У себя на родине Ганс Венцль не имел даже трактора. В Украине он арендует несколько тысяч гектаров земли, строит уже второй элеватор. Немец говорит, что счастлив в Черкасской области, хотя работа с украинцами и «требует терпения».
Просторные поля, сотни и тысячи гектаров непаханых черноземов. Ганс Венцль не мог поверить своим глазам: это все никому не нужно? Когда фермер из Баварии осенью 2002 года впервые приехал в Украину, он был поражен увиденным. «В Германии о такой площади фермеры и не мечтают», - говорит он. «Один знакомый повез меня в Черкасскую область. Когда мы приехали в село с разоренным колхозом, все было заросшим сорняками. Людям нечем было кормить животных », - вспоминает Венцль. Он признается, что ехал в Украину из любопытства и никогда не думал, что останется здесь работать. «Когда я приехал и рассказал о украинских землях своему сыну, он очень заинтересовался. Он только что закончил учебу на агронома и помогал мне по хозяйству. Поэтому в следующий раз мы поехали вместе », - вспоминает фермер.
На тот момент Ганс Венцль обрабатывал в Германии 150 гектаров. По немецким меркам - среднее хозяйство. «У нас слишком много фермеров и мало земли», - говорит баварец. Небольшие хозяйства в Германии выживают исключительно за счет бюджетных субсидий. В Германии у него даже тракторов своих не было - нерентабельно. Всю технику немецкие фермеры берут в аренду.
Мечта «о чем-то большом»
Ганс Венцль еще смолоду мечтал о «чем-то великом». Некоторые друзья, уставшие всю жизнь «топтаться на маленьком клочке и прозябать на субсидии»,уехали из Германии - кто в Новую Зеландию, кто в Бразилию или Канаду. Звали туда и Венцля. Но так далеко ехать не пришлось - он нашел «свое счастье» в Европе. Увидев украинские просторы, немец почувствовал: это его шанс вложить жизненный и хозяйственный опыт - «настоящий вызов». В августе 2003 года в доме культуры села Роги в Черкасской области Ганс Венцль с сыном провели встречу с общиной. «Мы поделились планами и люди поверили нам». В том же году немцы взяли в аренду более тысячи гектаров бывших колхозных земель.
Как же он решился, будучи в предпенсионном возрасте, бросить все и начать все «с нуля» в чужой стране? «Сначала я даже боялся рассказывать о своих планах родным и друзьям. Боялся, что меня все начнут отговаривать. Когда все узнали, подумали, что я сумасшедший », - признается Венцль. Или не пожалел он об этом решении? «Уставший от ежедневных проблем я уже тысячу раз садился вечерами и спрашивал себя -«зачем тебе все это? Но на следующее утро просыпаешься и с новым рвением становишься к работе. Я очень полюбил эту землю, эту страну», - говорит фермер.
Хозяйство на Черкасщине теперь для Венцелей - семейное дело. Старший сын, экономист по образованию, ведет бухгалтерию. Правда, приезжает в Украину нечасто - у него в Германии маленькие дети. Младший сын, агроном, заведует техническими вопросами. Именно младшему сыну в будущем перейдет хозяйство в Рогах. «Если бы сын сразу не сказал, что будет здесь работать, я бы за это и не брался», - говорит старший Венцль.
Вести бизнес в Украине очень непросто, признает немец. То квоты на экспорт зерна введут, то какие-то нормы новые вдруг появятся. Но при всем этом: сегодня он имеет то, о чем в Германии и мечтать не мог. «Если бы кто-то сказал мне десять лет назад, что на твоем предприятии будут работать 30 человек, я ни за что бы не поверил. В Германии у меня был только один помощник », - рассказывает фермер.
Сегодня в селе Роги Ганс Венцль - работодатель номер один. Его предприятие «Дукра-Агро» обрабатывает более двух с половиной тысяч гектаров. «Откровенно говоря, -признается он, - с этим хозяйством могли бы справиться и вдвое меньше сотрудников. Но мне важно, что у людей в селе есть работа. Когда они давали землю в аренду, они доверились мне, и я помогаю чем могу », - говорит немец. Надо в школе обустроить компьютерный класс - Ганс. Надо фонари возле сельсовета поставить - конечно, Ганс. Надо церковь достроить - кроме немца не к кому и пойти.
«Это большая ответственность», - говорит фермер. Не трудно ли управлять большим коллективом в другой стране? Ганс Венцль качает головой: не единственное требование - не пить в рабочее время. «Для меня это стало сюрпризом, что люди могут ходить на работу навеселе. Очевидно, в бывшем колхозе это было нормой », - говорит фермер. Еще одно требование: везде должен быть порядок - в мастерских, на поле, в складских помещениях. «Пришлось набраться терпения», - говорит немец. В наследство от колхоза ему достались не только непаханые поля, но и рабочие - способные и трудолюбивые, но недисциплинированные.
«Работают себе, скажем, четверо, стену штукатурят. Один пошел за каким-то ведром и скрылся на минут 15. Остальные трое сели и ждут, будто без него дальше работать нельзя. Это очень типичная ситуация », - пожимает плечами шеф. Ссориться нет смысла, понял немец. Когда он видит «непорядок», пытается по-дружески «взбодрить» рабочих. Венцль и сам берется за любую работу: то строительство, то починка трактора. Немец признается: без двух ассистентов, бухгалтера Александра и агронома Валентина, он бы не справился. Эти сотрудники хорошо знают немецкий и проходили практику в Германии.
«Остается здесь - один из ста»
«Здесь все совсем по-другому, чем в Германии. Совершенно иначе! Планировать на будущее практически невозможно, нет никакой уверенности в том, что обещанное будет сделано. Если хочешь здесь работать, надо изменить свои представления о жизни », - говорит Венцль.
К баварца все время приезжают какие-то гости из Германии. Среди них и немало фермеров, которые тоже мечтают о «непаханых просторах». «Очень интересуются. Я им откровенно рассказываю о своем опыте - о позитивном и негативном, что я здесь пережил. Многие хотят пойти вслед за мою в Украину. Но в итоге приходит разве что один из ста », - с улыбкой рассказывает Венцль.
Немец из соседнего села
Баварец говорит, что с украинцами уже нашел общий язык. «Я уже кое-как научился говорить на суржике», - хвастается он. Фактически Венцль живет «между двумя странами» - шесть-семь месяцев в Украине, остальное время, когда работы не так много - в Германии. «Всегда быть здесь я бы не смог. У меня здесь никого нет. С односельчанами мы общаемся дружелюбно. Но для них я остаюсь «немцем» - чувствуется некоторая дистанция », - признается фермер. Долгими летними вечерами ему первые годы бывало довольно одиноко. Пока несколько лет назад в соседнем селе не открылся Немецкий аграрный центр. «Теперь мы с Гайнрихом Шюле, руководителем центра, часто проводим свободное время вместе», - говорит фермер. Односельчане, по его словам, очень приветливые и всегда приглашают на все праздники «на несколько рюмок». Однако языковой барьер все равно не дает возможности общаться так, чтобы построить дружеские отношения.
На положительные изменения в Украине нужно будет время, говорит Венцль. «За эти годы, пока я здесь, я вижу как пропасть между богатыми и бедными увеличивается», - сетует Венцль. Но есть и основания для оптимизма: «когда я приехал сюда, здесь и телевизор был не у каждого. Теперь же у многих есть интернет». Немец убежден, что более образованные и информированные люди в будущем приведут в порядок свою.
«Украина - страна с очень большим потенциалом», - заключает Ганс Венцель. Немецкий фермер благодарен этой стране за шанс реализовать себя на земле. «Самое неприятное, - говорит немец, - что люди вынуждены бросать свою землю и ехать в загазованные города, ибо в деревне мало работы». Государство должно позаботиться о том, чтобы переломить эту тенденцию. К тому же, в Украине ощущается «мода на Киев», говорит немец. «Каждая сельская фирма думает, что ей нужен офис в Киеве - это нонсенс», - качает головой фермер. Ему офис в столице не нужен - он принимает деловых партнеров в немного подремонтированном зданииадминистрации колхоза.
По материалам