Рейс Дмитрия Калышевского из Бургаса задержали на девять часов: самолет в Киеве сломался, пассажирам сказали ждать замену. “Через четыре часа нам выдали маленький гамбургер и бутылку минералки. Полякам выдали целый обед, с салатом и сосисками, а россиянам - бутылку минералки и фанты. Поэтому мы чувствовали себя не худшими, и компенсации от авиакомпании не требовали“, - рассказал г-н Калышевский.
Читай также: Перенос чартера - что должна компания пассажирам
Авиакомпании не всегда предлагают своим клиентам то, на что те имеют право в случае задержки рейса. А в случае с Дмитрием он и его спутники имели право на несколько сотен евро, так как перелет проводился из страны ЕС. А в таких случаях действует директива ЕС от 11 февраля 2004 г. - Регламент (ЕС) N 261/2004 Европейского парламента и Совета “Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) N 295/91“. Согласно этому документу, при перелетах из/в страны ЕС все авиакомпании обязаны при длительных задержках компенсировать от 250 до 600 евро на человека - в зависимости от длительности задержки.
Каковы права авиапассажиров, и как ими пользоваться?
Свод правил
Рейсы авиакомпаний в Украину и из нее регулируются отечественными законами и международными договорами, признанными Верховной Радой. Это Гражданский и Воздушный кодекс Украины, Монреальская Конвенция от 28.05.1999 г., Общие условия перевозок пассажиров IATA и другое. Рейсы в европейском направлении регулирует также законодательство ЕС, в том числе, упомянутый Регламент N261/2004 “Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам…“. Также авиакомпании устанавливают и внутренние правила перевозок, но они не могут противоречить упомянутым документам.
Читай также: Сколько авиакомпании должны украинцам за задержки рейсов
Ответственность перевозчика - одинакова для всех типов авиакомпаний, в том числе, для лоукостеров: перед законом все равны. Авиаперевозчик обязан соблюдать время вылета и в случае чартерных рейсов - правда, билет на него считается действительным только с момента, когда туроператор перечислил деньги за фрахт воздушного судна в полном объеме. Есть лишь одно исключение: компания не обязана выплачивать компенсацию при форс-мажорах - если рейс отложен из-за погодных условий, извержения вулкана.
Что получим?
Пассажир имеет право на компенсацию от авиакомпании в случае отказа в перевозке, отмене или задержке авиарейсов более чем на три часа, а также изменения класса обслуживания. “Эта обязанность наступает через два часа задержки рейса дальностью до 1500 км, через три для рейса до 3500 км и через четыре для рейса свыше 3500 км. В случае переноса рейса на следующий день, пассажирам также предоставляют отель, питание и трансфер в гостиницу и обратно“, - говорит юрист международной ЮФ Kinstellar Алексей Бурчевский.
“В случае задержки рейса пассажир имеет право получить напитки и питание, а также осуществить два телефонных звонка или отправить телекс/факс/email-сообщение при наличии соответствующих технических условий аэропорта“, - напомнил Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнёр АО Suprema Lex.
После пяти часов задержки пассажиры получают возможность отказаться от перелета, если он «не удовлетворяет их целям» и получить компенсацию стоимости билета либо альтернативный перелет. При полной отмене рейса, как и при задержке более чем на 5 часов, пассажир может также требовать финансовую компенсацию: для рейсов дальностью до 1500 км - 250 евро, от 1500 км до 3500 км - 400 евро, более 3500 км - 600 евро. “Важный момент: авиакомпания может уменьшить сумму всех штрафов вдвое, если она предоставит альтернативный перелет, который прибывает в пункт назначения не позже двух часов для рейса дальностью до 1500 км, трех часов для рейса дальностью до 3500 км и четырех часов для рейса дальностью свыше 3500 км“, - поясняет Алексей Бурчевский. Освобождаются от штрафа лишь те перевозчики, которые сообщили об отмене рейса за две недели.
Если авиакомпания не предоставила пассажирам положенное по праву после устных обращений, необходимо обращаться с требованием письменно. “Копию претензии и жалобу на авиаперевозчика необходимо направить в соответствующий государственный орган по надзору за гражданской авиацией страны вылета и страны, резидентом которой является перевозчик. В Украине это Госавиаслужба“, - рекомендует Екатерина Овсий, руководитель направления сопровождения бизнеса АФ GORO legal.
Для подтверждения факта задержки рейса важно документировать происходящее - например, фотографировать табло с рейсами и ваучеры на питание, а также получить справку от перевозчика или же от аэропорта о причине задержки рейса.
Не судом единым
Авиакомпании крайне неохотно выплачивают компенсации пассажирам. И если последовал отказ, то получить выплату можно через суд или посредством компаний, которые представляют интересы пассажиров в спорах с авиакомпаниями. “Если после письма с копией на авиационные власти в выплате отказывают, проще всего воспользоваться услугами авиаадвоката - в ЕС много фирм, которые этим занимаются за 20% суммы. До суда авиакомпании дойдут вряд ли, им проще досудебное урегулирование. Просто не все пассажиры подают в суд, перевозчики на это и рассчитывают“, - поясняет киевлянин Антон Бобрешов.
Юристы говорят, что авиакомпании редко сходу принимают решение выплатить денежную компенсацию, чаще предлагают альтернативные варианты, например, высший класс обслуживания на предстоящих перелетах, бесплатное питание, скидки на услуги компании. “Однако они имеют право предоставить ту или иную альтернативную компенсацию только с письменного согласия пассажира. В противном случае обязаны выплатить компенсацию в денежной форме“, - утверждает юрист Екатерина Овсий.
Суд обычно принимает сторону пострадавших. Пример - решение Верховного суда по делу №761/18854/14-ц. Решение принято в связи с тем, что из-за задержки авиарейса “Киев - Дубай“ одной авиакомпании стали невозможными дальнейшие стыковки с авиарейсом “Пекин - Дубай“ другого перевозчика, так как тот аннулировал истцам бронирование на следующие сегменты маршрута и на обратный рейс. В итоге пассажиры получили по 14,5 тыс. гривен компенсации за отказ в перевозке, 2,9 тыс. гривен стоимости неиспользованной части билета, 7,1 тыс. гривен стоимости приобретенных за личные средства билетов, 1,6 тыс. гривен - за возмещение ущерба, нанесенного из-за задержки в перевозке, 885 гривен стоимости проживания в отеле и 1,1 тыс. гривен на возмещение расходов на средства первой необходимости.
Олеся Блащук
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 14 от 26 июля 2018 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 14 від 26 липня 2018 року.
Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua