В инфляционном отчете за четвертый квартал 2025 года НБУ утверждает, что в своих прогнозах по инфляции учитывает возможные последствия российских ударов по энергетике. Впрочем, Нацбанк прогнозирует снижение годовой инфляции до 9,2% в 2025-м и 6,6% в 2026 году. Эксперты по этому поводу имеют свое мнение, а ритейлеры уже называют продукты питания, цены на которые вырастут в ближайшие месяцы.
Инфляция и обстрелы
Экономический эксперт Даниил Монин в комментарии Dengi.ua отметил, что инфляция действительно будет снижаться в основном из-за удержания курса гривны на уровне 42 грн/$ в течение 2025 года. По прогнозам эксперта, инфляция в этом году вряд ли превысит 10-10,5%.
«Однако с октября начала расти промышленная инфляция, что соответственно немного увеличит инфляцию в ближайшие полгода, поскольку промышленные и торговые предприятия будут иметь дополнительные расходы из-за обеспечения бесперебойного электроснабжения», — отмечает Монин.
По мнению финансового аналитика, члена Украинского общества финансовых аналитиков Андрея Шевчишина, атаки РФ по украинской энергетике безусловно влияют на инфляцию, но значительно меньше, чем в 2022 году.
«Это связано с тем, что часть бизнеса готова к отключениям и имеет альтернативные источники питания. Да, они дорогие, но позволяют закрыть пробелы», — отмечает эксперт и добавляет, что сложнее с отоплением.
По его словам, дефицит энергии и отопления может привести к проблемам у части бизнеса, что повлечет за собой снижение качества, уменьшение предложения и рост стоимости по отдельным товарным группам.
Какие продукты питания подорожают
В комментарии Dengi.ua председатель Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук обозначил, какие именно факторы приведут к росту цен на продукты питания из-за атак РФ на энергетику:
- Рост себестоимости обработки и хранения: дополнительные расходы предприятий на генераторы, топливо и ремонт оборудования повысят маржинальную себестоимость готовых продуктов.
- Осложнение логистики и поставок: перебои с энергией замедляют отгрузку и транзит продукции, приводя к локальным дефицитам и кратковременным ценовым всплескам в пострадавших регионах.
- Спрос на резервные источники энергии и товары «под отключение»: спрос и цены на портативные генераторы, павербанки и лампы растут, поэтому часть расходов домохозяйств смещается именно на эти товары. Это может дополнительно повышать общий инфляционный индекс в краткосрочной перспективе.
Также глава Ассоциации ритейлеров назвал продукты питания, которые, по его мнению, подорожают в ближайшее время:
- охлажденные, замороженные продукты (мясо, рыба, молочные продукты): повышенный риск потерь и дополнительных расходов на автономное хранение;
- переработанные продукты (консервы, масло, мука): рост затрат у переработчиков и логистов;
- свежие овощи и фрукты: локальные дефициты и ценовые всплески в случае логистических проблем.
Учитывая указанные факторы, Жук предупреждает: в ближайшие недели возможно локальное подорожание, в частности охлажденных и переработанных продуктов. В то же время в среднесрочной перспективе (ближайшие месяцы, зима) будет сохраняться повышенное давление на цены в случае повторения ударов по энергетике.
По словам главы Ассоциации, часть крупных украинских ритейлеров готовилась к отключениям: они заблаговременно пополняли запасы, инвестировали в автономные источники питания для критических объектов и расширяли ассортимент товаров для подготовки к возможным блэкаутам.
По мнению Жука, ритейлеры могут использовать следующие инструменты для частичного сдерживания роста цен на продукты питания:
- использование имеющихся запасов: распродажа остатков или замедление обновления ассортимента (такая возможность лишь временная);
- поглощение части расходов: крупные сети могут определенное время удерживать цены, уменьшая маржу на отдельные категории товаров, чтобы не потерять покупателей. Но такой подход «съедает» прибыль и не может длиться долго;
- оптимизация логистики и централизованные закупки: концентрация поставок, договорные скидки от поставщиков за оптом, перенаправление товаров между регионами;
- программы лояльности или промоакции как инструмент смягчения влияния на потребителя;
- переход к другим поставщикам или локальным поставкам.
Как отметил эксперт, в краткосрочной перспективе продуктовые сети могут достаточно эффективно «сглаживать» колебания цен на продукты питания за счет запасов и маржи. Однако, если отключения будут регулярными и длительными, эффект «сглаживания» иссякнет, ведь вырастут операционные расходы, которые постепенно будут перекладываться на конечного потребителя.
Таким образом, в случае критического ухудшения ситуации в энергетике в течение отопительного сезона, украинцев ждет существенный рост цен на продукты питания. Причем параметры такого роста могут выйти за пределы прогноза НБУ на 2026 год.
Ранее мы писали, что по данным агентства «Автостат», средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России в октябре достигла 3,43 млн руб. (около $36,7 тыс. – ред.), что является максимальным значением за всю историю наблюдений.
Также мы уже писали, что «Укрзализныця» намерена скорректировать динамическое ценообразование на билеты первого класса поездов "Интерсити" и в вагонах категории СВ из-за значительных финансовых потерь компании.


