Григорий Семчук

Григорий Семчук

Основными темами для обсуждения стали новые коммунальные тарифы, создание сообществ владельцев квартир.

Онлайн-конференции проходила 3 августа, с 13.00 до 14.00.
 

Проблемы ЖКХ онлайн конференция from dengiua on Vimeo.

Приводим расшифровку конференции.

Деньги.UA: Добрый день, дорогие наши читатели. Мы начинаем нашу онлайн-конференцию. Сегодня у нас в гостях заместитель министра Жилищно-коммунального хозяйства Григорий Семчук. Начнем не с первого вопроса, а со второго. Вопрос такой: Какова на ваш взгляд основная проблема в сфере ЖКХ и что вы намерены с этим делать?

Григорий Семчук: Ситуация на сегодняшний день в ЖКХ, если в целом, можно сказать, критическая. Есть и качество услуг, на что сегодня очень много жалоб, и это вызывает, естественно, напряжение в обществе. Плохо складывается экономика. Практически все предприятия ЖКХ убыточные, и что самое страшное, эти убытки растут из года в год. Заполитизированная тарифная политика. На сегодня тарифы не покрывают затраты практически ни по одной подотрасли. Имеется в виду и в жилье, и в тепле, и в водоснабжении-водоотведении, и т.д. Большой износ систем. В целом оборудование изношено где-то в пределах 65-70%. В водопроводно-канализационном хозяйстве более 30% сетей (это более 40 тыс. км) находятся в аварийном состоянии. Отсюда потери составляют от 30% до 50% и больше. В тепловом хозяйстве износ сетей теплоснабжения составляет порядка 18-20% - тоже большие потери. Отсюда, опять-таки, качество услуг, то есть, отопления и горячей воды – низкие.
 
Несовершенна система управления. Страна развивается уже в условиях рынка, а система управления жилищно-коммунальным хозяйством осталась такая, как была при Советском Союзе. Но, к примеру, для эксплуатации жилья существуют ЖЭКи, которые сегодня уже не выполняют в нужном объеме свои функции, и они сегодня не вписываются в рыночные отношения, которые необходимы для совершенствования системы ЖКХ.
 
Таким образом, проблем накопилось много, их можно называть очень долго, и без широкомасштабной реформы, без понимания, куда нужно вести дело, мы ситуацию не улучшим. Я хотел бы сказать, что при Советском Союзе, как многие знают, коммунальные услуги дотировались из госбюджета, т.е. покрывались бюджетом страны на 95% и только 5% покрывались услуги платежами населения. Централизовано выделялись деньги на реконструкцию систем, на их развитие, и, в основном, оно как-то балансировалось. Сегодня предприятия ЖКХ переданы в коммунальную форму собственности, и все это (я имею в виду, и реконструкция, и развитие, и тарифная политика) возложено на органы местного самоуправления. И учитывая, что и в местных бюджетах – дефицит средств, поэтому практически средств на развитие, реконструкцию, модернизацию систем местными советами, если и выделяется, то в очень малых объемах. Поэтому необходима помощь государства.
 
Но хочу отметить справедливости ради, что правительство выделило в этом году порядка 1 млрд 100 млн на развитие этих систем, ожидаем увеличения этих объемов в следующем году, когда улучшится ситуация в экономике. То есть, будем надеяться, что нынешняя власть будет оказывать помощь как местным уровням, так и в целом системе коммунального хозяйства, на ее развитие и модернизацию. Только в этом году выделили средства на капитальный ремонт жилого фонда, и в первую очередь – в поддержку объединений совладельцев. Выделили средства на ремонт лифтового хозяйства, выделили средства на реконструкцию и модернизацию систем теплоснабжения, порядка 187 млн., выделили средства на реконструкцию систем водоснабжения и т.д. То есть, будем надеяться, что при поддержке правительства, местных органов власти, мы сможем поэтапно решать те проблемы, которые сейчас накопились в ЖКХ.
 
 
Григорий Семчук: Я уже сказал, что потери тепла составляют сегодня в сетях порядка 18-20%, потери воды в водопроводных сетях – в разных регионах – по разному, где-то в среднем от 30% до 50% и больше. Я уже сказал и причину, что на протяжении последних лет практически не выделялись средства, как на местном уровне, так и на уровне правительства на замену и модернизацию этих сетей.
 
Правительство правильно понимает эту ситуацию, выделило уже в этом году небольшие средства, но будут выделяться и в последующем году, и будет вестись планомерная замена этих сетей с целью сокращения потерь и повышения качества услуг.
 
 
Григорий Семчук: Безусловно. Системы, если их привести в нормальное техническое состояние, затраты и потери уменьшатся, а это, в свою очередь, уменьшит себестоимость этих услуг, и тогда можно говорить о снижении тарифов.
 
Но я хочу сразу сказать, что тарифы сегодня по всем услугам ниже затрат. Больше того, население еще плохо оплачивает эти услуги. Где-то в среднем на сегодняшний день оплата услуг составляет от 75 до 80, максимум – 90%. Поэтому вы должны понимать, что мы все являемся участниками той реформы, о которой я говорил. Должна быть правильная тарифная политика. Имеется в виду, что тариф должен быть экономически обоснован, и туда не должны включаться те затраты, которые не связаны с услугами, а такие моменты еще есть. Поэтому нужно пересмотреть действующую нормативную базу, то есть, порядки формирования тарифов, и над этим уже министерство работает. Ну и, главное, должна быть еще обоюдная ответственность потребителя и того, кто предоставляет ту или иную услугу. И мы должны понимать, что если мы не будем платить за услугу, если не будет средств на предприятиях, они будут убыточны по реконструкциям и техническому переоснащению (замена оборудования на менее энергоемкое, более эффективное) то мы можем довести до того, что все эти системы придут в полную негодность, придет полный отказ, и тогда что ж мы будем с вами все делать?
 
Больше того, я хотел бы акцентировать внимание на оплате услуг. Как показывает мониторинг, самые, и это уже все знают, наверное, дисциплинированные люди по оплате услуг – это пенсионеры. Это те, у которых и пенсия маленькая, но они знают, что за ту услугу, которую нужно, надо платить. А есть люди, которые ездят на «Мерседесах» и имеют долги от 5 до 10 и больше тысяч за коммунальные услуги. Потому, что знают, что им за это вроде ничего не будет. Хотя сегодня есть законодательная база необходимая, которая через суд может эти средства потребовать. Вообще-то во всем мире существует норма: за неуплату коммунальных услуг – выселение из квартиры. Уже и Россия это приняла, я не говорю о дальнем зарубежье. У нас эту норму в жилищный кодекс вводили не один раз, но она не проходит на Верховном Совете.
 
Я могу привести такой пример. Будучи в Прибалтике, когда у нас уровень платежей был где-то примерно 40-50%, в Прибалтике (это лет 10-15 назад) уже тогда уровень оплаты за услуги был 92-95%. Они приняли такой закон, и я спросил мэра одного из городов: «Ну а сколько ты выселил» Говорит – ни одного. Но люди знают, что есть такая норма. У нас, еще раз говорю, должна быть взаимная любовь, взаимная ответственность в этом деле. Получив услугу, ты должен за нее уплатить. Малоимущие защищены институтом субсидий, поэтому вопрос очень серьезный и очень важный, его нельзя политизировать. Я уже второй раз говорю, что тарифная политика у нас в ЖКХ заполитизирована: все политики или все мэры, которые идут на выборы, обещают, «Мы не будем повышать тарифы. Мы будем хорошенькие», не понимая то, что таким самым методом они дальше добивают коммунальное хозяйство и доводят его до глубокого кризиса.
 
Деньги.UA: У меня несколько вопросов от разных читателей, связанных с именно оплатой. Первый вопрос такой: «Будет ли как-то развиваться платежная система? В данный момент приходится выстаивать длинные очереди в сберкассах и банках, чтобы заплатить. Платежные терминалы использовать не хочется, поскольку они не выдают квитанцию, где указано, кто и за что платит, какие показатели счетчика, и если где-то в платежах будет ошибка, человек не сможет ничего доказать.» Совершенно очевидно, что если эту сторону процесса как-то усовершенствовать, то и платежей будет больше.
 
Григорий Семчук: Есть вопрос, действительно, по совершенствованию платежей. Сегодня можно платить в сберкассах, банках, и я вот, сколько плачу, нигде не видел очередей. Сегодня можно оплачивать коммунальные услуги по Интернету, и я не вижу тут проблемы, то есть, есть выбор. Если есть конкретные какие-то предложения, мы готовы поучаствовать в процессе, но я не вижу сегодня проблемы по оплате коммунальных услуг.
 
 
Григорий Семчук: Я не знаю, какие районные нужно создавать отделы или управления. Сегодня это, кстати, зависит от работы коммунальных органов на местах и органов местной власти. Сегодня есть вся нормативная база, которая дает возможность взыскать со злостного неплательщика деньги.
 
Через суд – опись его имущества, вплоть до выселения из квартиры. Все это уже работает. Другое дело – что очень много этих всех заявлений в суд идет, и суды иногда просто не успевают своевременно выполнять свои функции. Кстати, мы над этим сейчас работаем, в общем контексте реформы, как упорядочить эту систему действительно, чтобы со злостных неплательщиков изымать те средства, которые необходимы для оплаты услуг.
 
 
Григорий Семчук: Если человек приехал в Киев, он должен снять квартиру и зарегистрироваться. Не понятно, почему он не зарегистрировался, а числится там (где прописан – ред.), то он будет и там платить, а тут уже как с хозяином договорится.
 
Оплата за коммунальные услуги идет по месту прописки и регистрации. Если ты уезжаешь – есть тоже норма – на длительный период в другое место жительства, ты должен дать заявление в ЖЭК, должны прийти, опломбировать тебе краны на воду, на тепло и т.д., и ты не будешь за это дело платить. Либо ставить счетчик – если ты готов платить по счетчику, потому как по счетчику не будет показателей.
 
 
Григорий Семчук: Сейчас в последнее время, в особенности с повышением цен на газ, мы много платим субсидий, доступна информация. В ЖЭКе должны дать справку в отдел субсидий, кто проживает фактически в этой квартире и какие у него доходы. И если эти справки есть, человек может получить или не получить субсидии, в зависимости от того, превышает он тот порог, который есть по субсидиям, или нет.
 
 
Григорий Семчук: Действительно, этот вопрос есть, кстати и к сожалению, и в Киеве. Санитарная очистка городов – это четко в обязанностях местных органов власти, как они организуют дело. Тем более, в сегодняшних условиях уже во многих городах есть две, три, пять компаний, которые этим занимаются. И они на конкурсной основе выигрывают право вывозить этот мусор. И если где-то он плохо вывозится, то это – плохой контроль со стороны органов местной власти. Правительство или Министерство этим заниматься не будет.
 
Что касается тарифов, опять-таки, тарифы на вывозку мусора утверждаются органами местного самоуправления, это их обязанность на сегодня по закону. А чтобы тарифы были правильные, работает схема: прежде чем повысить тариф, органы местного самоуправления или тех компаний, которые вывозят мусор, должны получить заключение от ценовых инспекций Министерства экономики на местах, что тариф экономически обоснован. И только после этого орган местного самоуправления должен утверждать этот тариф.
 
Еще раз говорю: где плохо ведется уборка, санитарная очистка – это плохой хозяин города.
 
 
Григорий Семчук: Действительно, этот вопрос существует, и правильный вопрос. Первое: чтобы технически решить эту проблему, нужны опять-таки, средства для технического переоснащения и модернизации систем централизованного отопления и горячего водоснабжения. Что касается нормативов – действительно, этот тоже вопрос есть. Мы сейчас готовим изменения в соответствующие нормативные документы, где должны упорядочить эту проблему.
 
 
Григорий Семчук: Этот вопрос, действительно, очень серьезный. Я выскажу свое личное мнение. Во всем мире доказано, что централизованные системы отопления – самые эффективные, если они приведены в нормальное состояние. Что касается индивидуальных поквартирных систем отопления, нормативно мы разрешаем ставить системы отопления, вернее – документ разрешает ставить системы отопления, где либо подъезд, либо весь дом согласны на такие системы – пожалуйста, ставьте.
 
Но, чтобы решить, как упорядочить этот вопрос, сегодня выписано через соответствующие правила, что должна быть в каждом городе схема теплоснабжения, которая разрабатывается соответствующими организациями, институтами и т.д., где четко надо определить зоны, где сохранить централизованное отопление, а где перейти на индивидуальное отопление. Но вакханалия, которая сегодня есть в этом вопросе, приведет к тому, что мы разрушим централизованную систему отопления окончательно, и не решим в принципе эту проблему в целом.
 
Что я имею в виду. Давайте посмотрим. Стоквартирный дом. Допустим, половина поставили индивидуальные системы, половина остались с централизованной. Уменьшается нагрузка на котельную – меньше потребителей. Естественно, растет себестоимость гигакалорий, и надо повышать тариф.
 
Второй вопрос: сегодня нету официального разрешения Санитарной службы Украины или Минздрава Украины на установку поквартирных систем отопления, когда выброс идет парапетный, то есть, через стенку. Потому что в старых домах – дымоходы, вентиляция не рассчитаны на то, чтоб выброс делать отработанного газа через эти каналы. Поэтому есть так называемый парапетный выброс через стенку на улицу.
 
Вот вы скажите, вы бы были довольны, если бы вы жили надо мной, а я это дело – отходы сгорания газа – выбрасывал, прямо через стенку оно бы вам попадало в форточку?
 
Деньги.UA: Получается, нужно делать какой-то общий дымоход на весь подъезд?
 
Григорий Семчук: Есть и такое разрешение – сделать выносные дымоходы. Тогда это можно ставить.
 
Ну и самое главное: сегодня не налажено хорошо сервисное обслуживание этих систем. Ну, и другое – мы все-таки придем, как во всем мире, к тому, что газ для частного лица будет дешевле, чем для оптового покупателя, в данном случае – Теплокомэнерго.
 
Я могу назвать и много других причин, почему я не сторонник установки индивидуальных систем отопления, и никто в Министерстве или в правительстве не лоббирует никакие интересы. Мы исходим, как профессионалы, из той ситуации, в которой мы находимся. Новые, современные дома никто не запрещает проектировать с индивидуальными поквартирными системами отопления. Делайте все правильно технически – пожалуйста. А в старых домах есть, еще раз говорю, нормативный документ, который поставил условия, при каких условиях можно делать эти системы. Еще раз повторю: схемы теплоснабжения, технические вопросы должны быть решены, согласие жильцов подъезда или дома, чтобы не вызывать споры или жалобы, и тогда нет вопросов. Уже ряд малых городов практически, где есть схемы теплоснабжения и нецелесообразно иметь котельные, переходят на индивидуальное отопление.
 
 
Григорий Семчук: Ну, естественно, самый яркий пример – Киев. Киевэнерго задолжало большие средства за газ, поэтому – отключения, поэтому – и скандалы на этой почве, и т.д. Надо так, чтобы тарифы отвечали затратам, надо так, чтоб 100% платили по этим тарифам за услуги, тогда не будет проблем по отключению ни тепла, ни горячей воды, ничего.
 
Схема проста. Вообще, я всегда привожу такой пример. Бывая за границей, в Европе и других странах, спрашиваю: «Вы скажите, у вас тарифы покрывают затраты предприятия?» С третьего раза начинают понимать, чего я хочу. И ответ такой: «А как можно по-другому работать?». И второй вопрос: «У вас все платят за коммунальные услуги?» «Практически – да. Кто не платит, выселяется из квартиры со всеми удобствами, живет пусть где хочет, но за услугу надо платить». У нас мы хотим, чтобы тарифы не повышались, мы думаем, платить или не платить, и при всем этом, мы хотим, чтобы были качественные услуги. Ничего этого не будет, еще раз говорю, пока мы не приведем экономику ЖКХ, не наладим финансовую стабилизацию в этой отрасли – ничего не будет.
 
И еще один важный вопрос, я думаю, что всех эти тарифы интересуют. Я задаю вопрос: «Если ты приходишь в магазин, буханка хлеба стоит 2 грн, условно, за 1 грн тебе дадут буханку хлеба? Нет, отрежут половину. Если себестоимость куба воды, условно, составляет 2 грн, а тариф установлен в 1 грн, значит, по этой схеме, водоканал должен давать не 24 часа в сутки, а 12. Просто он это не может сделать. Поэтому и еще один важный момент в этом – имея низкие тарифы, богатый платит по этим низким тарифам. Я еще раз говорю: бедное, малоимущее население сегодня защищено субсидиями. Многие не хотят идти оформлять, говорят, субсидии не платятся. Это тоже не правильно. За границей есть адресная денежная помощь малоимущим, в перспективе, я считаю, мы должны и в Украине перейти на адресную денежную помощь, не субсидии, где человек не видит денег. Ну, к примеру, Канада. Если ты защищен законом как малоимущий, ты должен заплатить за все услуги, после этого (все компьютеризировано), тебе деньгами компенсируют то, что тебе положено компенсировать.
 
 
Григорий Семчук: Да. Тебе государство возвращает деньгами то, что там положено по порогу защиты, и т.д. Во-первых, сразу повышается дисциплина, во-вторых, вступает режим экономии: человек заплатил, получил деньги – и он будет экономить ресурс при этом еще.
 
Поэтому, пока мы не поймем такую ситуацию в нашей стране, я говорю так, как оно есть, не можем мы жить сегодня так, как жили раньше. Давайте еще зададим вопрос. Фактически, у нас уже полностью приватизированы квартиры. Многие не понимают: у меня приватизирована квартира, почему я должен платить за услуги? А как же по-другому? У тебя квартира приватизирована, это твоя собственность, но услуги тебе дают организации: ту же воду, то же тепло, и должен убираться нормально двор, лестничная площадка – за все же надо платить. Государство не возьмет на себя эти вопросы. И не должно, собственно говоря.
 
Деньги.UA: Дальше идет серия вопросов, связанных с взаимоотношением с ЖЭКами. Например «Как повлиять на ЖЭК, который ежемесячно выставляет платежи, в том числе и за обслуживнаие территории, но при этом дворника в доме нет больше года? И все письма и обращения остаются без ответа?» и очень похожий вопрос: «Деньги на ремонт дома собираются стабильно, но в подъезде все обшарпано, ничего не меняется годами. Как заставить ЖЭК сделать ремонт в доме?»
 
Григорий Семчук: Я могу ответить одним словом: ЖЭКи – вчерашний день, и они не должны быть в той форме, в которой они сегодня есть. Чтобы было понятно, почему я так говорю, первое: сегодня мы проанализировали, из общего сбора средств за услуги по дому и квартирную плату, более 45% - это идут на зарплату, около 20% - так называемые «інші витрати», то есть, 45+20 – уже почти 70% из квартирной платы, с наших с вами денег, которые мы уплатили за коммунальные услуги, ушли в никуда. И только порядка 30% остается на содержание дома – это в среднем идет 7-8% - на электроэнергию, до 8% - на лифты, и этих денег не хватает, около 10% - на текущий ремонт, и практически не накапливаются деньги на капитальный ремонт, поэтому альтернативы созданию Объединения соваладельцев нету.
 
А что касается сегодня, законодательно, нормативно – все урегулировано. Из 26 услуг, по-моему, ЖЭКи, которые должны предоставлять в квартиры жильцов, не выполняется услуга – не платите деньги, вот и все. Не убирается дом – значит, есть домовой комитет, пишется заявление в ЖЭК, что мы платить не будем. Он не имеет права на сегодня по нормативно-правовым документам брать деньги за ту услугу, которую он не оказал.
 
Деньги.UA: Вы буквально сейчас ответили на вопрос на следующий: «Скажите пожалуйста какой механизм перезаключения договора с ЖЭКом, чтобы можно было платить только за те услуги, которые фактически оказываются. Сейчас приходится платить за список из порядка 15 услуг, хотя оказываются только 2: вывоз мусора и уборка придомовых территорий.» Можно будет обратиться к вам, получить названия соответствующих нормативных актов?
 
Григорий Семчук: Мы это сделаем.
 
 
Григорий Семчук: Не знаю я такого. Во-первых, что такое РЕМ – не знаю, но не должно быть квартирной платы или какой-то дополнительной услуги на обслуживание внешних сетей. Вода на балансе Водоканала, и обслуживать должен Водоканал. Пускай этот начальник ОСББ обратится напрямую к нам со всеми необходимыми расшифровками, и мы дадим письменный ответ, ссылаясь на всю нормативную базу, что, как и где должно быть сделано.
 
Деньги.UA: Или же пускай этот человек направляет свое письмо в редакцию «Денег», а мы переправим его вам.
 
 
Григорий Семчук: Очень хороший вопрос, и главное – один из основных на сегодня моментов, которые, на наш взгляд, сдерживают создание Объединений совладельцев. Сейчас мы разрабатываем специальный документ, вносим изменения в соответствующий кодекс вместе с Комземом, чтобы эта процедура была отработана и действительно Объединения могли либо в аренду длительную, либо в свое пользование брать придомовую территорию, которая была бы их.
 
То есть, вопрос сегодня еще не урегулирован до конца на нормативно-правовом уровне.
 
 
Григорий Семчук: Я уже говорил, что правительство возобновило финансирование решения проблем ЖКХ, и уже в этом году выделяются средства областям через наше министерство в поддержку ОСББ на те работы, о которых вы говорили.
 
Что касается закона, то сегодня не отменена норма чтобы первый послеприватизационный капитальный ремонт должен делаться за счет государства. Долгое время эти средства в бюджетах не предусматривались.
 
 
Григорий Семчук: Действительно, в 2004 году была разработана программа, которая утверждена законом, Законом Украины, программа «Питна вода України» на период до 20-го года, где четко определены задачи, которые надо решать на государственном, местных уровнях по обеспечению населения качественной питьевой водой. В этом году только восстановлено финансирование.
 
Задачи стоят такие: 1. Защита источников водоснабжения (поверхностные и подземные источники). Украина занимает одно из последних мест по запасам пресной воды как источников водоснабжения, поэтому надо их беречь. Сегодня мы видим, что только по Днепру делается. Там расписано, кто за что отвечает, и что надо делать. 2. Техническое переоснащение систем централизованного водоснабжения и водоотведения. Сейчас идет финансирование местных бюджетов, эта работа должна проводиться и будет проводиться. 3. Внедрение групповых и локальных систем очистки воды. Что имеется в виду. В первую очередь у нас вода практически не отвечает необходимым качествам в большинстве регионов. У нас сегодня в более 230 городов, куда вода питьевая подается с отклонениями от действующего ГОСТа. Более 1200 населенных пунктов, особенно на востоке и юге, где вообще нет воды, вода привозная, а это – источник возможного возникновения заболеваний и т.д. Поэтому проблема, действительно, очень серьезная.
 
Так вот, третье направление – это установка групповых и локальных систем очистки. Локальные системы водоочистки в обязательном порядке должны устанавливаться в школах, больницах, детских садах. А групповые – в микрорайонах. Важно другое – что эти системы дают возможность брать воду по низкой цене в свою тару и т.д. Такие уже проекты и программы работают в Николаеве, в Миргороде, в Харькове, в Луганске, на западе – Франковск, Коломыя и т.д. То есть, эта работа уже пошла, и сейчас области защищают соответствующие программы, где будут получать финансирование из центрального бюджета. Мы говорим о норме воды – 3 л на человека. Таким путем идут все страны. Например, в Америке 96% рынка закрыто бутылированной водой. В Европе – 40-60%. На Украине – 6%. Поэтому задача стоит перед всеми – просто выполнять закон «Программа «Питьевая вода Украины».
 
 
Григорий Семчук: Принято решение впервые повысить цену газа для населения на 50%. Я не раз уже отвечал на этот вопрос. Тоже, его нельзя политизировать. И нельзя вокруг этого подымать большой ажиотаж. Повышение цен на энергоносители во всем мире было, есть и будет. Потому что потребление растет, а запасы, так сказать, не безмерные. Поэтому, Украина – не какой-то остров, чтобы общая мировая тенденция ее должна обойти. Поэтому было принято решение о повышении или оптимизации, как мы говорим, цен на газ. Тем более – что нужны средства. Недавно выступал Бойко Юрий, министр энергетики, он сказал, что деньги, которые получат за счет повышения цены, будут направлены на добычу, разведку месторождений, чтобы уменьшить зависимость Украины от покупного газа других стран. Это раз.
 
Естественно, отсюда возникает вопрос, а будут ли повышаться тарифы на ЖКУ? Конечно, будут. Мы посчитали, что за счет газовой составляющей, тариф на тепло, горячую воду, в среднем, не меньше и не больше, повысится где-то до 30%. Максимум – 30%. Но тут же правительство приняло серьезное решение, беспрецедентное решение, понизив порог получения субсидий для работающих с 20 до 15, для пенсионеров – с 15 – до 10. Упрощена система получения субсидий, чтобы люди не бегали, не стояли в очередях, это уже по телевидению говорится, человек пишет заявление, работающий дает справку о доходах, а дальше он не бегает ни по каким ЖЭКам, ни по каким другим предприятиям, все остальное на себя берут органы социальной защиты на местах. Пенсионер только приносит заявление. Все необходимые материалы по нем затребуются через пенсионный фонд и т.д.
 
То есть, повышая цены на газ и тарифы, естественно, на коммунальные услуги, работает институт субсидий в защиту малоимущих.
 
 
Григорий Семчук: В каждом тарифе или услуге заложены средства на обслуживание лифтов. Но опять-таки, пока эти средства будут собираться ЖЭКами, пока мы не найдем реального собственника жилья, а им может быть только ОСББ или кондоминиум, мы эту проблему не решим. Я живу в кондоминиуме, в ОСББ, мы сами решаем, собирая квартирную плату, мы сами решаем, в первую очередь, куда направить эти деньги, расплатившись за воду, за тепло и т.д. Надо на площадку детскую – и т.д. То есть, мы должны найти реального собственника жилья.
 
Второе. Правительство в этом году отдельной программой выделило деньги на модернизацию лифтового хозяйства. В первую очередь эти деньги будут направляться как стимул к созданию ОСББ и на действующие ОСББ.
 
 
Григорий Семчук: Я не знаю такого случая, чтоб штрафовали кого-то за то, что он утепляет дом. Это для меня новость. Действительно, есть проблема по застройке массовых серий, особенно панельных домов, 464 серии, 90 серии и т.д. Мы тоже поощряем, и сейчас идет защита пилотных проектов, и для ОСББ выделены деньги на то, чтобы оказать помощь этим ОСББ за счет госбюджета и софинансирования местного, и чтоб проводилась работа по утеплению фасадов.
 
И ЖЭКи тут, конечно, так сказать, ни при чем. Они в этом процессе участвовать не могут. Потому что на это дело у них ни средств нету, ничего. А вот ОСББ, если создаются, государственные или местные бюджеты будут помогать для того, чтобы действительно решить эту проблему.
 
 Деньги.UA: Скажите. Если, допустим, ОСББ в доме создано, и там очевидно уже есть люди, которые этим озабочены, куда нужно обращаться, чтобы получить такого рода поддержку?
 
Григорий Семчук: В местные органы власти. В местные советы.
 
 
Григорий Семчук: Вопрос очень серьезный и очень важный. Если мы говорим, что реформируем в целом ЖКХ, в жилье – это создание ОСББ, введение управляющих компаний вместо ЖЭКов, то возникает вопрос, а как реформировать водоканализационное хозяйство или теплокоммунэнерго, как природных монополистов в жилищно-коммунальной сфере.
 
Сегодня эти предприятия не подлежат приватизации. Это первое. Хотя попыток много было все-таки внести соответствующие изменения в законы, и пустить их тоже на приватизацию. Моя личная позиция и нынешнего состава Министерства – мы крайне отрицательно относимся к таким идеям. К приватизации.
 
В мире приватизированные водоканалы только в Чили и Аргентине, а в Европе – в Англии. В других странах не приватизируются. Поэтому, чтобы не было вопросов: эти предприятия не будут приватизированы.
 
А теперь надо понимать, а что ж дальше делать. Мы в начале разговора говорили, что необходимы большие средства для того, чтобы провести переоснащение и переоборудование этих систем. Лет пять назад по нашей заявке фирма «Коми» сделала серьезную работу по гаранту шведскому и посчитала, сколько денег надо, чтобы провести техническое переоснащение водоканалов Украины, повысить надежность работы этой системы без улучшения качественных показателей услуги на это дело. Несколько сценариев, в зависимости от времени, на какой период ставится задача, в среднем от 50 до 60 млрд долларов. Естественно, бюджет страны вместе с местными бюджетами таких денег на сегодня не имеют.
 
Поэтому в законе, программе реформирования четко определены направления, что делать с этими структурами, которые не принадлежат приватизации. Первое – их можно передавать в концессию, в аренду или в управление. Второе – создавать региональные мощные компании с целью сокращения затрат на производстве и т.д. Мое личное мнение, все-таки самая мягкая и самая правильная бы форма была – это передача в концессии. Это называется еще привлечение частного капитала от реформы жилищно-коммунального хозяйства. То есть, без привлечения частного ресурса (а денег сегодня много вне бюджета) мы тоже не сможем быстро эту проблему решить.
 
Поэтому уже сегодня эти работы ведутся в ряде городов, и понимая процессы, которые начали проходить в этом деле, мы подготовили проект закона. Сегодня есть закон об аренде и концессии. Но он рамочный. Но, чтобы не было нарушений таких, как в Каменец-Подольске, о чем вы говорили, мы подготовили законопроект, который прошел уже первое чтение «Об особенностях передачи в аренду и концессию объектов водо- и теплоснабжения Водакадемии», где четко выписали: кто имеет право брать. К примеру, если фирма (это, прежде всего, на конкурсной основе проводится) хочет взять концессию и имеет деньги, чтоб эти фирмы были не какие-то левые и подпольные, чтоб она имела опыта на этом рынке минимум три или пять лет. Мы четко поставили ограничения в плане и выписали типовой договор, чтобы были взаимные обязательства между территориальной громадой, чья собственность – этот водоканал, и тем, кто берет в аренду или концессию.
 
Поэтому министерство это управление поддерживает и будет поддерживать. Сегодня многие фирмы зарубежные готовы брать. Та же «Виолия» Франции. Тот же Росводоканал уже взял, например, в концессию компанию «Лугансквода». Но опять-таки, тут тоже ведь взаимная ответственность. Те должны были вкладывать определенную сумму ежегодно в реконструкцию, но тариф должен отвечать затратам, покрывать затраты с каким-то процентом рентабельности. Те вкладывают, а местные органы власти тариф не поддерживают. Сейчас там конфликтная ситуация. Как она разрулится – посмотрим.
 
То есть, в нормативном плане, в законодательном плане все прописано. Надо четко придерживаться тех законов и тех положений, которые есть, тогда откроются, так сказать, двери для привлечения частного капитала, и это даст возможность реабилитировать эти системы. Другого пути просто нет. И еще раз говорю, это – не выдумка у нас, на Украине. Таким путем идут все страны мира.
 
Деньги.UA: Мы уже близки к завершению. Будет несколько вопросов очень локальных, мы их вам письменно передадим, просто чтобы они увидели. Не всех они интересуют. Но есть и вопросы, которые интересуют всех, и давайте попробуйте ответить достаточно кратко. «Вы говорите о выселении неплательщиков, но механизмов же нету? Сколько людей выселили силами ЖКХ, судов, Прокуратуры за неплатежи? Есть ли минимальный уровень долга при котором целесообразно запускать процедуру выселения.»
 
Григорий Семчук: Ну, во-первых, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства (МЖКХ) никого не поселяет и никого не выселяет. Все это – обязанности органов местной власти. И сегодня прописаны все процедуры, которые можно применять к неплательщикам. Опись имущества уже по телевизору не раз вы видели. Холодильник забирают, телевизор забирают, вплоть до машины на штрафплощадку и т.д. Сегодня можно и квартиру забрать. Но не совсем забрать. Продать, компенсировать затраты. Не можешь платить, если живешь в большой квартире – живи в меньшей, чтоб мог платить. Все это есть. Это все зависит от того, как органы местной власти хотят навести в этом деле порядок.
 
 
Григорий Семчук: Мое отношение к учету – самое, что ни есть правильное. Не имея учета, нельзя понимать, за что ты платишь, и в каких объемах. У меня стоят счетчики на воду. Так по норме мне бы давали, допустим, 320 л на человека в сутки, а так я плачу по счетчику. Раза в три я уже экономлю, я уже гоняю всех, чтобы кран не тек, и т. д. То же самое – и по воде.
 
Вопрос – какие счетчики. Ну, если кондоминиум, то может быть только домовой. Ну, домовые счетчики везде должны быть. Это как, допустим, в Англии. Это, правда, цифры нескольких лет назад. Поквартирными счетчиками обеспечены были только 18%, но зато домовые счетчики – везде.
 
У нас есть проблема, к которой мы сейчас тоже готовимся, решить ее. Сумма квартирных счетчиков меньше показаний домового счетчика. Получается разница. На кого списать эту разницу?
 
 Деньги.UA: Потери не могут быть очень большими внутри дома?
 
Григорий Семчук: Большие. Потери внутри дома мы анализировали. Мы говорим, допустим, 30 или 50% потерь воды. Так вот, в домах – до 20% теряется воды. Внутри дома.
 
Деньги.UA: Это утечки?
 
Григорий Семчук: Это утечки. А вы возьмите, проведите эксперимент. Когда-то я проводил, когда работал первым заммэра. Были споры ЖЭК и Водоканал. Те говорят, «Это у вас потери», другие говорят «Это ваши потери». В три часа ночи приехали в дом – не горит (все спят). Открыли люк первый, а вода идет полным ходом в канализации. Чистая вода. Потери большие в домах, потому что плохо следят сантехники.
 
Опять мы к ЖЭКам обращаемся. В каждом ЖЭКе есть слесаря-сантехники, они должны делать постоянный обход по квартирам. К вам, без вашего вызова, хоть раз зашел сантехник, проверить? И ко мне не заходил. Еще надо вызывать, еще придет, скажет, «У меня такой прокладки нет, дайте мне весь комплект, и т.д.»
 
 
Григорий Семчук: Опять, это вопрос не к Министерству. Опять это вопрос к местной власти. И мы с вами, когда выбираем мэра города, мы должны думать, сможет ли этот человек организовать хозяйство города такого, чтоб не было, как мы видели в столице в этом году. Это позор местной власти. В других городах не было такого. В Ровно поедьте, где мэр на месте. Все было расчищено. Как это так, чтобы около магазинов или супермаркетов власть не могла заставить расчистить от снега улицы? Еще раз говорю – это все органы местного самоуправления за это отвечают. По закону, при чем, о местном самоуправлении.
 
Другое дело, что соответствующие службы должны применять меры и к власти. Тогда будет все в порядке.
 
 
Григорий Семчук: Очень хороший вопрос. Оклад у меня 5 тыс. 426 грн, что ли. Плюс ранг. За ранг, у меня первый ранг – самый высокий, сто шестьдесят гривен. Плюс я получаю как кандидат наук, за секретность и за интенсивность.

 По материалам /



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK