Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились

В середине октября реформы незначительно, но ускорились. Индекс мониторинга реформ (іМоРе) за период с 10 по 23 октября поднялся до отметки 0,9 балла из 5,0 возможных. Наибольший прогресс был зафиксирован в реформировании бизнес среды. Положительные сдвиги также произошли в государственных финансах, монетарной системе и энергетике.
Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились
depositphotos.com

Среди основных событий этого раунда - законодательные изменения, которые позволяют производителям алкогольных напитков из виноматериалов собственного производства осуществлять оптовую торговлю без получения отдельной лицензии, определение правового статуса земельных участков, владельцы которых умерли, отмена единых ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров, законодательное определение объема страхового запаса природного газа.

Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились
Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились / VoxUkraine

Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились
Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились / VoxUkraine

Важные нововведенния

1. Законодательные изменения, позволяющие производителям алкогольных напитков из виноматериалов собственного производства осуществлять оптовую торговлю без получения отдельной лицензии, +1,0 балл.

Для поставки алкогольных напитков потребителям, производители должны иметь лицензию на оптовую торговлю. Годовая плата за лицензию составляет 500 тыс грн. Эта норма приводит к монополизации оптовых поставок алкогольных напитков, создает неравные условия конкуренции между крупными и малыми производителями, сдерживает развитие малых предприятий отрасли. В частности, в области производства винопродукции, стоимость такой лицензии в расчете на 1 бутылку в отдельных крупных производителей составляет 0,2-0,3 грн, в малых - достигает 60 грн.

Законом №1534 от 20.09.2016 эти правила изменены. Если субъект хозяйствования уже имеет лицензию на производство алкогольных напитков и производит их из виноматериалов (виноградных, плодово-ягодных или медовых) собственного производства, теперь он имеет право осуществлять оптовую торговлю ими без получения отдельной лицезнии.

Это нововведение будет способствовать деятельности производителей вин с небольшими объемами и облегчит условия для начала бизнеса в отрасли.

Комментарий эксперта: Александр Жолудь, МЦПИ, редколлегия VoxUkraine

“В Украине существуют давние традиции виноделия, особенно на западе и юге страны. В то же время, до сих пор этот потенциал малые винодельческие предприятия практически не могли использовать из-за высокой платы за лицензию. Теперь мы можем ожидать не только увеличения занятости и легального оборота алкогольных напитков из этих источников, но и других положительных экстерналий, как развитие туризма“.

Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились
Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились / VoxUkraine

2. Законодательно определен предельный размер страхового запаса природного газа, 1 балл

Поставщики природного газа, для того, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение, обязаны хранить в газохранилищах определенный страховой запас. Объемы и порядок создания такого запаса устанавливает Кабинет Министров. Согласно постановлению КМУ №795 от 30.09.2015, запас должен покрывать 50% запланированных объемов поставки потребителям на следующий месяц. Законом № 1541 от 22.09.2016, установлено верхнюю предельную границу страхового запаса. Поставщики обязаны создавать запас в размере не более 10% запланированного месячного объема поставки природного газа на следующий месяц. То есть, Кабмин теперь должен устанавливать размер страхового запаса на одинаковом уровне для всех поставщиков, но не более указанных 10%.

Комментарии реформаторов: Алена Бабак, народный депутат Украны

“Исторически поставщики природного газа должны были создавать страховой запас, равный 10% от запланированных объемов поставки на следующий месяц. Когда появилось постановление правительства, устанавливающее этот запас на уровне 50%, поставщики отметили, что для формирования такого запаса они должны привлекать кредиты, и это искусственно повышает стоимость газа. Законом № 1541 от 22.09.2016 установлена предельная граница для страхового запаса на уровне 10%. Мы не видим оснований для ее увеличения, поскольку такая норма исторически работала и была эффективной“.

Алексей Хабатюк, НАК Нафтогаз

“Внесеное изменение в Закон О рынке газа о страховом запасе - позитивный сигнал. Вместе с тем, для практической имплементации необходимо решение КМУ о размере страхового запаса, поскольку сам закон устанавливает лишь верхнюю его границу - не более 10% планового месячного объема поставки природного газа. На сегодня такое решение не принято и у КМУ формально есть три месяца на его принятие“.

Комментарий эксперта: Денис Саква, Dragon Capital

“Новый закон предусматривает создание страхового запаса не более 10% для всех поставщиков газа. Этот закон имеет сразу два положительных эффекта. Первый – от снижения объема страхового запаса с 50% до 10% для частных поставщиков, что приведет к высвобождению оборотных средств предприятий и снижению их расходов финансирование создания такого резерва. Второй положительный эффект связан с тем, что требования на создание страхового резерва распространяются как на Нафтогаз так и на частных поставщиков. Ранее требование о создании страхового резерва распространялось только на частников, что ограничивало конкуренцию в сегменте поставки газа промышленности. Теперь, с уменьшением требования к созданию страхового запаса можно ожидать появления новых поставщиков и усиления конкуренции в секторе“.

Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились
Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились / VoxUkraine

Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились
Медленный выход из летнего анабиоза: реформы незначительно ускорились / VoxUkraine

Справочная информация: Индекс мониторинга реформ (ИMoРe) VoxUkraine - это независимый рейтинг усилий правительства Украины по проведению экономических реформ. Индекс базируется на экспертных оценках изменений в регуляторной среде по пяти направлениям:
 
1. Государственное управление
2. Государственные финансы
3. Монетарная система
4. Бизнес-среда
5. Энергетика.
 
Подробнее об Индексе и методологии расчета можно узнать на сайте imorevox.in.ua.
 
VoxUkraine - это интеллектуальная площадка, созданная группой международных и отечественных экономистов, посвященная реформам и экономическому развитию Украины. Цель VoxUkraine - распространение научно-обоснованного анализа и комментариев относительно экономических и общественно-политических событий в Украине, повышение уровня дискуссии и создание системного подхода к реформам; интеграция Украины в мировую сеть экономистов и деятелей, ответственных за экономическую политику.


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK