В мире наблюдается бум цифрового здравоохранения. Происхождение тренда понятно – рынок медицинских услуг фокусируется на сервисе для пациентов. Один из способов сделать его еще более удобным и эффективным – телемедицина, что дает возможность разными способами дистанционно оказывать медицинские услуги.
Преимуществ у телемедицины много. Пациентам она обеспечивает более плотный мониторинг здоровья и значительно более легкий и более дешевый доступ к лечению. Работодатели и страховые компании снижают свои расходы за счет уменьшения количества повторных визитов и госпитализаций в клинику. Частным лечебным учреждениям ведение пациентов на расстоянии позволяет оптимизировать работу врачей, а также удерживать клиента даже при изменении местоположения.
В таких странах, как США, Нидерланды и Эстония дивиденды от телемедицины уже оценили и эта сфера растет достаточно интенсивно. В Соединенных Штатах она поддерживается на государственном уровне, она включена в страховую систему. В Украине такого пока нет. Но нет и особых препятствий для развития – ни законодательных препятствий, ни дефицита информации не наблюдается. Однако нужно еще иметь исчерпывающее представление о базовых вещах, составляющих ее основу.
Итак, что же такое телемедицина?
Есть мнение, что для телемедицины необходимо какое-нибудь дорогое и сложное оборудование. Другие считают, что достаточно наладить видеосвязь между врачом и пациентом.
Каждый случай следует рассматривать отдельно. К примеру, для домашнего консультирования, которое может применяться при повторных обращениях к врачу, не требуется много оборудования. И уж совсем другое дело, если речь идет о кабинете для оказания телемедицинской помощи, с помощью которого реализуется дистанционно определенный этап диагностики. Другими словами выбор инструментария для реализации дистанционной связи врачей и пациентов диктуется целесообразностью в каждом конкретном случае.
Вторая, очень важная составляющая телемедицины – наличие у врача возможности получить максимально исчерпывающие данные о состоянии здоровья пациента, как то: снимки, кардиограммы, результаты анализов и т.д. Понятно, что это необходимое условие для получения вообще какой-либо полноценной медицинской консультации. То есть, телемедицина – не является каким-то исключением из правил. Частично этот вопрос решается с помощью телеметрии: электрокардиографами, анализаторами крови, тонометрами и другими устройствами, способными передавать информацию в сеть. С другой стороны, в медицинских центрах желательно наличие информационных систем, обеспечивающих быстрый и качественный доступ к актуальным медицинским данным пациента, истории болезни, результатам анализов за прошедшие годы и т.д. Будет ли это электронная карточка или нет, у врача должна быть ключевая информация о человеке, который к нему обращается.
Аудио- или видеосвязь, которые широко воспринимаются как основные инструменты телемедицины, на самом деле только вспомогательными к комплексу средств регистрации и работы с медицинскими данными на расстоянии. Кстати, далеко не все медицинские центры и сервисы при телемедицинских консультациях используют видеосвязь, часто ограничиваясь целесообразностью использования аудиозвонка или даже перепиской в чате. Наконец, еще один не очевидный, но очень важный момент – дистанционная медицина не будет эффективно работать без четких, стандартизированных протоколов общения с пациентами. Нужны отлаженные коммуникативные сценарии, которые позволят медикам не осуществлять ненужные "импровизации", правильно просматривать и регистрировать данные, соблюдать этикет и т.п. Как показывает опыт, это огромная организационная работа, без которой не обойтись
Над этими и другими проблемами телемедицины уже задумываются в некоторых частных клиниках Украины. Есть и определенный опыт внедрения систем, хотя о каких-то громких проектах пока не слышно. Но то, что это большой тренд, который прямо сейчас рождается на отечественном рынке медицинских услуг – безусловно.