Обнаружив, что в кризис квартиры изрядно подешевели, инженер Анатолий Астафьев решил купить капитальный гараж для своего автомобиля. Каково же было его удивление, когда он, обойдя несколько гаражных кооперативов, выяснил, что гараж ему обойдется в $20 тыс., что ничуть не меньше, чем в 2008 году. "Мой автомобиль сейчас стоит дешевле, чем гараж, так что будет моя "ласточка" жить под домом", -- разочарован Анатолий. Но думают так далеко не все автовладельцы. Многие ищут выгодные покупки -- и находят!
Сколько за гараж
Действительно, несмотря на кризис, цены на гаражи продолжают "кусаться". Как и в 2008 году, купить гараж в Киеве можно и за $5 тыс. -- столько просят за металлическое сооружение на окраине города в кооперативе.
Капитальные (кирпичные или бетонные) гаражи стоят не менее $15--20 тыс. Прежде всего на цену влияет расположение гаража и форма собственности на него. Например, приватизированный гараж в гаражном кооперативе, расположенном рядом с хорошей транспортной развязкой (метро, маршрутные такси) стоит примерно на 20% дороже, чем гараж в том же кооперативе, только неприватизированный. Отдельного внимания заслуживают самостоятельные гаражи. Их цена тоже может быть относительно невелика -- до $10 тыс. Однако в большинстве случаев их строительство не узаконено и перспективы получения документов на них -- весьма туманны.
Если покупать гараж желания нет, а оставлять авто без присмотра страшно, можно либо арендовать гараж, либо "застолбить" место на охраняемой автостоянке. В Киеве аренда гаража стоит минимум 500 грн в месяц, а вот место на стоянке обойдется дешевле -- 300--350 грн.
Срок окупаемости гаража -- около 80 месяцев. Почти вдвое короче, чем у однокомнатной квартиры!
Купить -- не так просто
Покупка гаража может стать более сложной задачей, чем покупка квартиры. Например, если приобретается гараж в гаражном кооперативе, то нужно сразу же уточнять -- покупается ли частная собственность или членство в кооперативе, или и то и другое. Если гараж приватизирован, то помимо договора купли-продажи, продавец -- член гаражного кооператива -- должен написать заявление председателю о выходе из кооператива, а новый владелец -- о вхождении в кооператив. При этом новому владельцу гаража, скорее всего, нужно будет внести членский или вступительный взнос. В лучшие времена взнос ограничивался "накрытой поляной". Сейчас же -- несколько сотен долларов.
После заключение договора купли-продажи приватизированного гаража нужно обратиться в БТИ для переоформления права собственности. Процедура может занять от недели до месяца, в зависимости от "загруженности" БТИ. Цена вопроса -- около 1000 грн.
Куда сложнее обстоят дела с покупкой неприватизированного гаража. Сама такая сделка может вызывать сомнения -- как можно продать то, что тебе не принадлежит? Обычно сделка заключается в присутствии председателя кооператива, то есть просто переписывается членство в кооперативе на нового владельца. Решаясь на такую покупку, нужно знать о том, что с приватизацией впоследствии могут быть сложности: в частности, не всегда можно найти документы на землеотвод под кооперативом. А без них вопрос по приватизации не будет принят к рассмотрению.
Кто в ответе за авто
Автомобиль, оставленный на платной стоянке, могут угнать или повредить. Минувшей зимой во время сильного снегопада на авто киевлянки Елены Шахно, которое находилось на автостоянке, упала часть дерева. "Хорошо, что это была вишня -- ветка тонкая, и слой снега на машине защитил крышу от повреждений. Иначе предприятию пришлось бы компенсировать владельцу затраты на ремонт", -- говорил тогда начальник автостоянки.
Насколько сговорчивыми окажутся сотрудники иных автостоянок в случае повреждения или угона авто -- вопрос сложный. Юрист юридической фирмы Dignum Евгений Чуприна говорит, что деятельность по хранению транспортных средств на автостоянках регламентируется сводом правил, утвержденным постановлением Кабмина. Согласно этим правилам, автостоянки гарантируют сохранность транспортных средств, принятых на хранение. А в случае их исчезновения, разукомплектования или повреждения при хранении предприятия несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Однако не все так просто. Гражданским кодексом предусмотрено, что хранение имущества осуществляется на основании договора хранения, по которому компания обязуется не допускать проникновение сторонних лиц на территорию автостоянки (бокса, гаража). Причем договор должен быть заключен в письменном виде. "Заключение договора хранения -- необходимое условие для гарантированной охраны транспортного средства на автостоянке", -- рассказал г-н Чуприна.
Если же договора нет, то доказательными документами являются квитанции, номера или жетоны. Однако для судебного разбирательства одних только квитанций недостаточно. "Суд рассматривает квитанцию лишь как подтверждение оплаты за предоставление услуг, которая не устанавливает никакой материальной ответственности для стоянки", -- отметил г-н Чуприна. Поэтому если договора с автостоянкой нет, то придется либо самому оплачивать ущерб, либо пытаться мирно договориться с руководством предприятия. А если автостоянка предложила подписать договор, нужно внимательно его прочитать. По словам юриста, часто в него вносят пункт о снятии ответственности с автостоянки в случае угона или повреждения транспортного средства. Тогда это почти все равно, что держать авто просто под окнами.
Необходимые действия в случае угона/повреждения транспортного средства на автостоянке:
- сообщить об этом должностному лицу автостоянки;
- сфотографировать в присутствии должностного лица автостоянки и свидетелей все видимые повреждения транспортного средства;
- вызвать сотрудников ГАИ для составления протокола (в случае повреждения транспортного средства) или сотрудников районного управления милиции (в случае угона транспортного средства);
- сообщить своему страховому комиссару о наступлении страхового случая (при КАСКО страховании);
- проведение экспертизы полученных повреждений для калькуляции суммы ущерба.
Примерные цены на покупку гаражей
Город | Характеристики | Цена, $ |
Киев | 3-уровневый отдельно стоящий гараж на два автомобиля. Гараж на территории гаражного кооператива. Имеется свидетельство на право собственности | 46 000 |
Киев | Индивидуальный 2-этажный капитальный гараж | 75 000 |
Киев | Металлически гараж в гаражном кооперативе, приватизирован | 5000 |
Днепропетровск | Капитальный гараж в кооперативе, приватизирован | 8000 |
Днепропетровск | Индивидуальный металлический гараж | 4500 |
Днепропетровск | Индивидуальный капитальный гараж | 1500 |
Донецк | Капитальный гараж в кооперативе, приватизирован | 15 000 |
Донецк | Капитальный гараж в кооперативе | 4500 |
Львов | Индивидуальный капитальный гараж, приватизирован | 14 000 |
Львов | Капитальный гараж в кооперативе, приватизирован | 8000 |
Одесса | Капитальный гараж в кооперативе, приватизирован | 17 000 |
Одесса | Индивидуальный капитальный гараж с подвалом | 5000 |
Одесса | Крытое место на охраняемой автостоянке | 650 |
Харьков | Индивидуальный капитальный гараж, приватизирован | 19 000 |
Харьков | Капитальный гараж в кооперативе | 8000 |
Ориентировочные цены на аренду гаражей
Город | Цена, грн в месяц |
Днепропетровск | 250–1000 |
Донецк | 300–8000 |
Киев | 500–10 000 |
Львов | 300–1500 |
Одесса | 250–2000 |
Харьков | 200–900 |
Резюме: Покупать лучше приватизированный гараж. А при пользовании платной автостоянкой нужно подписывать договор, где будет сказано, что за повреждение или угон авто отвечает стоянка.
По материалам //