Интервью с Еленой Дуниной, генеральным директором ДП "АВТО Интернешнл"

Интервью с Еленой Дуниной, генеральным директором ДП "АВТО Интернешнл"

 "Деньги": Какие уроки импортеры автомобилей извлекли из кризиса 2008–2009 годов?

Елена Дунина: Кризис стал своего рода стресс-тестом. Реальность продемонстрировала, что можно делать все правильно, но внешние обстоятельства оказываются настолько сильными, что способны перечеркнуть все усилия. Но с другой стороны, то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Поэтому главный урок: нужно быть готовыми ко всему в любой момент.

 "Деньги": Насколько сильно кризис ударил по Вашему бизнесу?

ЕД: Когда спрос на новые автомобили упал в четыре раза – это было как «холодный душ». До кризиса 40–50% составляли продажи в кредит, поэтому падение спроса в два раза было бы болезненным, но логичным. Но он упал в четыре. Было жестко, больно, но доходчиво и стремительно. Было понятно, что убытки неизбежны. Вопрос для грамотных управленцев заключался в том, как сократить этот период и минимизировать потери.

Сделать первый шаг и признать, что убыток неизбежен – очень сложно. Кажется, что-то еще можно придумать. Но когда бизнес большой, то в один день или в один месяц его ужать невозможно. На это требуется время. На мой взгляд, автобизнесу на восстановление понадобятся годы.

"Деньги":  В текущем году падение продолжится?

ЕД: Объем продаж как в четыре раза упал, так примерно на том же уровне и остается. В 2009-м было продано 162 тыс. новых автомобилей. Ожидания 2010 года – на уровне 155–156 тыс. авто. Это из-за того, что в январе-феврале объемы были значительно ниже, чем могли бы быть. Видимо, из-за выборов. С поправками на это мы уже не должны говорить о падении уровня продаж 2010 года по сравнению с 2009-м, а можем говорить о стабилизации. 

"Деньги":  А что будет в будущем году? Рынок останется на том же уровне или вырастет?

ЕД: В 2011 году у нас нет оснований говорить о резком росте, мы закладываем продажи примерно на уровне 175-180 тыс. автомобилей. Мы даем небольшой рост, потому что на следующий год прогнозируется рост ВВП на уровне 4,5%. К тому же кредитные ставки банков немножко снизились, хотя остаются достаточно высокими, и без компенсационных программ со стороны импортеров кредит по-прежнему неподъемен.

Наш реалистичный сценарий предполагает рост продаж новых автомобилей примерно на 12–15%. Почему больше, чем рост ВВП?  Потому что потребность украинцев в автомобилях по-прежнему очень велика. По статистике, даже в соседней России уже более 200 автомобилей на 1 тыс. жителей, а в Украине – около 170. А страны ЕС, Япония, США и остальные – там вообще 700–800 авто на тысячу жителей. При оптимистическом сценарии к 2015 году мы выйдем на уровень 300 тыс. автомобилей. К сожалению, говорить о докризисных продажах свыше 600 тыс. машин можно будет только к 2019–2020 годам. 

"Деньги": В Украине такое маленькое количество автомобилей на душу населения. В Европе – гораздо больше. А цены в Европе – ниже. Почему производители автомобилей устанавливают для Украины такие высокие цены?

ЕД: Я бы так не сказала, это в большей степени миф. Я вот недавно с Парижского автосалона, а до этого была на Женевском автосалоне, где тоже есть ценники на автомобилях, и хочу порадовать украинских потребителей – цены примерно равны.

Несмотря на значительное укрепление японской иены, нам удалось договориться с производителями о том, чтобы для Украины не было повышения входных цен, хотя их планировалось повысить примерно на 10%. По сути, производители взяли валютные риски на себя. А те распродажи, которые в 2009 году видели украинские потребители, могли вызвать вопросы у представителей других стран: почему в Украине так дешево?Самое золотое время для покупки автомобиля с точки зрения «цена-качество» было в 2009 году. Тогда склады были забиты, а сейчас они практически распроданы и наблюдается легкий дефицит, потому что производители даже слишком поосторожничали. Но все равно остается диктат покупателя, потому что конкуренция очень сильна. И если честно, я хочу, чтобы так и оставалось, потому что потребитель платит деньги и право выбора должно быть у него.

"Деньги": Кстати о потребителях. Какого уровня автомобиль может себе позволить украинец, исходя из своей зарплаты?

ЕД: Я общалась с представителями развитых стран, и уровень от трех до пяти заработных плат они рассматривают как вполне естественный. А у нас парадоксальная ситуация. С одной стороны, по статистике, средняя заработ ная плата даже по Киеву примерно 3000 грн, а средняя цена автомобиля, который покупается в Украине, – примерно 160 тыс. грн. Если зарплата составляет 30 000 грн, то мы как раз и выходим на 4–5 зарплат. Есть, конечно, в Украине категория очень состоятельных людей, для которых автомобиль даже премиумсегмента обходится в сумму менее одного их месячного дохода. Но такая категория покупателей мизерна по числен-
ности. 

 "Деньги": Какие вызовы перед Вами ставил кризис? Что было самым трудным?

ЕД: Я считаю, что перед топ-менеджером, который хочет развиваться, вызовы стоят постоянно – и в благоприятное время, и в кризисное. Самым трудным решением было сокращение персонала. Это ведь люди, у них есть семьи… Возникает ситуация, когда по-человечески не хочется этого делать, а по должности понимаешь, что обязан. И выход один – подняться над ситуацией. Закаляет, но лучше от этого не становится.

В управленческой работе адреналина предостаточно. В условиях конкуренции приходится постоянно быть гибким, что-то узнавать и придумывать, но при этом все равно сохранять свою стратегию, изменяя при необходимости тактику. Что касается международного бизнеса и экспортно-импортных операций, то взять хотя бы одни только курсы валют. Это же такой адреналин!

У нас четыре валюты. Доллар, потому что в Украине пара гривня–доллар и через их кросс-курс устанавливается курс гривни по отношению к другим  валютам. Итого у меня ежедневный квадрат: гривня–доллар–евро–японская иена.Очень богатое поле для деятельности. 

"Деньги": Постоянное взаимодействие с японскими партнерами как-то накладывает отпечаток на стиль управления в Вашей компании?

ЕД: Когда я начала работать с японцами, я с удивлением обнаружила, что очень много жизненных принципов у нас с ними совпадают. Если людей, и с нашей стороны и с японской, объединяет чувство долга и чувство ответственности, они всегда способны сработаться. Есть два стиля управления: американский и японский. Американцы ориентированы на индиви-дуальность, японцы – на командное принятие решений, требующее времени. Поначалу я не понимала, зачем так ждать, ведь теряется драгоценное время для зарабатывания прибыли. Но потом поняла, что истина, как обычно, где-то посередине. Пословица «Семь раз отмерь, один – отрежь» не на пустом месте появилась.

Могу сказать, что мы с японскими партнерами взаимно обогащаем друг друга. Те японцы, которые с нами работают, стали быстрее принимать решения, чем это было, скажем, десятилетия тому назад. Более того, Украина после 2000-х годов вошла в число стран, мнение которых учитывается при разработке автомобилей. И мы постараемся сохранить эту традицию, несмотря на наш «лопнувший» рынок, потому что адаптация автомобиля именно к нашим условиям и вкусовым предпочтениям очень важна. Я очень рада, что корпорация Mazda в год своего 90-летия и 20-летия Mazda в Украине не только полностью обновляет модельный ряд (новые Mazda 3 и Mazda 5, обновленные Mazda CX-7, CX-9, Mazda 6 и Mazda 2), а также идет навстречу украинцам, в частности, представив обновленную Mazda 6 c двигателем 2.5 л с автоматической коробкой. Кроссоверы Mazda CX-7 и CX-9 теперь станут доступны гражданам Украины сдополнительными премиумопциями по доступной цене. И эта традиция будет продолжаться…

По материалам //



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK