,5 | |
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты | 919 | |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО | 110 | |
Итого доходы за год | 1320 | |
* Расчеты журнала «Деньги».