С начала работы Верховной Рады девятого созыва зарегистрировано уже более 300 законопроектов и почти 50 из них – на налоговую тематику. Наибольший интерес представляют законопроекты № 1185 и № 1210. Несмотря на разные названия и номера, на 80% эти документы регулируют идентичные вопросы, а поэтому являются альтернативными. Так в чем же интрига?
Президент в предвыборной программе пообещал избирателям замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК). Это же сделала партия “Слуга народа“ перед парламентскими выборами. Поэтому логично было ожидать, что законопроект о НнВК внесут или президент, или депутаты от правящей партии.
Но еще до первого заседания вновь избранного парламента стало известно, что Даниил Гетманцев (новый глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики) с рядом экспертов дорабатывают законопроект об имплементации шагов плана BEPS (план противодействия размыванию базы налогообложения) на базе налога на прибыль. Напомню, это тот законопроект, который последние четыре года разрабатывался рабочей группой в составе налогового комитета ВР, НБУ, Минфина и администрации президента.
Читай также: Куда инвестируют Украинцы: бизнес, ОВГЗ через Фридом Финанс Украина, недвижимость, вклады
Законопроект № 1185 (НнВК) был зарегистрирован раньше и должен быть основным, а № 1210 – альтернативным. Чтобы этого не произошло, Даниил Гетманцев изменил название законопроекта № 1210 и убрал упоминание о шагах по имплементации плана BEPS. Дальше интересней: законопроекту № 1210 президент присваивает статус неотложного, что говорит о намерении рассматривать его оперативно, без рассмотрения основного – № 1185. А это уже означает, что либо президенту не все рассказывают, либо Владимир Зеленский отказался от выполнения своего предвыборного обещания по замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал.
Законопроект № 1185 включает в себя доработанную версию НнВК из законопроекта № 8557, который был отозван в связи с президентскими выборами, а также шаги по имплементации плана BEPS. НнВК в новой версии распространяется на всех плательщиков налога на прибыль, включая банки, и должен быть введен с 2021 года. Шаги BEPS включают: раздел о контролируемых иностранных компаниях (КИК), который начнет действовать с 2023 года, дополнительные правила квалификации постоянного представительства и дополнительные положения по трансфертному ценообразованию (ТЦО). Также законопроект предусматривает повышение порога для обязательной регистрации плательщиком НДС до 5 млн. грн., чтобы создать условия для перехода с упрощенной системы на общую. Плательщики единого налога четвертой группы при операциях с нерезидентом приравниваются к плательщикам НнВК.
Законопроект № 1210(“им. Гетманцева“. – Ред.) содержит правила BEPS, во многом похожие на № 1185 (“о настоящем ННвК“. – Ред.), но также правила BEPS для налога на прибыль и такие понятия как экономический эффект, дополнительные корректировки в налоге на прибыль, в том числе в связи с отсутствием деловой цели по операциям с нерезидентом. Все доначисления по ТЦО приравниваются к выплате дивидендов и становятся прямыми объектами налогообложения. Но если в НнВК суть механизма – налогообложение транзакций, то в налоге на прибыль это вывернуто из логики модели, чтобы нивелировать накопленные убытки. Также из НнВК была взята идея распространить на плательщиков четвертой группы ЕН правила ТЦО. Еще законопроект предусматривает, что физлица-предприниматели становятся плательщиками налога на доходы нерезидента.
Читай также: Налоги в Украине: Какие законопроекты подготовили у Зеленского
Сравнивая оба законопроекта, обнаруживаем, что налог на прибыль с правилами BEPS становится гораздо тяжелее для администрирования. Больше налоговых разниц, больше субъективных суждений и оценок со стороны проверяющих. Без изменения модели налогообложения (базой остается финансовый результат) бизнес лишают права использовать накопленные убытки.
Нелюбовь Гетманцева к НнВК давно известна, но обещание президента так открыто слить нельзя. Для этого и появился законопроект № 1210 (продвигаемый Гетманцевым. – Ред.). Теперь президенту остается лишь сказать, что внедрить НнВК невозможно, ведь уже принят BEPS, и все это дело подкрепить договоренностями с Международным валютным фондом, над чем усердно работает Минфин в лице Александры Бетлий. В мае 2019 года она предоставила миссии МВФ недостоверные данные по потерям от внедрения налога на выведенный капитал. Дырка была раздута до 65 млрд. грн. И неудивительно, что в августе фонд уже озвучил Минфину негативное заключение по НнВК, которое от нас, авторов законопроекта, держат за семью замками.
Впрочем, есть надежда, что, детально ознакомившись с законопроектом № 1210(инициатива Гетманцева – Ред), бизнес начнет активнее поддерживать НнВК и отстаивать введение этого налога.
Напомним, процесс инвестирования в IPO понятен даже для начинающего инвестора.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook
Смотри также - Евгений Бамбизов о налоге на выведеный капитал в Украине