Виталий Хомутынник - об улучшении упрощенной системы налогообложения

Виталий Хомутынник - об улучшении упрощенной системы налогообложения

-- Украинские предприниматели дождутся принятия закона по упрощенной системе налогообложения в этом году?

-- Да. Мы прошли первое чтение, прошли решение комитета на второе чтение, приняли решения по всем поправкам и еще на предыдущей сессии передали законопроект в парламент на второе чтение. Далее -- слово за парламентом, который рассмотрит проект уже в сентябре. Мы учли обращения предпринимателей, которые просили не менять правила налогообложения в конце года. Поэтому закон вступит в силу с 1 января 2012 года. Так что, с нового финансового года начнет работать новая система.

-- Какой будет эта новая система? На что рассчитывать и к чему готовиться предпринимателям?

-- Сразу скажу, мы не ликвидируем и не ломаем уже известную упрощенную систему налогообложения. Я бы сказал, что речь идет об упорядочивании правил игры. На упрощенной системе по-прежнему смогут работать как физические лица-предприниматели, так и юрлица. Отмечу, что это предприниматели, у которых не более 50 человек наемных сотрудников, а годовая выручка не превышает 5000 минимальных зарплат (4,8 млн. грн. на 01.09.2011).

Физлица-предприниматели в законе разделены на три категории. К первой относятся те, кто имеет оборот за год не более 150 минимальных зарплат (144 тыс. грн. на 01.09.2011) и не прибегает к помощи наемных сотрудников. Вторая категория -- это предприниматели с оборотом до 1000 минимальных зарплат (960 тыс. грн. на 01.09.2011) и не более чем 10 наемными работниками. А к третьей категории относятся те, у кого оборот за год не превышает 2000 минимальных затрат (1,920 млн. грн. на 01.09.2011) и также не более 10 наемных работников.

Для каждой категории установлены свои ставки налогообложения, некоторые снижены. Так, например, предприниматель, торгующий на рынке, сегодня при годовом обороте 90 тысяч гривен платит фиксированный налог в размере 100 гривен. В законопроекте предлагается для этой категории годовой оборот увеличить до 150 минимальных зарплат (на сегодня это около 150 тысяч гривен). При этом предлагается оставить минимальную ставку на уровне 10 процентов от минимальной зарплаты (на сегодняшний день -- 90 гривен).

-- Предполагает ли закон фискальное стимулирование приоритетных отраслей развития малого бизнеса?

Принято принципиальное решение разрешить юридическим лицам относить на валовые затраты расходы, понесенные в связи с приобретением у "упрощенцев" товаров и услуг

-- Этот закон определяет общие правила работы на упрощенной системе налогообложения. Мы не стали перегружать его отраслевыми преференциями. Для этих целей могут быть приняты отдельные отраслевые законы. Нам же хотелось создать понятный лаконичный закон, который бы регулировал только сферу применения упрощенной системы налогообложения.

-- Самый больной вопрос для "упрощенцев" -- запрет для юрлиц относить на валовые затраты оплату товаров и услуг, поставляемых предпринимателями, работающими на упрощенной системе налогообложеня. Эта норма сохранилась в конечном варианте закона?

-- Нет. Принято принципиальное решение разрешить юридическим лицам относить на валовые затраты расходы, понесенные в связи с приобретением у "упрощенцев" товаров и услуг. Думаю, таким образом нам удалось достичь баланса между интересами малого бизнеса и государства.

-- В свое время МВФ настойчиво рекомендовал Украине отказаться от упрощенной системы налогообложения. Учитывались ли требования Фонда при подготовке закона? Возможно, был найден какой-то компромисс?

-- На самом деле, дискуссии по этому закону с МВФ у нас не было. Это сугубо наше дело, как нам стимулировать развитие бизнеса в Украине. Каждое государство имеет полное право вводить определенные льготы для каких-то отраслей, секторов экономики, в том числе и для малого бизнеса.

-- Каким образом планируется снизить стимулы для коррупции при налоговых проверках?

-- Во время работы над Налоговым кодексом одной из основных задач было противодействие коррупционным действиям со стороны налоговиков. На наш взгляд, мы заложили определенные принципы в этом направлении. Одним из нововведений стало практическое внедрение системы автоматического возврата НДС, где контакт плательщика и налоговиков сведен к нулю. Решению этого вопроса также способствует более широкое использование практики электронной формы подачи деклараций. В этом случае налоговик не может по надуманным причинам отказать в приеме декларации.

Большое значение имеет четко определенные кодексом права органов ГНС. Они существенно уменьшены и классифицированы. Существенным вопросом, на мой взгляд, является организация порядка проведения налоговых проверок. Кстати, сроки их проведения значительно сокращены.

-- Тем не менее, сразу после принятия Кодекса было много нареканий на то, что полномочия налоговой, напротив, расширяются. Уже прошло более полугода. В результате, проверки участились или нет?

-- Сейчас на проверки малого бизнеса действует мораторий. Это был сначала внутренний приказ ГНАУ, а потом мы внесли это в Налоговый кодекс. Что касается других субъектов хозяйственной деятельности, то пока все в прежнем режиме. Ведь полностью отказаться от проверок мы тоже не можем.

-- В связи с запуском программы легализации зарплат работодатели настаивают на снижении нагрузки на фонд заработной платы. Только в этом случае они смогут перевести своих сотрудников на "белые" зарплаты. Будут ли предприниматься какие-то шаги в этом направлении?

-- Если честно, я не вижу сейчас возможности это сделать. Снижение ставок по соцвзносам отразится, в первую очередь, на Пенсионном фонде. А он ведь и так испытывает колоссальный дефицит ресурсов. Кроме того, была принята Пенсионная реформа, внедрение которой требует достижение бездефицитного ПФ. Говорить о том, что стоило бы это сделать, конечно, можно. Но на деле средств для этого нет.

-- А в свете принятия Пенсионной реформы планируется ли введение налоговых льгот для стимулирования частных инвестиций, в частности, на пенсионные и страховые цели?

-- Уже действующим налоговым законодательством предусмотрен довольно широкий перечень налоговых льгот для физических лиц, которые принимают участие в пенсионных программах НПФ, вносят средства на банковские счета или участвуют в страховых программах.

К примеру, не подлежат налогообложению суммы пенсионных взносов в НПФ и суммы страховых взносов. Выплаты по краткосрочным и среднесрочным программам страхования освобождаются от уплаты налогов (при соблюдении определенных условий, предусмотренных Налоговым кодексом).

Стимулом для участия населения в долгосрочных страховых и пенсионных программах является частичное освобождение от налогообложения выплачиваемых сумм. Налогообложению подлежит только 60% выплаты. Выплаты некоторым гражданам (инвалиды I группы, лица старше 70 лет) вообще не облагаются налогами.

Также не предусмотрено налогообложение сумм одноразовых пенсионных выплат для участников НПФ по суммам, внесенным до 2004 года.

Кроме того, сейчас проводится эксперимент на базе холдинга "Киевгорстрой". Согласно его условиям, часть заработной платы, которую сотрудники компании направляют на пенсионное накопление, полностью освобождается от налогов. Также от налогов освобождены все пенсионные выплаты до 2012 года. Если в результате эксперимента мы увидим, что такие льготы реально стимулируют людей больше откладывать на пенсионное обеспечение, не исключено, что мы расширим рамки эксперимента до национального масштаба.

По материалам dengi.ua



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK