Что бы ни декларировали открытые НПФ, они еще не начали массовых выплат, а потому заявленная доходность реально пока не подтверждена
Почти все открытые НПФ в 2009 году принесли вкладчикам неплохие результаты. В среднем пенсионные фонды нарастили чистую стоимость единицы пенсионных взносов на 15–20%, а некоторые НПФ – более чем на 50%. При этом в первом квартале 2010 года прирост ускорился – он достиг 5–10% за квартал.
Такого результата не ожидали даже управляющие фондами. В начале кризиса они скромно надеялись выйти хотя бы в плюс, а о том, чтобы обогнать уровень инфляции, можно было только мечтать.
Что в портфеле?
Достичь такого эффекта управляющим компаниям удалось, в первую очередь, за счет успешных вложений в депозиты и облигации, в том числе внутреннего государственного займа (ОВГЗ). «В разгар кризиса стратегия формирования портфеля была направлена на максимальное снижение рисков и, как минимум, на увеличение доли рисковых инструментов, в частности, акций», – рассказывает управляющий активами Parex Asset Management Алексей Дударенко. Со временем НПФ начали наращивать долю акций в своих портфелях. А вот позиция в корпоративных облигациях, напротив, сокращалась ввиду увеличения рисков дефолта по этим ценным бумагам.
По данным Госфинуслуг, сейчас общая структура портфелей НПФ выглядит примерно так. Наибольшую часть составляют депозиты в банках (около 40%). На втором месте – корпоративные облигации (доля – 18,9%, раньше было 22,3%) и еще около 9% средств НПФ вложены в акции украинских эмитентов.
Существенно увеличилась и доля инвестирования пенсионных активов в государственные ценные бумаги. В 2008 году она составляла всего 3,6%, а в 2009-м увеличилась до 16,4%. Но потенциал еще есть, так как законодательством установлен лимит на уровне 40%.
Для сравнения: в Венгрии в период становления НПФ доля государственных ценных бумаг в их портфелях достигала 70%; в Болгарии, Польше и некоторых других странах Восточной Европы – около 50%. Это повысило уровень доверия населения к НПФ.
Проблемные активы
Но не все на пенсионном рынке так радужно. Около 40% всех активов НПФ лежат на банковских счетах, в том числе в «проблемных» банках. «Качество портфелей за время кризиса не ухудшилось. Но есть проблемы с некоторыми эмитентами и депозитами в банках-банкротах», – честно признает председатель наблюдательного совета КУА «Автоальянс XXI век» Анатолий Отченаш.
И если «упавшие» акции еще могут вырасти в цене, то деньги на счетах обанкротившихся банков могут стать невозвратными. Пока что КУА в частном порядке пытаются «выбить» из «проблемных» банков пенсионные средства. Но, похоже, без помощи государства им это вряд ли удастся.
Кстати, вкладчики фондов не бьют тревогу только потому, что период выплат еще не наступил. А вот в Госфинуслуг уже начинают беспокоиться. «Анализ, который я успел увидеть, говорит о том, что в ближайшие пять-семь лет, когда начнутся первые выплаты из уже работающих пенсионных фондов, у них возникнут проблемы с выполнением обязательств», – предупреждает глава Госфинуслуг Василий Волга.
Кстати жалобы на проблемы с выплатами и отказ в переводе пенсионных накоплений в другие фонды поступают в Комиссию уже сейчас. Именно они стали поводом для проверки одного из крупнейших игроков на пенсионном рынке – КУА «Ай Кью Технолоджи». В управлении КУА находились активы десятка НПФ, среди них такие гиганты, как НПФ «Стирол» (корпоративный фонд одноименного концерна) и НПФ «Эмерит-Украина» (открытый фонд «Укртелекома»). По итогам проверки, действие лицензии «Ай Кью» было приостановлено. Согласно действующему законодательству, приостановка лицензии запрещает администратору заключать новые договоры с вкладчиками. Но рассчитаться со старыми клиентами он обязан.
Кроме того, за время кризиса резко сократились темпы прироста активов НПФ. Если за первый квартал 2008-го прирост активов составил 44%, то за аналогичный период 2009 года активы увеличились всего на 7,9%. Во втором квартале 2009-го рост составил 11,1%, в третьем – 8,87%, а в четвертом – 7,36%.
Причина в том, что многие компании-вкладчики НПФ временно прекратили платить взносы за своих сотрудников – в связи с тяжелой финансовой ситуацией. А ведь львиную долю платежей (96%) по-прежнему обеспечивают именно юрлица. Частные лица в НПФ, как и раньше, остаются явлением довольно редким. Из 497 тыс. человек, участников НПФ (будущих пенсионеров), самостоятельно заключили договоры с пенсионными фондами менее 10%, то есть всего-то 47,5 тыс. человек – примерно 0,3% трудоспособного населения страны.
Чего ждать
Раньше нам было сложно оценивать работу НПФ, так как был недоступен главный критерий оценки работы фондов – непосредственно выплаченные пенсии. Но в последние годы ситуация изменилась. Фонды, основанные в 2004–2006 годах, уже начали осуществлять выплаты. За 2009 год пенсионные выплаты выросли на 203,7% и на конец года составили 82,9 млн грн. Со временем объем выплат будет нарастать лавинообразно.
Что же касается доходности, то в 2010 году управляющие фондами ожидают роста стоимости пенсионных взносов на 20–30% годовых, что не только перекроет уровень инфляции, которая прогнозируется на конец года на уровне 13,1%, но и принесет неплохую прибыль.
ВСЕ там будем
За время кризиса с рынка ушло только два фонда. Самый громкий скандал разгорелся еще в конце 2009 года, когда Госфинуслуг исключила из реестра финансовых учреждений крупный НПФ «ВСЕ» (около 4000 участников, из них 225 человек являются самостоятельными вкладчиками). Как объяснили «Деньгам» в самой Комиссии, причина санкций – недостоверные сведения в документах, которые подавались для внесения информации о фонде в госреестр.
Но директор «Всеукраинского Администратора Пенсионных Фондов» (администратор НПФ «ВСЕ») Татьяна Сальникова называет такое решение незаконным. На данный момент НПФ оспаривает решение Комиссии в судебном порядке. В марте было принято решение Окружного административного суда Киева об удовлетворении требований фонда и об отмене принятого Госфинуслуг решения. На данный момент юристы Комиссии решают вопросы по оспариванию этого решения в апелляционном суде. В любом случае, НПФ «ВСЕ» не освобождается от своих обязательств перед вкладчиками фонда.
Особую пикантность происходящему придает то обстоятельство, что бывший глава Госфинуслуг (в 2006–2009 годах) Валерий Алешин в свое время был председателем совета НПФ «ВСЕ», а проблемы у НПФ начались вскоре после того, как г-н Алешин покинул Госфинуслуг.
Итого
Тем, кому сейчас 25–40 лет, стоит внимательно наблюдать за тем, что сейчас происходит с НПФ – фонды проходят своего рода стресс-тест. Выжившие НПФ докажут свою надежность будущим инвесторам.
Где еще почитать о пенсионных фондах:
1. Пенсионные фонды: рейтинг-2008