«В прошлом году, уволившись с должности менеджера одной из столичных компаний, я решил вложить свои накопления и купил франшизу по развитию сети ресторанов быстрого питания. У франчайзинга есть как плюсы, так и минусы. К положительным сторонам можно отнести высокую скорость развития бизнеса, скидки и бонусы при закупке продукции. Но есть и отрицательные – это некорректность планирования бизнеса со стороны партнеров и невозможность контролировать качество продукции, предоставляемой франчайзером. Причем, как мне кажется, минусов больше, чем плюсов», – делится опытом предприниматель Иван Вольный. Увы, примеров разочарования во франчайзинговом методе ведения бизнеса очень много. Впрочем, немало и успешных проектов. Яркими примерами работы по франшизе в Украине являются такие торговые марки, как «Форнетти», «Аптека Доброго Дня», Double coffee, «Картопляна Хата», «Пицца Челентано», «Євротоп», Columbia, «Монарх», «Наш Край». «Деньги» узнали, с какими рисками придется столкнуться предпринимателю, решившему приобрести франшизу.
Дешевый StartUp
Среди самых привлекательных сторон ведения бизнеса по франшизе, – прогнозируемый объем инвестиций на «старте» и уже опробованный не единожды бизнес-план. Говорят также и о небольшом объеме капиталовложений. Но часто затраты только кажутся невысокими. По словам директора департамента консалтинга Ассоциации франчайзинга Евгении Кривонос, чтобы правильно оценить свои возможности и не разочароваться, нужно учесть все расходы. «Например, первая группа затрат – это расходы на поиск самого бизнеса, экспертизу договоров, поездки и прочие приготовления. После подписания договора появляются расходы на аренду помещения и его ремонт, закупку оборудования и декорирование помещения, регистрацию предприятия и его запуск», – напоминает г-жа Кривонос.
Стоимость франшизы обычно не превышает 10 % от всех прочих расходов (если помещение не куплено, а взято в аренду). Во франчайзинговом бизнесе могут быть и скрытые расходы, которых не видно из договора. Например, франчайзер передает дизайн ресторана. Но во франчайзинговый пакет входит только эскиз-проект. Соответственно, привязать эскизы к помещению должен будет или специалист франчайзера, или местный дизайнер, – естественно, за отдельную плату. Поэтому до подписания договора стоит уточнить все детали. Конечно, сам франчайзер вряд ли о них расскажет сполна – придется пообщаться с другими франчайзи. Познакомиться с ними можно как независимо от франчайзера, так и с его помощью – успешный продавец франшизы вряд ли станет скрывать своих состоявшихся франчайзи.
Куда податься
Если распределить франшизы по объему первоначальных инвестиций, то пальма первенства по дешевизне – у сферы услуг. В этом случае для открытия франчайзинговой точки потребуется в среднем около 10 тыс. долларов при окупаемости в течение первого года работы. На втором месте – общепит, где скромную точку по продаже выпечки можно создать за 2 тыс. долларов. Хотя, конечно, в пиццерию или кофейню придется вложить более 100 тысяч долларов. Например, стартовый капитал для открытия точки быстрого питания «Форнетти» понадобится 5 тыс. долларов, а вот чтобы открыть ресторан под ТМ «Пицца Челентано», первоначальный капитал должен быть не менее 150 тыс. долларов. Окупаемости в этом секторе можно достичь за полтора-три года. А почетное третье место – у ритейла. Для открытия торговой точки обычно нужно от 10 до 200 тысяч долларов. В эту сумму входит ремонт, поскольку магазин должен соответствовать фирменному стилю, а также закупка первой партии товара.
Расстаться полюбовно
Увы, развитие бизнеса по франшизе нередко заканчивается скандальным разрывом взаимоотношений партнеров, а иногда и судебными разбирательствами. «Несколько лет я был франчайзи одной крупной отечественной мебельной компании. Но в 2009 г. спрос на дорогую мебель упал, и я решил в своем магазине представить более дешевую продукцию другого производителя. В результате у меня возник конфликт с франчайзером, и мне пригрозили судом», – рассказывает предприниматель из Ровно Евгений Ковальчук. Сейчас бизнесмен все еще формально работает по франшизе, однако постоянно в ожидании иска.
Часто возникают такие ситуации, когда методика ведения предлагаемого бизнеса толком не отработана – в этом случае франчайзи рискует не уложиться на старте в ту сумму, о которой сообщает франчайзер. В ином случае продавцы продают не столько франшизу, сколько просто организовывают с помощью франчайзи точку сбыта своего товара. А это значит, что никакой реальной поддержки от партнера предпринимателю не дождаться. Важно и то, что некоторые франчайзеры, как в случае с Евгением Ковальчуком, в схеме работы не учитывают фактор снижения доходов населения. А ведь франшиза – это готовая модель ведения бизнеса, опробованная временем, которая должна учитывать все детали, в том числе изменение доходов и характера спроса и прочие рыночные факторы.
В результате франчайзи, вкладывая немалые средства в построение бизнеса, оказывается отчасти обманутым, а срок окупаемости проектов растягивается до бесконечности. Поэтому предприниматели, чувствуя, что бизнес начинает идти под откос, хотят принимать решения самостоятельно. И если их мнение расходится со мнением франчайзера, между партнерами возникает конфликт. «Решив заняться бизнесом по продаже кофейного оборудования и кофе, я стал франчайзи одной крупной компании. Но в процессе работы я понял, что основной заработок получал не от продажи оборудования, а от торговли готовым кофе и пирожными. Тогда мои партнеры, аргументируя это тем, что я нарушаю условия договора, лишили меня скидок при закупке кофе», – рассказывает бизнесмен из Донецка Леонид Черных. Впрочем, г-н Черных смог договориться с партнерами и не прекратил сотрудничество с франчайзером. «По взаимной договоренности сторон я до сих пор продаю кофе в своем кафе, однако уже не использую торговую марку франчайзера», – рассказал предприниматель.
Вообще, по мнению партнера юридической компании «Юрвнешсервис» Анны Цират, в случае возникновения конфликта между партнерами всегда нужно стараться найти приемлемый для обеих сторон выход, потому что судебное разбирательство вряд ли принесет пользу. «Заключение договора франчайзинга сродни подписанию брачного контракта – все оказываются в одной упряжке. Выбор партнеров имеет огромное значение – для нас важно, чтобы франчайзи были порядочными, имели определенную свободу творчества и вносили в дело что-то свое», – отмечает генеральный директор Zarina Group SA Наталия Нетовкина. Впрочем, не стоит забывать, что свободы у предпринимателя, работающего по франшизе, будет не так и много. И если предприниматель всю жизнь мечтал создать что-то свое, продумал все до деталей, ему тяжело будет смириться с тем, что он не может вносить существенные изменения в концепцию бизнеса. Поскольку франшиза – это, прежде всего, дисциплина и четкое следование правилам франчайзера.
Словарик инвестора
Франчайзер – тот, кто предоставляет франшизу
Франчайзи – тот, кто покупает право на использование франшизы
Франшиза (область деятельности), франчайзер | Стоимость, долл. | Инвестиции в открытие, запуск, долл. | Роялти, долл. | Через сколько окупится | Требования к потенциальному партнеру |
«Золотой ломбард» (финансовые услуги), ПО «Золотой Ломбард» «Финансовый супермаркет «Арис» и компания» | 3500 | от 7500 | 250 / c 3 месяца – 2000 грн.; со второго года 7% от дохода (мин. 1500 грн.) | от 6 до 12 мес. | Помещение должно располагаться в проходном месте (спальный район, рынок, вокзал, метро, торговый центр) |
«Форнетти» (мини-пекарни горячей выпечки), Fornettі Венгрия | 1400 | 5000 | нет | 3-6 мес. | Торговая площадь 8-16 кв. м; |
Double coffee (сеть кофеен), латвийская компания DC HOLDING | 35000 | 210000 | 5,0% / ежемесячно (от оборота) и 2% ежемесячно (от оборота) рекламные отчисления | Около 24-36 мес. | Наличие площади от 150-250 кв. м |
«Пицца Челентано» (ресторан быстрого обслуживания), Марк Зархин, основатель ТМ «Пицца Челентано» | По договоренности | 150000 | 1,5% от оборота | От 28 мес. | Наличие помещения в посещаемом месте |
«Евротоп» (магазины обуви и аксессуаров), ООО «МТІ» | нет | От 50000 | 3% от закупки | 10-18 мес. | Пакет обязательных брендов |
Columbia (магазины одежды, обуви и аксессуаров) | нет | 100000 | 2% (от суммы закупки по дилерским ценам) | 12 мес. | Соблюдение стандартов дизайна |
«Монарх» (магазины одежды, обуви и аксессуаров), компания «Пальмира-Рута» | нет | От 60000 | 3,0% / ежемесячно (от реализации в закупочных ценах) | От 18 мес. | Торговая площадь от 80 кв. м, ценовая политика |
«Компьютер в каждый дом» (финансовые и юридические услуги – ИТ-оборудование в лизинг) владелец франшизы – ЗАО «Лизинг ИТ» | 1000 | от 25000 | 10,0% ежемесячно (от оборота) | от 12 до 18 мес. | Наличие арендованных или собственных площадей – от 10 кв. м |
«Пиволюб» (продажа живого пива), СПД Подолянко | 2500 | от 8000 | отсутствует | от 4 мес. | Наличие помещения в проходимом месте |
«Моя кондитерская» (сеть кондитерских), Best restaurant system | 30000 | от 100000 | 4% ежемесячно (от оборота) | от 18 до 36 мес. | Наличие арендованных или собственных площадей – от 50 до 200 кв. м |
«Кюртош Калач» (продажа калачей), ЧП Кюртош | нет | 37500 грн. (либо покупка печи за 13335 грн. (с логотипом, при работе с сырьем франчайзера) | нет | от 18 мес. | Покупка оборудования и работа с сырьем франчайзера |
Lune Bleu (магазин бижутерии и аксессуаров), Lune Bleu SL | нет | От 50000 | нет | от 6 до 12 мес. | Наличие арендованных или собственных площадей – от 20 кв. м |
«Теремок» (магазины детской и подростковой мебели), ООО «Прагматика Украина» | нет | От 12500 | нет | от 12 мес. | Покупка товара и наличие арендованных или собственных площадей – от 40 кв. м |
«Уно моменто», химчистка | 7000 евро | От 50 тыс. евро | Нет данных | От 36 мес. | Нет данных |
«Индустрия чистоты» (бытовое обслуживание), ООО «Мельница» | 430 | От 4000 | 55 со 2 месяца | от 2 до 4 мес. | Минимальная площадь помещений 30 кв. м |
Soley, туристическое агентство (без отчислений при продаже туров) | 800–3000 | 3500–15000 | В зависимости от сезона | от 12 мес. | Офис – от 4 кв. м, связь – от одной стационарной телефонной линии, выделенного интернет-канала, возможность размещения наружной рекламы |
Преимущества и риски работы по франшизе
Преимущества | Риски |
Наличие известного бренда | Наличие «скрытых расходов» (например на приведение бизнеса в соответствие с бренд-буком) |
Наличие готового бизнес-проекта (готовый дизайн, технология бизнес-процессов) | Продажа «сырых» франшиз, когда бизнес-проект не разработан |
Готовый список проверенного оборудования | Неоправданно высокие затраты на оборудование |
Налаженные связи с поставщиками | При работе с иностранными франчайзерами конечная цена продукции имеет валютную составляющую |
Наличие готовой рецептуры | Франчайзеры контролируют ассортиментный ряд и ценовую политику франчайзи |
Доступ к качественным материалам | Завышенные цены на материалы |
Готовые решения по работе данного бизнеса | Низкая маржа и высокая конкуренция со стороны других франчайзи |