Иван Сорока и Лариса Канаровская: Деньги без пациентов

Иван Сорока, президент Украинского медицинского клуба, и Лариса Канаровская, председатель Совета Киевского городского профсоюза работников здравоохранения - о том, в чем они видят слабые места украинской медреформы.
Иван Сорока и Лариса Канаровская: Деньги без пациентов
depositphotos.com

Позитив медреформы в том, что Министерство здравоохранения хочет разграничить перечень медицинских услуг, предоставляемых за счет бюджета, и тех, что будут оплачивать пациенты. Кроме того, дополнительно на здравоохранение будет выделено от 200 до 400 млн гривен. Этого мало. Но лучше, чем ничего.

Читай также: Все, что вы хотели бы знать об электронной медицине - мнение эксперта

Но вот разрекламированная концепция “деньги идут за пациентом“ - это большое противоречие. То ли врач будет получать средства за конкретное количество обследованных пациентов, то ли медицинское учреждение - непонятно. Да, с одной стороны, это хорошая идея, с другой - в Украине нет такого количества врачей, чтобы всех обслужить. Реально таких специалистов тысяч 10-12. Причем очень многие из них пенсионного возраста. И когда их переведут на эту систему, я не знаю, сколько из них останется.

Плюс ко всему, деньги “пойдут“ за пациентом, прежде всего, в сфере первичной медицинской помощи. По поводу вторичной и третичной еще ничего толком не прописано. Также неясно, как будет реализован механизм со-оплаты.

Наши люди привыкли лечиться в поликлиниках, а те предоставляют достаточно широкий и в то же время специализированный спектр медицинских услуг. Центры первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), конечно, смогут какую-то помощь оказать, поставить диагноз. Но что делать дальше, если человек нуждается в длительном и сложном лечении? И хватит ли денег у населения? Ведь для взрослых и пожилых стоимость медпомощи будет выше, а для молодых людей ниже (якобы они меньше болеют).

Читай также: Олександр Крамаренко: Допоможіть В.О. або #БезХештегів

Кроме того, маловероятно, что органы здравоохранения подпишут с пациентом какой-то договор о взаимодействии. Это означает, что если человек вызовет частную “неотложку“, то, скорее всего, он заплатит за нее сам и без компенсации со стороны государства.

Также, когда мы говорим о принципе “деньги идут за пациентом“, нам нужно понимать, что необходимы средства и на развитие инфраструктуры. Но у правительства и по данному поводу нет законченных мыслей и идей. Так что законопроект № 6327 о госгарантиях предоставления медуслуг, который рассмотрели депутаты в первом чтении, требует серьезных доработок. Только у нашего Медицинского клуба к нему более 40 замечаний. К счастью, у чиновников из МОЗ есть небольшой запас времени, чтобы прописать положения конкретно и внятно.

Иван Сорока

Прежде чем запускать реформу, Уляна Супрун должна провести инвентаризацию здравоохранения в целом и выяснить, сколько в Украине осталось стационаров, фельдшерско-акушерских пунктов, поликлиник и больниц. Еще один серьезный вопрос - это количество врачей в стране. Катастрофически не хватает медсестер, санитарок, да и вообще, кадрового резерва.

Читай также: Все, что вы хотели бы знать об IT в электронной медицине - мнение эксперта

Также в реформе не прописано финансирование. То было 230 грн на больного, то уже 350 грн. Участковым врачам сначала предложили установить зарплату на уровне 8 тыс грн, а теперь - 15 тыс грн.

Поэтому на Западе схема “деньги идут за пациентом“ и работает нормально, так как там четко определена система финансирования. В той же Америке государством выделяется 2 тыс долларов на обычную медицинскую помощь для каждого жителя страны, независимо от того, застрахован он или нет. При этом бюджет США - 3 трлн долл. На здравоохранение, включая различные исследования и научные разработки, из него выделяются колоссальные суммы. В среднем, в развитых странах эта отрасль получает порядка 7,8% ВВП, в то время как в Украине на здравоохранение идет лишь 2,5% ВВП.

Поэтому мы и не верим, что концепция “деньги идут за пациентом“ в украинских реалиях себя оправдает. Эту схему дискредитировал еще бывший глава Минздрава Александр Квиташвили. Он инициировал четыре вливания в здравоохранение из международных организаций по 500 млн долл каждое. За три года получилось 2 млрд долл. Где эти деньги? Мы обращались по этому поводу в министерство, и нам ответили, что там “не нашли“ только 1 млн грн. Но что с остальными средствами - непонятно. В итоге, мы расхлебываем последствия 2015-2016 годов, которые не “закрыты“ ни по прививкам, ни по вакцинам. Нет ничего.

Читай также: Стало известно, сколько будет стоить Украине электронная медицина

Если говорить о сооплате медуслуг, то всю “вторичку“, кроме аппендицита и скорой помощи, будет оплачивать пациент. Причем сколько и по какому принципу, до сих пор не определено. Непонятно, кто будет оказывать специализированную помощь, проводить сложные операции, если работники НИИ месяцами сидят без зарплат и поставлены буквально в условия самовыживания.

Лариса Канаровская

Деньги продолжают следить за ситуацией вокруг медреформы и приглашают профильных экспертов высказать свою точку зрения по данному вопросу.

Председатель Совета Киевского городского профсоюза работников здравоохранения.
Президент Украинского медицинского клуба.

Текст является личной точкой зрения авторов.



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK