Еще пару лет назад самым угоняемым в нашей стране считался «народный» автомобиль Daewoo Lanos, но времена изменились, преступники поумнели и у них, можно сказать, даже сформировался более «утонченный вкус». Теперь в лидеры по угону вышли одни из самых любимых марок украинских депутатов, бизнесменов и их жен – Lexus и Toyota. Кроме этого угонщики все чаще промышляют автомобилями Mitsubishi, Skoda, Мazda, Chevrolet. Упомянутый в самом начале Lanos теперь сместился где-то на 3-4 место по популярности. Любят преступники и «экзотику», угоняя даже «Ягуары», а также российскую «классику» в виде ВАЗов.
Страховщики объясняют предпочтения угонщиков по-разному. «Главным образом, преступники угоняют достаточно дорогие, но при этом популярные и массовые авто, которые затем можно выгодно перепродать – целиком или разобранными на запчасти. При этом, по статистике нашей компании, более дорогие авто чаще всего угоняются в приграничных областях Украины», - говорит Виктор Панасюк, начальник службы урегулирования страховых событий СГ «ТАС». Например, тот же Lexus хоть и дорогой автомобиль, но довольно распространенный, и, по словам страховых компаний, угнать его довольно просто, равно как и «перебить» номера агрегатов. Такие авто как Mitsubishi, Daewoo, Chevrolet выступают в качестве «доноров», и их угоняют в основном исключительно под разборку. «Марки бизнес и элит-класса обычно угоняют под заказ, и в основном за границу», - говорит Руслан Абдураманов, начальник отдела актуарных расчетов и аналитики СК «АХА Страхование». Плюс ко всему, на угоняемость влияет и недостаточный уровень защиты авто от угона, ведь зачастую автовладельцы скупятся на то, чтобы поставить дорогую сигнализацию. «Ведь, как правило, штатно установленных противоугонных средств недостаточно для надежной защиты автомобиля от угона», - считает Сергей Головко, начальник урегулирования убытков по «каско» страховой компании «Добробут».
Кстати, угон – это еще и самый убыточный риск как для страховых компаний, так как в этом случае приходится расплачиваться с клиентом «по полной программе». Именно поэтому средний убыток по угонам в большинстве страховых компаний превышает 100 тыс.грн., а подчас эта сумма – и в разы больше, достигая 500 тыс.грн.
«Средний убыток по угонам, возмещения по которым были выплачены в течение 2010 года, составил порядка 200 тыс. грн.», - рассказывает начальник отдела рассмотрения страховых дел департамента урегулирования убытков СК "Инго Украина" Александр Руликовский.
Для того, чтобы снизить риск угона, страховщики рекомендуют автовладельцам не бросать автомобиль где попало, особенно в ночное время, не оставлять в авто на виду ценные и привлекательные вещи (сумки, мобильные телефоны, ноутбуки) и оборудовать автомобиль надежной противоугонной системой.
Плюс ко всему, не стоит забывать, что если в угнанном автомобиле оставлены ключи или документы, а также если страховка обязывает хранить авто в ночное время на охраняемой стоянке, а его владелец бросил машину под домом, в выплате неминуемо откажут.
Какие автомобили предпочитают угонщики?*
Страховая компания | Марка авто | Количество угонов | Период, за который были осуществлены угоны |
Инго Украина | Lexus | 5 угонов | за 2010 год |
Skoda | 4 угона | ||
Daewoo | 3 угона | ||
Mitsubishi | 2 угона | ||
Toyota | 2 угона | ||
Украинская страховая группа | |||
Lexus | 4 угона | за 2010 год | |
Toyota | 3 угона | ||
Skoda | 3 угона | ||
Volkswagen | 3 угона | ||
Daewoo | 3 угона | ||
ВАЗ | 3 угона | ||
AXA Страхование | Mitsubishi | 13 угонов | за 2010 год |
Daewoo | 5 угонов | ||
Chevrolet | 3 угона | ||
Hyundai | 3 угона | ||
Toyota | 3 угона | ||
Аска | Ягуар | 1 угон | за 2010 год |
Mazda | 1 угон | ||
Daewoo | 1 угон | ||
Chevrolet | 1 угон | ||
Наста | Lexus | 6 угонов | с августа 2008 по январь 2011 |
Toyota | 3 угона | ||
Mitsubishi | 3 угона | ||
BMW | 2 угона | ||
Volkswagen | 2 угона | ||
Nissan | 1 угон | ||
Добробут | Mitsubishi | 2 угона | за 2010 год |
ВАЗ | 1 угон | ||
Toyota | 1 угон |
* данные предоставлены самими страховщиками