Украинский валютный рынок крайне сложно поддается прогнозированию. Даже самые опытные аналитики сейчас не берутся давать однозначные прогнозы на срок более месяца. "Давать прогнозы по курсу при таком дефиците бюджета и увеличивающемся внешнем долге -- неблагодарное дело. Тем более что над нами сейчас "висит сокира" включения печатного станка", -- говорит экс-министр финансов Виктор Пинзеник.
На курс гривни одновременно влияет целый ряд факторов, которые и тянут курс в разные стороны. При этом некоторые из них предсказать просто невозможно (к примеру -- поведение Нацбанка или скандалы в политике, которые могут вызвать панику у населения). Тем не менее, "Деньги" берутся назвать основные факторы, влияющие на курс, и приметы, по которым аналитики прогнозируют цену гривни "на завтра".
Что там в теории
Традиционно считается, что основное влияние на курс оказывает соотношение экспорта и импорта. Если импорт превышает экспорт, то стоимость национальной валюты в довольно близкой перспективе будет падать.
По большому счету, это было основной причиной гривневого коллапса осенью минувшего года. По итогам 2008 года Украина импортировала на $3,55 млрд больше товаров и услуг, чем экспортировала. Сейчас эта пропасть сокращена: внешнеторговый баланс страны по итогам девяти месяцев имел дефицит в размере $1,667 млрд. По итогам сентября 2009 года разница между импортом и экспортом составляла всего $13 млн. То есть с этой стороны уже нет угрозы значительной девальвации гривни.
Следующий фактор -- поток иностранной валюты в страну в виде инвестиций. Чем больше их приходит из-за рубежа, тем сильнее национальная валюта. И наоборот. При значительном оттоке инвестиционных средств национальная денежная единица начинает терять в цене. Что, кстати, мы наблюдали в начале кризиса, когда иностранные инвесторы спешно выводили свои капиталы за границу.
Но постепенно интерес к Украине восстанавливается. В сентябре 2009 года в Украину зашло уже $835 млн прямых инвестиций. После президентских выборов (независимо от их результата, так как в любом случае какая-то определенность появится) иностранные инвестиции могут вновь потечь к нам рекой, что окажет дополнительную поддержку курсу гривни. Поддержали курс гривни докапитализация украинских банков их зарубежными материнскими структурами или получение ими субординированных кредитов. Дело в том, что эти средства приходят в Украину в валюте -- долларах или евро, а в капитал банка они должны зачисляться в гривнях. Так что вся валюта, полученная банками для пополнения капитала, идет на межбанковский рынок, что поддерживает гривню. Только недавно вливания в капитал получили ПИБ ($500 млн) и "Райффайзен Банк Аваль" (около $73 млн) Эти суммы существенно повлияют на курс.
Валюта может приходить в страну не только в виде инвестиций, но и в форме заимствований (кредитов). Правда, кредиты со временем нужно отдавать. Пока мы больше заимствуем, чем выплачиваем. Поэтому каждый транш МВФ является сильным подспорьем для гривни. Отказ Фонда от сотрудничества с Украиной, о чем активно распространяются слухи, неминуемо отразится на курсе.
Кстати, вот еще феномен: информацию о получении внешних кредитов сразу же распространяют все СМИ. А вот данные о том, как и кому мы их погашаем, почему-то очень мало кого интересуют. Хотя эти выплаты тоже очень сильно сказываются на курсе. Посмотреть график погашения внешних долгов можно на сайте Минфина. На ближайшие годы раскладка такая: в 2010 году -- 15,2 млрд грн, в 2011-м -- 17,4 млрд грн, в 2012-м -- 17,9 млрд грн, в 2013-м -- 15,9 млрд грн, в 2014-м -- 2,4 млрд грн. То есть самая значительная нагрузка придется на 2012 год -- при условии, что в ближайшие пару лет не станем брать короткие и большие кредиты.
Еще одна причина возможного снижения курса -- эмиссия гривни. Включение печатного станка традиционно ведет к росту инфляции и девальвации национальной валюты. Ни для кого не секрет, что деньги в кризисный год в Украине уже давно вовсю печатают. Причем не всегда денежный поток направляется на поддержку экономики. "Эмиссия может быть адекватной и неадекватной. К печатанию денег может прибегать любая страна, особенно в период кризиса. Это нормально. Но бывает и неадекватная эмиссия. К примеру, когда отдельные банки получали от НБУ крупные средства рефинансирования и не тратили их на кредитование экономики, а выводили на валютный рынок. Это равносильно краже, и такие случаи в Украине были", -- говорит экс-заместитель председателя НБУ, заместитель министра экономика Александр Савченко.
Кто ведет игру
Вышеперечисленные факторы формируют долгосрочный курсовой вектор. Но есть еще и такие факторы, которые оказывает краткосрочное влияние на курс.
В первую очередь это интервенции Нацбанка. Как и любой центробанк, НБУ пытается регулировать курс -- скупать излишки валюты и продавать ее в случае дефицита. Правда, делает он это как-то не очень системно, чем еще больше волнует рынок. Выход или не выход НБУ на межбанковский рынок с интервенцией является очень сильным фактором влияния на курс национальной валюты. К примеру, достаточно Национальному банку не выйти в обещанный день на рынок -- и "пиши пропало": курс гривни скатывается сразу на несколько (10--15--20) копеек. И, наоборот, участие НБУ способно на несколько дней ощутимо укрепить гривню. "Наличный рынок более инертен. На нем интервенции Нацбанка отражаются на следующий день, а иногда и позже", -- говорит директор департамента казначейства "БГ Банка" Виктор Ерасов.
Краткосрочное влияние на курс имеют также операции крупных экспортеров и импортеров с валютой, а также спекуляции крупных банков. К примеру, когда "Нафтогазу" нужно заплатить "Газпрому" за газ, он скупает большую сумму долларов на межбанке, и, конечно, курс доллара против гривни возрастает. Но в четвертом квартале стресс от расплаты за газ будет не слишком сильным. "Нафтогаз" пересмотрел план закупок газа, уменьшив их почти в два раза, с 14 млрд кубов до 7--8. То есть если в конце года планировалось потратить на газ $2,9 млрд, то фактически эта сумма составит всего $1,4--1,7 млрд.
"Спровоцировать резкое снижение курса доллара может также уплата налогов в конце месяца, когда компаниям приходится продавать валюту", -- отмечает директор департамента казначейских облигаций Брокбизнесбанка Игорь Давиденко.
Отдельная тема -- валютные спекуляции на рынке крупных банков. В кризисный год заработок на курсовых колебаниях стал весьма популярным. Разница между официальным курсом НБУ и продажей долларов на наличном рынке достигала 5--6%, что позволяло банкам неплохо зарабатывать, в том числе завышая курс. Однако такие заработки возможны только в том случае, если есть реальный спрос на "зеленые" со стороны населения и юрлиц.
Нам чужого не надо
К сожалению, в список валютных "примет" пока нельзя отнести изменения курса евро/доллар на мировом рынке. Наш рынок зарегулирован Нацбанком, и все финучреждения могут покупать валюту строго на потребности клиентов или для своих собственных нужд (гасить долги перед иностранцами). Спекулятивных сделок, на которых построен западный рынок, в Украине, вроде бы, нет, хотя схемы "ухода в валюту" у банков есть, и они ими активно пользуются. И все же совпадение тенденции падения доллара по отношению к основным валютам в мире и снижение доллара против гривни -- не более чем совпадение.
Но влияние внешних факторов на нашу валюту есть. Если улучшается конъюнктура на внешних рынках, значит, наши экспортеры могут рассчитывать на прибыль. К примеру, за август--сентябрь 2009 года ситуация с международной торговлей значительно улучшилась. Экспорт товаров и услуг вырос в сентябре по сравнению с июлем на 8%. И все же нельзя сказать, что средний дневной или недельный объем торгов долларами на межбанковском рынке сильно изменился за этот период. Мы видим, что экспортеры в июле--августе и первой половине сентября придерживали валюту и не продавали ее в надежде на ее дальнейший рост в Украине (по закону, они не обязаны продавать экспортную валютную выручку).
Экспортеры начали активно продавать валюту только во время резкого подъема гривни в октябре. Поэтому увеличение объема экспорта еще не гарантирует однозначного увеличения предложение валюты на рынке в адекватном размере. Нормы об обязательной продаже валютной выручки в Украине нет, и экспортер может "сидеть в долларе" сколь угодно долго.
Информационная атака
Один из самых весомых факторов, которые влияют на украинский валютный рынок, -- психологический. На Западе политики своими заявлениями могут даже "заговорить курс", то есть спрогнозировать улучшение ситуации и, таким образом, спровоцировать ее фактическое улучшение -- благодаря изменению намерений субъектов рынка. В Украине политикам лучше всего удается продавать плохие новости и прогнозы, что вызывает только дополнительную волну паники. Вранье политиков и высших чиновников -- норма, поэтому чем больше власть имущие пытаются убедить нас, что "гривня вот-вот стабилизируется" и "скоро курс будет 6,5", тем активнее мы скупаем валюту и тем быстрее она растет в цене. Проблема, конечно же, в дефиците доверия.
"С начала кризиса в большей мере на курс гривни влиял спрос на наличную валюту со стороны населения", -- отмечает аналитик "Эрсте Банка" Марьян Заблоцкий. Сумма общей накопленной наличной иностранной валюты вне банков превышает негативный торговый баланс и сумму чистых внешних погашений вместе взятых. С начала года по август платежный баланс Украины составил $10,8 млрд, из которых $5,7 млрд ввезли наличными в иностранной валюте. "Поэтому для стабилизации курса гривни важными факторами являются настроение населения и его уверенность в национальной валюте", -- говорит г-н Заблоцкий.
Ожидание выборов также оказывает дестабилизирующее влияние на курс. В реалиях Украины до выборов действующая власть держит гривню на коротком поводке, чтобы убедить население, что ситуация в стране под контролем, а после, когда голоса уже будут отданы, им хоть трава не расти. Но, по большому счету, все зависит от того, кто придет к власти и изменится ли экономическая политика в лучшую сторону.
| Кто давал прогноз | Дата прогноза | Прогнозный курс | Реальный курс |
| Владимир Стельмах, глава НБУ | Октябрь 2008 г. | 6 грн/$1, на конец 2008 г. | 8,5 грн/$1, на конец 2008 г. |
| Александр Савченко, экс-заместитель главы НБУ | Декабрь 2008 г. | 5–5,5 грн/$1, на лето 2009 г. | 7,7–8,5 грн/$1, на лето 2009 г. |
| Юлия Тимошенко, премьер-министр Украины | Январь 2009 г. | 6,5 грн/$1, на 2009 г. | 7,5–9 грн/$1, с января по октябрь 2009 г. |
| Эксперты Phoenix Capital | Январь 2009 г. | 15 грн/$1, на май–июнь 2009 г. | 8–7,8 грн/$1, в мае-июне 2009 г. |
| Кто давал прогноз | Дата прогноза | Прогнозный курс |
| Петр Порошенко, глава наблюдательного совета НБУ | Февраль 2009 г. | 8 грн/$1, к концу 2009 г. |
| Сергей Тигипко, экс-глава НБУ | Март 2009 г. | 7,5 грн/$1, к концу 2009 г. |
| Николай Ивченко, руководитель информационно-аналитического центра "FOREX CLUB". | Март 2009 г. | 8 грн/$1, к концу 2009 г. |
| Эксперты МВФ | Апрель 2009 г. | 9 грн/$1, к концу 2009 г. |
| Аналитики Dragon Capital | Май 2009 г. | 8,5 грн/$1, к концу 2009 г. |
| Александр Савченко, экс-заместитель главы НБУ | Июнь 2009 г. | 7 грн/$1, до конца 2009 г. |
| Сентябрь 2009 г. | 5 грн/$1, к концу 2010 г. | |
| Юлия Тимошенко, премьер-министр Украины | Сентябрь 2009 г. | 6,5 грн/$1, на начало 2010 г. (после выборов) |
Итого: В Украине особое внимание нужно обращать не только на состояние платежного баланса страны, но и на спекуляции крупных банков на межбанке, расчеты за газ, заявления известных политиков, а также на готовность НБУ осуществлять интервенции.
Где еще почитать
о валюте:
Каким будет курс гривны в ближайшее время? ( 05.11.2009)
Гривня укрепилась ( 22.10.2009)
Что происходит с курсом гривны? ( 24.09.2009)


