Опрошенные «Деньгами» владельцы водоплавающей техники рекомендуют перед приобретением катера или гидроцикла ответить на самый-самый главный вопрос: насколько часто потенциальный покупатель собирается использоваться такой транспорт.
Если возникают сомнения в том, что увлечение – всерьез, имеет смысл сначала взять такую игрушку напрокат. И не просто как аттракцион – на десять минут или на час. В прокатной фирме можно договориться – и скутер будут подгонять к нужному месту на несколько часов в день. Аренда скутера обойдется примерно в 800 гривен/час, а простенький катер будет стоить втрое дороже. Так что обойдется уикенд на воде в несколько тысяч гривен. И если оскомину таким способом сбить не удастся, можно переходить к выбору собственной игрушки и, что не менее важно, месту ее приобретения.
«Владеть катером – это образ жизни, - говорит Константин Донин, счастливый обладатель скоростного шестиметрового плавсредства. – Если он нужен только для двух-трех выездов на шашлыки, то однозначно – лучше его для таких случаев нанимать и не иметь хлопот оставшиеся месяцы в году». Катер у Константина уже добрых пять лет, он знает, о чем говорит: «Если нет возможности нанять специального человека, который станет заботиться о катере, нужно быть готовым взять многие хлопоты на себя. И еще надо очень ответственно относиться к неполадкам, возможным неисправностям – на воде их последствия могут быть очень серьезными. Катер в этом смысле принципиально требовательнее, чем тот же автомобиль».
Где брать?
Приобретать водный мотоцикл или катер лучше у местного официального дилера. Конечно, можно приобрести игрушку за границей, а потом самостоятельно заниматься доставкой в Украину и постановкой на учет. Хотя стоимость самого транспорта во многих других странах будет меньше, затраты на его путешествие в Украину и оплата всех ввозных пошлин утяжелят нагрузку на карман примерно на треть или даже наполовину. Правда, выбор плавсредств в таком случае будет значительно шире. Но и проблем с сервисом для не поставляемой в Украину официально техники тоже будет больше.
Преимущества покупки у местного официального дилера очевидны: гарантия (правда, как правило, всего год), квалифицированный сервис, помощь в поиске места хранения. Но главное преимущества покупки у крупного дилера состоит в том, что он решит все проблемы, связанные с получением разрешительной документации. Напоминаем: покупка любого моторного плавсредства сопряжена с получением целой пачки документов и разрешений(см. «Все о регистрации» - приложение к данной статье на www.dengi.ua).
Еще один вариант – купить подержанный аппарат. Помимо экономии у такого пути есть и недостатки, ведь невозможно точно знать, что катеру или гидроциклу довелось пережить и сколько они еще протянут, прежде чем начтут «сыпаться». Правда, есть и такие продавцы, как один знакомый корреспондента «Денег»: тот купил катер в начале весны 2009 года, не вышел на нем на воду ни разу и теперь мечтает продать почти за полцены. В общем, и среди подержанной техники могут обнаружиться приятные экземпляры – нужно лишь провести перед покупкой полную диагностику и убедиться в том, что аппарат не использовался для проката или платного аттракциона.
Во что обойдется содержание?
Первое, на что стоит обратить внимание, – это впечатляющий расход топлива у водно-моторной техники. В зависимости от размера катера, объема и мощности мотора, а также от количества моторов, он может составлять от 15–20 л/час у гидроцикла и от 20 л/час до «бесконечности» у катера. При этом водная техника еще и потребляет немало машинного масла.
Лодки требуют частого технического обслуживания. ТО-1 для многих гидроциклов должно состояться уже после первых десяти часов работы, а потом – как правило, каждые 50 часов.
Стоимость ТО для гидроцикла варьируется в пределах 350–1000 гривен в зависимости от марки техники и ценовой политики дилера. Перед сезоном и после сезона водоплавающую технику нужно консервировать – это примерно 700–1600 гривен за каждую процедуру.
Техническое обслуживание катеров, естественно, еще дороже, чем гидроциклов, однако каких-то стандартных цифр спецы не приводят – все очень зависит от типа, модели и количества моторов, наличия специального оборудования и так далее.
Придется потратиться на гараж и прицеп – чтобы доставлять катер к воде и хранить в межсезонье. Цена аренды гаража стартует от нескольких сотен гривен в месяц. Прицепы стоят от 3 тыс. гривен за модели украинского и китайского производства, а средняя цена прицепа, импортированного из какой-нибудь другой страны – 10–30 тыс. гривен. Если купить катер вместе с прицепом, можно получить скидку. С другой стороны, прицепы тоже можно арендовать. Стоит это от 100 долларов/сутки. Так что если планируется весной вывезти катер к воде, а осенью – забрать, то аренда прицепа подойдет как нельзя лучше.
Еще одна возможная статья расходов – аренда места в яхт-клубе или марине (гавани для маломерных судов). Стоимость парковки зависит от размеров катера, длительности простоя, сезона и самого клуба и может отличаться в разы – для катера длиной 6-7 м она составит в столице от 1500 грн в месяц.
Выбор игрушки
Гидроциклы делятся на два основных вида, которые энтузиасты водного спорта предлагают называть по-разному: «стоячие» и «сидячие», либо «спортивные» и «туристические».
Неважно, какую классификацию выбрать, суть у них одна. Конструкция некоторых гидроциклов предполагает, что наездник будет стоять, держась за руль. Такие гидроциклы быстрее, маневреннее, лучше подходят для спорта и рассчитаны на одного наездника. На других есть сиденья – от одного до четырех мест. Эти игрушки больше, тяжелее, комфортнее, однако они не такие шустрые и предназначены для спокойного катания, в том числе – на приличные расстояния.
Если хочется гонять, закладывать крутые виражи, прыгать по волнам, вытворять прочие безумные трюки на скорости под сотню километров в час, стоит выбрать спортивную модель.
Для прогулок на воде с семьей и друзьями лучше сидячий туристический гидроцикл. Количество мест следует выбирать в зависимости от того, сколько людей предполагается катать. При этом не стоит переживать, что кататься на таком гидроцикле скучно. Он хоть и медленнее спортивного, но 60–80 км/час на воде ощущаются значительно сильнее, чем аналогичная скорость на суше. Кроме того, есть дорогие модели с достаточно высокими скоростными характеристиками.
Новые гидроциклы стоят обычно от 6 тыс. долларов до 30 тыс. долларов в зависимости от марки и модели. Подержанные – от 3 тыс долларов.
Большое плаванье?
Выбор катеров значительно сложнее и шире. Есть разные виды аппаратов, они отличаются по длине, материалу, из которого изготовлены, водоизмещению, «крутизне» производителя, наличию и количеству кают, пассажировместительности, количеству моторов и виду топлива и еще по очень-очень-очень многим параметрам. Основные и фундаментальные – материал, длина корпуса и моторы.
В Украине чаще всего продаются стеклопластиковые и алюминиевые катера. Если плавсредство планируется использовать для прогулок по рекам, вряд ли имеет смысл покупать борт длиннее 7,5 м. Более крупные катера в основном используются в море. Разумеется, размер имеет значение еще и для комфорта – прогулка в более крупном катере приятнее, там есть помещения для сна, готовки еды. Одним словом – размер имеет значение.
Топливная эффективность катера – один из наиболее важных вопросов, на который обращают внимание продавцы. И бензин, и дизель имеют свои преимущества и недостатки. Бензиновые моторы расходуют в среднем на треть больше топлива, чем дизельные. Дизельные моторы значительно дороже. Но зато у них больше ресурс и выше остаточная стоимость.
Продавцы советуют выбирать бензиновые моторы для катеров длиной до 7,5 м, которые планируется использовать для коротких прогулок. Дизельные следует выбирать тем, кто хочет кораблик побольше и собирается преодолевать значительные расстояния.
Выбор числа моторов тоже зависит от того, как будет использоваться катер. Для прогулок в выходные дни по Днепру с семьей или друзьями достаточно аппарата длиной до 7,5 м с одним мотором. Такие катера обычно называются прогулочными – они могут иметь одну каюту или не иметь ее вообще. Более навороченные модели предлагаются с двумя моторами.
Еще один вопрос: какой тип мотора выбрать? Подвесные моторы используются для лодок длиной до 7,5 м. Их преимущество в том, что они дешевле, их легко устанавливать и снимать при необходимости, они не занимают места в лодке, их дешевле обслуживать, а еще их легко поменять в случае необходимости. Недостаток в том, что они зачастую слабее стационарных братьев и громче. Кроме того, подвесной мотор легко снять не только его владельцу, но и кому-нибудь другому.
Стоимость нового прогулочного катера длиной до 7,5 м, с одной каютой и одним стационарным мотором стартует с 15 тыс. долларов и может достигать 30–40 тыс. долларов Подержанный можно найти за 6–7 тыс.долларов. Если хочется чего-то большего – значит, нужно покупать что-то большее. При этом цены измеряются уже не десятками, а сотнями тысяч долларов.
Будем кататься?
Сколько стоит содержание небольшого катера
Вид затрат | Сумма | Затраты на сезон (май-сентябрь, 20 уик-эндов, активное катание) |
Затраты на топливо на час хода | 160 гривен(20 л/час, АИ-95 по 8 грн.л) | От 27 000 гривен |
Технобслуживание каждые 100 моточасов | От 3 тыс. грн. | От 5 000 гривен |
Консервация, расконсервация, подъем и спуск на воду | От 1,5 тыс. грн | От 5 000 гривен |
Аренда места в яхт-клубе | От 1500 грн/мес. | От 18 000 гривен |
Итого | | От 55 000 гривен |
Итого: приобрести скутер можно от 3 тыс. долларов. Средняя цена – 6–12 тыс. долларов. Подержанный катер обойдется как минимум в 6 тыс. долларов, новый прогулочный катер в среднем стоит 15–25 тыс. долларов. За сезон затраты на средней интенсивности эксплуатацию составят около 15-20% стоимости нового плавсредства.
Где еще почитать о водных плавстредствах:
Почем катер?
Материалы о регистрации плавсредств – в приложении к статье.