"Я уверен, что предприниматель-новичок может и должен начинать проект за свои деньги. Закладывать квартиру, одалживать у знакомых, брать кредиты. А привлекать инвесторов стоит уже тогда, когда есть прототип, работающая бизнес-модель, а лучше -- прибыльный проект", -- вот что сказал "Деньгам" известный украинский интернет-предприниматель Денис Олейников, когда мы попросили рассказать о том, в какой бы "молодой" проект он согласился инвестировать.
Но что же делать начинающему бизнесмену, у которого нет ликвидного залога или богатых друзей? Ведь банки при выдаче кредита требуют, чтобы бизнес имел ликвидный залог и успешный опыт работы как минимум год. Инвестиционные фонды, даже венчурные, тоже осторожны в своих капиталовложениях. И именно частные инвесторы или "бизнес-ангелы", как их называют во всем мире, чуть ли не единственные готовы вкладывать деньги в бизнес, выстраиваемый с нуля.
Как найти инвестора
В Украине пока очень мало "бизнес-ангелов", тем не менее, интерес к начинающим предпринимателям растет. Например, уже 5 лет существует Ассоциация частных инвесторов Украины (АЧИУ), которая объединяет многих украинских "бизнес-ангелов", интересующихся преимущественно информационными технологиями, медициной, машиностроением, энергетикой, экологией и сельским хозяйством. Ассоциация поддерживает проведение различных форумов и мероприятий, на которых инвесторы и начинающие бизнесмены могут найти друг друга.
Есть поистине "глобальное" мероприятие, на которое съезжаются инвесторы из многих стран -- Investor Day Central and Eastern Europe. Правда, оно нацелено исключительно на проекты, связанные с Интернетом и IT-отраслью, равно как и "iForum -- Украинский форум интернет-деятелей", а также регулярный Startup Crash Test, который практически каждый месяц отбирает самые привлекательные инвестиционные идеи.
Кроме того, существуют компании, которые готовы свести предпринимателя и инвестора. Например, одна из них -- "Клуб частных инвесторов Startup.ua". Непосредственно на сайте компании можно разместить заявку, отправив описание проекта с требуемым объемом инвестиций.
Хорошую службу начинающему предпринимателю может сослужить вовремя данная личная рекомендация. "Выходить на потенциальных инвесторов можно и через руководителей компаний, в которые "бизнес-ангелы" уже вкладывали свои деньги, либо через юристов и других экспертов, с которыми те работают", -- рекомендует соучредитель и управляющий директор фонда "TA Venture" Виктория Тигипко.
Предупредим сразу -- коэффициент полезного действия подобных мероприятий и ассоциаций не слишком высок. Но его можно повысить, четко следуя тематике мероприятий и принятым там стандартам представления бизнес-проектов. Как минимум, стоит присмотреться к опыту тех, кто инвесторов на подобных мероприятиях заполучил.
Kак получить деньги
Выбирая проект, "ангелы" оценивают личность, амбициозность и профессионализм предпринимателя, потенциал роста конкретного сегмента рынка и конкурентные преимущества проекта (см. "Как выглядит идеальный "бизнес-ангел"). "Чем привлекательнее проект, чем он перспективнее, тем выше интерес со стороны инвесторов, а значит, велики шансы, что они "вольют" в бизнес-идею немалые суммы", -- говорит управляющий директор BayView Innovations, основатель инкубатора GrowthUP Денис Довгополый.
Поэтому, ключевая задача предпринимателя -- создать у инвестора уверенность в том, что представленная им идея уникальная и имеет высокие шансы на успех, а сам предприниматель сможет вывести бизнес на окупаемость. Чтобы четко донести свою идею, потребуется бизнес-план, при составлении которого надо максимально четко поставить задачу, которую решает предприниматель (см. "Как презентовать свой бизнес-проект инвестору"). "Деньги" писали о том, как составлять бизнес-планы 10 февраля 2011 года.
И, конечно, необходимо оценить требуемый объем инвестиций, куда они будут направлены, а также, какую долю в бизнесе получат инвесторы. Разумеется, нужно также представить финансовый прогноз с указанием дохода, затрат и прибыли на ближайшие 3--5 лет, а вместе с ним -- сроки выхода на самоокупаемость.
"В идеале бизнес-план должен продемонстрировать, что бизнесмен является экспертом в своей отрасли и на своем рынке, а также знает, что требуется для превращения идеи в успешный бизнес", -- поясняет Виктория Тигипко.
Кроме того, предпринимателю необходимо увидеть новые возможности, прежде чем они станут очевидными для других. Старт-ап должен быть ориентирован на широкий и быстрорастущий сегмент или даже на рынок, иметь определенный уровень защиты, который делает его трудным для копирования, что даст фору перед конкурентами.
Бизнес по любви
Практически все "бизнес-ангелы" концентрируются на начальных стадиях жизни бизнеса -- на разработке продукта, технологии и их запуска на рынок. При этом инвесторов практически не интересуют такие вещи, как залог, поручительство, положительная кредитная история. Для "бизнес-ангелов" важнее всего личный контакт с предпринимателем, а также гарантии получения доли в бизнесе.
"На начальном этапе инвестор готов иметь 20--25% долю в проекте, на этапе развития, с довложением капитала, условия могут измениться до 40--50%, так как предприниматель уже не склонен выходить из партнерства, ощутив отдачу от бизнеса", -- объясняет генеральный директор инвесткомпании Foyil Asset Management Наталия Матусевич.
Одна из ключевых особенностей прямого инвестирования состоит в том, что "бизнес-ангелы" реинвестируют прибыль до определенного момента, когда проект достигнет некого максимума своей стоимости. Обычно, это происходит в течение 3--7 лет и в том случае, если бизнес обеспечивает рентабельность хотя бы на уровне 20--30%. После этого инвестор обычно продает свою долю в этом бизнесе.
Как выглядит идеальный «бизнес-ангел»
- Успешный, опытный бизнесмен, ищущий объект для инвестирования.
- Вкладывает в проекты с «нуля» на этапе их создания.
- Не требует от предпринимателя гарантий, залога, положительной кредитной истории.
- Готов инвестировать суммы до 50–300 тыс. дол. на 3–7 лет.
- Согласен на долю в бизнесе в пределах 20–40%.
Где искать инвесторов для бизнеса?
На различных специализированных мероприятиях, например:
- через компании и предпринимателей, которые уже получили деньги от «бизнес-ангелов»;
- с помощью «краш-тестов», которые проводятся для молодых бизнесменов.
Как презентовать свой бизнес-проект инвестору?
- Убедить в перспективности и успешности предложенной идеи.
- Объяснить, кто станет основным потребителем товара или услуги.
- Описать технологию и каналы продаж.
- Рассказать, как бизнес будет зарабатывать деньги и когда станет окупаемым.
- Охарактеризовать основных конкурентов и преимущества бизнеса.
- Оценить требуемый объем инвестиций, куда они будут потрачены.
- Договориться с инвестором о сроках инвестирования и доле в бизнесе.
Какие отрасли сейчас больше всего интересуют инвесторов?
- Интернет-рынок и IT-технологии.
- Энергосбережение и экология.
- Маркетинг, реклама.
- Туризм, гостиничный, ресторанный бизнес.
- Розничная торговля.
- Медицина, фармакология.
Резюме: Игнорирование простых и кажущихся очевидными рекомендаций, изложенных в статье, -- самая частая причина неуспеха при поиске инвестора в старт-ап. Увы.