Во время кризиса «выгорание» приняло воистину эпидемические масштабы. «Деньги» выяснили, как предупредить эту проблему – чтобы потом не бороться с ее тяжкими последствиями.
Дмитрий Анасимов – руководитель проекта в крупной корпорации. Несмотря на то что он несколько лет шел к своей высокой должности, сейчас Дмитрий мечтает уволиться «в никуда».
Свое нынешнее отношение к работе г-н Анасимов описывает двумя словами: «достали все». А ведь еще полтора года назад он просто жил работой. «Я – амбициозный человек. Для меня важно быть самым лучшим. Поэтому, когда меня поставили руководить проектом, я изо всех сил старался показать хорошие результаты. Я сознательно отодвинул свою личную жизнь на второй план – не только семью, но и интересы, увлечения – все, что не связано с работой», – рассказал он «Деньгам». В 2008 году компания под руководством Дмитрия достигла всех показателей, которых требовал от нее совет директоров, выполнила все задачи, которые перед ней ставили. «Наша компания заняла на своем рынке лидирующее положение, и тут начался кризис. Вместо награды за все наши достижения мы получили урезание бюджета на 40%», – делится руководитель.
Дмитрию пришлось уволить часть людей, а остальным сократить зарплаты. При этом нагрузка на оставшихся выросла, а качество работы упало просто катастрофически. Для того чтобы мотивировать сотрудников, Дмитрий Анасимов перевел их на сдельный метод оплаты. У большинства его подчиненных доходы выросли. Но нагрузка осталась по-прежнему высокой, поэтому очень скоро коллектив снова «потух». «Все мои походы на советы директоров с какими-то предложениями ничем не заканчиваются – эти люди боятся за свои кресла, они предпочитают не делать ничего», – уверяет г-н Анасимов.
Сейчас Дмитрий плохо спит по ночам, набирает вес, постоянно жалуется на усталость и очень раздражителен. Это – типичнейшие признаки эмоционального «выгорания».
«Выгорание» – это состояние эмоционального, психического и физического истощения, которое развивается в результате хронического стресса на работе. Как пояснила «Деньгам» психолог Наталья Турчина, основные причины стресса, приводящего к эмоциональному и профессиональному «выгоранию», часто связаны с организационными вопросами: недостаточностью вознаграждения за выполненную работу, отсутствием положительной мотивации и социальной поддержки со стороны коллег и начальства, невозможностью развития и карьерного роста.
Группы риска
В кризис эмоциональное «выгорание» приняло масштабы почти эпидемии. Если раньше к основным «группам риска» относились люди социальных профессий (врачи, психологи, рекрутеры), а также менеджеры по продажам и топ-менеджеры, то сейчас признаки «выгорания» можно заметить даже у представителей тех профессий, которые никогда от этого явления не страдали.
Психологи и рекрутеры, правда, до сих пор уверяют, что не только в профессии дело: в особую «группу риска» входят люди с неясной жизненной позицией, целями и ценностями, заниженной самооценкой, отсутствием гибкости в поведении, для которых характерен способ ухода от сложных ситуаций. А вот целеустремленные, энергичные, гибкие в решении сложных ситуаций, общительные и творческие в личности, дескать, в большей степени устойчивы к выгоранию. Но с теми, кто смог подняться по карьерной лестнице до высоких позиций, все обстоит как раз наоборот: они бывают слишком целеустремленными и слишком амбициозными, поэтому никакая гибкость и творческие способности их не спасают.
Осторожно, острые ножницы
Если с «выгоранием» рядового сотрудника еще как-то можно побороться, например, выплатить премию за хорошо проделанную работу, повесить фотографию на доску почета, отправить в загранкомандировку или на курсы повышения квалификации, то с «выгоранием» топ-менеджера все сложнее. Во-первых, опаснее последствия – если «выгорает» начальник, то же самое грозит и всей его команде. Во-вторых, в кризис риск такого выгорания растет многократно: до неприличных размеров раздвигаются ножницы между «требованиями рынка» и предоставляемыми топ-менеджеру ресурсами.
Разрыв между масштабом задач и объемом ресурсов топ-менеджеры закрывают собой – за счет сверхэксплуатации себя и своих подчиненных. В такой ситуации ни о каком личном развитии речь уже не идет: работа превращается в латание дыр и расшивание узких мест. Все это происходит на фоне замерших карьерных перспектив – в кризис компании редко расширяют бизнес.
На профилактику
Психолог Наталья Турчина считает, что «выгорание» легче предупредить, чем потом вылечить. По словам психолога, как только человек почувствует первые признаков «выгорания»: постоянную усталость, потерю интереса к выполняемой работе, раздражительность, апатию, следует сразу пересмотреть отношение к работе. Во-первых, нужно изменить график выполнения работы и не брать ее на дом. Во-вторых, от работы надо слегка «отодвинуться», напомнить себе, что в жизни есть не только она. Можно изменить образ жизни – заняться спортом, завести домашнее животное или какое-то хобби. В качестве кратковременной меры помогает отпуск. В конце концов, можно обратиться к психологу.
Для того чтобы не допустить «выгорания» подчиненных, стоит поддерживать в коллективе здоровую атмосферу, не поощрять никаких «междоусобных войн». Менеджер и работодатель напрямую заинтересованы в эмоциональном здоровье сотрудников, поэтому стоит всячески способствовать его поддержанию – если нет возможности выплачивать премии за отлично сделанную работу, то нужно хотя бы минимизировать непроизводительные раздражающие факторы и не отдавать явно идиотских распоряжений. Все это позволит уберечь от «выгорания» не только людей, но и себя.
Один «выгоревший» сотрудник, как горящая спичка в коробке, способен заразить эмоциональным «выгоранием» весь коллектив
Первые ласточки
Первые симптомы «выгорания»:
– усталость;
– бессонница;
– нарушения аппетита;
– агрессивное отношение к окружающим;
– раздражительность, пессимизм, апатия;
– безынициативность;
– негативное отношение к своей работе и своим обязанностям;
– уменьшение интереса к новым подходам и идеям в работе;
– ощущение, что вся выполняемая работа просто бессмысленна;
– потеря веры в свои возможности и способности.
Пути преодоления
Как самостоятельно предотвратить «выгорание»:
– завести хобби, никак не связанное с работой: моделирование самолетиков, вышивание крестиком, выращивание фиалок и пр.;
– заняться спортом, причем не только посещать спортзал, но и пробовать свои силы в прыжках с парашютом, полетах на параплане, дайвинге;
– не брать работу на дом;
– заняться арт-терапией (рисованием, караоке, танцами);
– обратиться к психологу.
Спасение выгорающих
Что нужно сделать, чтобы предотвратить выгорание персонала:
– обеспечить профессиональное развитие (тренинги, семинары, курсы повышения квалификации);
– четко определять круг обязанностей, формулировать задачи и сроки выполнения, завершения проектов отмечать в коллективе;
– проводить корпоративные мероприятия, в том числе и выездные.
Итого: здоровая атмосфера в коллективе, возможность дальнейшего развития, а также активный и здоровый образ жизни – наилучшие лекарства от «выгорания».
Дауншифтинг без экстрима: кризис на пике карьеры


