Татьяна Ивановна Ефименко, заместитель министра финансов Украины побывала на онлайн-конференции сайтов dengi.ua и kp.ua 22 октября 2010 года.
- Для того, чтобы начать конференцию, я хотел бы зачитать вашу цитату, которая датирована еще 2007 годом, она находится на сайте Министерства финансов. Ваши слова звучали несколько лет тому назад так: «Налоговый кодекс – это экономическая конституция, которая призвана существенно улучшить налоговый климат и усовершенствовать правоотношения в сфере налогообложения. Это позволит значительно повысить конкурентоспособность экономики Украины на мировых рынках, и будет содействовать развитию бизнеса». Все замечательно, единственный только вопрос: на ваш взгляд, почему же тот документ, который призван содействовать развитию бизнеса, не нашел должного понимания в его кругах и вызвал столько возмущения?
- Знаете, всякое реформирование всегда вызывает и положительную, и отрицательную реакцию. Наличие отрицательной реакции, на мой взгляд, это свидетельство того, что Налоговый кодекс действительно затронул все слои предпринимательства и наличие отрицательной реакции, на мой взгляд, это не самый худший результат того проекта Налогового кодекса, который мы сейчас обсуждаем.
Могу сказать, что к первому проекту Налогового кодекса, который был принят в июне нынешнего года, пришло более пяти тысяч замечаний. Мы только что в комитете посмотрели, сколько пришло замечаний к данному проекту Налогового кодекса, который практически во многом был изменен в пользу тех предложений, которые звучали в июне и в июле, и в процессе всенародного обсуждения. Я могу сказать, что мы сейчас получили три с лишним тысячи замечаний, и твердо уверенна в том, что и далее, если предположить, что этот вариант будет таким, над которым мы дальше будем работать, то замечания будут и дальше приходить, и это совершенно нормальная ситуация в переходной экономике. Мы трансформируемся, мы меняемся.
Поэтому мы сегодня призываем общество, призываем предпринимателей: уважаемые господа, давайте мы примем вариант Налогового кодекса такой, какой сегодня может быть принят, и дальше над ним будем работать в процессе налоговой реформы.
Теперь каким он может и будет принят во втором чтении. Сейчас вы знаете о том, что Налоговый кодекс находится в компетенции Верховной Рады. Двери Верховной Рады и Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики для широких кругов предпринимателей. В частности, вчера (21 октября 2010) было громкое событие в Киеве, когда Ассоциации малого бизнеса продемонстрировали свое видение налогообложения малого и среднего бизнеса, прежде всего, той массы людей, которая связана с торговлей на рынке. Действительно, мы встретились с этими людьми, мы услышали их предложения, их позиции, мы вошли с ними в диалог, и этот диалог будет продолжаться не только с ними.
Потому что, скажем, если сравнить те предложения, которые сегодня высказываются со стороны среднего бизнеса – они несколько другие. Те предложения, которые высказываются со стороны, например, Комитета топливно-энергетической промышленности, где сконцентрированы предложения практически всего бизнеса, который связан с топливно-энергетическим комплексом, они, безусловно, принципиально другие, касаются совершенно других разделов Налогового кодекса.
Я еще раз хочу сказать, что думаю, что нет никаких сомнений ни у кого в том, что изменения должны произойти. С этим согласны абсолютно все. Это первый тезис. Второй тезис: то налоговое законодательство, которое действует, оно… В данном случае буду пользоваться методом сравнения. Из всех стран СНГ Украина – одна страна, которая в пост-советское время не приняла Налогового кодекса. No comment.
Третий тезис: каким должен быть Налоговый кодекс? Мы могли поступить таким образом, чтобы просто причесать все нормы, которые существуют, воедино и попытаться предложить обществу те нормы, которые существуют, собрав их воедино. В принципе, таким образом и был сформирован тот вариант, который обсуждался в 2007 году, и в 2010 в июне мы увидели, что в течение трех лет – с седьмого по десятого года – бизнес стал другим, общество стало другое и партнер государства – бизнес (а я еще раз повторяю о том, что тогда будет только государство сильное, если будет сильный бизнес, и тогда будет сильный конкурентоспособный бизнес, если будет сильное государство); поменялся бизнес в своей структуре. Мы действительно сегодня ощущаем, что существуют реальные институты гражданского общества. То есть, кроме тех людей, которые просто, по каким-то соображениям, выходят на улицу и митингуют – слава Богу, что есть такая возможность сегодня, выйти помитинговать – также есть уже и те, кто их объединяет, те, кто могут четко сформулировать, а что же надо делать. И мы в диалоге со всеми этими людьми. Я твердо убеждена, в том, что на втором чтении мы придем к той редакции, которая будет приемлема.
Я еще раз хочу сказать всем о том, что плохих налоговых норм вообще не существует. И в доказательство этого я могу привести следующее. Если мы попытаемся взять, например, нормы администрирования, которые существуют в США, в Голландии, в Италии в части взаимоотношения государства и бизнеса, где государство имеет беспрецедентные возможности по отношению к бизнесу. Безусловно, если мы их зеркально перенесем в наше законодательство, бизнес наш кодекс назовет… не знаю, как только он его не назовет. Потому что мы еще не готовы к этим нормам.
Поэтому я еще раз хочу сказать, что мы сегодня призываем общество и бизнес к тому, чтобы найти тот вариант, который приемлем на сегодня, понимая, что мы все понимали, что это – первый шаг. Это – не попытка бизнес организовать в какое-то такое состояние, которое кому-то хочется или кто-то его видит, что вот такой-то бизнесмен должен столько-то платить. Это было бы слишком упрощенно. Мы сегодня должны создать новые правила игры. А правила игры, как вы знаете, это государственный институт, это взаимоотношение. И мы хотим, чтобы эти правила игры в этом Налоговом кодексе строились бы на партнерской основе. Этим мы и занимаемся. Это очень трудный процесс. Легче было бы власти просто провести то, что провести, и потом пожинать плоды. Мы в диалоге.
Полный текст онлайн-конференции "Новый налоговый кодекс Украины"