Главное в любом бизнесе – это финансовый результат. В масштабах страны он тоже важен и по нему судят об эффективности. Причем финрезультатом не являются такие достижения как “150 реформ“, количество возбужденных уголовных дел или десятки миллиардов взятых кредитов, которые скоро придется потихоньку отдавать. В Украине как реальный финансовый результат мы пока видим ВВП в размере 2100 у.е. на душу населения, самые низкие в Европе и окрестностях зарплаты, усиливающуюся инфляцию, отток трудовых ресурсов (миллион уехал только в 2016 году) и высокую долю теневой экономики (от 35 до 50% по разным оценкам).
Читай также: Александр Соколовский: Конкурируйте налогами!
Чтобы провести аналогию, возьмем процветающее предприятие и убыточное, с плохой организацией процессов снизу доверху. И сколько ни кредитуй его, будет только хуже – сначала разбегутся самые эффективные, потом “трудовые лошадки“, а затем дефолт и банкротство. Спасет только внешний кризис-менеджмент. Хотя могут еще и подумать: а зачем его спасать, если это потенциальный конкурент?
Поэтому, чтобы не довести до такого, действующая в Украине власть должна не расходы свои увеличивать, а думать над стратегией выхода из кризиса и над бизнес-планом. На какие вопросы он должен ответить?
1. Целевая аудитория.
Бизнес-план – ерунда, если его разработчик не понимает, кто его покупатель.
Когда говорят о привлечении инвестиций, многие забывают о внутреннем инвесторе. По разным оценкам свободных денег в стране гуляет до 50 млрд. долл. И наблюдается их системный отток. Если эти инвестиции привлечь, а покупатель (внутренний инвестор) будет успешен и доволен, то из внешних инвесторов выстроится очередь с криками “Я раньше занимал!“.
2. Конкурентные преимущества.
Если их не будет, то бизнес неминуемо обанкротится. Пока из таких преимуществ у нас только самая низкая зарплата. Но это явление временное. Или зарплаты будут подтягиваться вверх, или люди рабочих специальностей и сферы услуг продолжат уезжать.
Чтобы обеспечить конкурентные преимущества, нужно провести налоговую реформу, создав благоприятный бизнес-климат с самой низкой в Европе совокупной налоговой нагрузкой (упрощение администрирования, замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал и т.д.); упростить подключение к электросетям; защитить права собственности (увы, бизнес у нас до сих пор крайне легко отнять); создать легальный рынок земли; сократить расходы государства по отношению к ВВП; приватизировать убыточные госпредприятия; снять валютные ограничения для свободного движения капитала; сократить количество госрегуляторов и проверяющих структур с заменой “количества на качество“; создать условия выхода части бизнеса из “тени“ без потери конкурентоспособности.
3. Стратегия развития.
Читай также: Ни грамма ответственности: почему бизнес до сих пор не защищен
Любой бизнес знает правило “Позиционируйся или умирай!“. Мы вполне еще пока можем от формата сырьевой страны стать, например, “промышленным оффшором“. Все наши соседи занимаются демпингом и переманиванием производства к себе. Кроме Украины, которая больше предпочитает экспортировать трудовые ресурсы вместо того, чтобы настойчиво пробиваться на международные рынки.
4. Ребрендинг и раскрутка нового бренда.
Есть реальные примеры стран, имевших искривленную экономику и мораль, которые провели полный ребрендинг и рванули вперед. Всем понятна проблема
типичная для постсоветских стран, когда у нас большинство граждан не уважает право. Экономика в тени и неуважение к госинститутам расшатали законопослушание. А ценности меняются довольно медленно. Но при этом наши граждане, оказавшись на Западе, очень быстро перестраиваются и играют по правилам!
5. Работа с репутацией и борьба за возврат потерянного доверия.
Пока с репутацией у нас все плохо. Так и дальше будет, если главным конкурентным преимуществом является не продукт, а доступ бизнеса к власти (включая медиа и судебную) и “решающим вопросы“ правоохранителям.
Доверие и репутация, а не деньги, являются основной валютой мировой финансовой системы. Международные инвесторы хорошо помнят 2005-2008 годы, за которые нам влили более 50 млрд. долл. инвестиций, большей частью не упавших затем в цене, а умноженных на “ноль“. В этом случае любые позитивные звоночки даже в краткосрочной перспективе автоматически дадут еще и неожиданный и давно забытый эффект роста цены активов в Украине.
Читай также: Недостатки электронных закупок или когда ProZorro неэффективен
Таким образом, нельзя построить оазис процветания в одной отдельной области. Инвесторы придут, если им создать конкурентные преимущества. Но для этого руководству страны необходимо принимать и неуклонно следовать стратегии “на результат“, поддерживая понятные и предсказуемые правила игры. Только так мы сможем выскочить из стагнации и добиться минимум 10% роста экономики.
Предприниматель и президент Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности “Укрлегпром“
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 24 от 21 декабря 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 24 від 21 грудня 2017 року українською мовою.