Заказали в интернет-магазине духи подруге или детский велосипед, а посылка потерялась по дороге? Не беда. В Министерстве юстиции Украины рассказали, как действовать в таком случае и кто вам выплатит компенсацию.
Потерялась посылка: алгоритм действий
В первую очередь в такой ситуации следует обратиться в то почтовое отделение, откуда была отправлена посылка, с заявлением о потере. В заявлении необходимо обязательно указать следующие данные:
- Вид, категорию и номер почтового отправления
- Место и дату принятия посылки
- Фамилию, имя и отчество (для юридических лиц - наименование) и почтовый адрес как отправителя, так и адресата
- Сумму объявленной ценности почтового отправления
- Сумму наложенного платежа
Эти правила действуют не только на территории Украины, но и за рубежом.
На ком лежит вина за потерянное почтовое отправление
В соответствии с ч.3, ст. 16 Закона об утрате, недостаче или повреждение вложений почтовых отправлений, нарушении контрольных сроков доставки почтовых отправлений вся ответственность за потерю посылки ложится на оператора.
Однако, прежде чем спешить на почту с заявлением об утере посылки, нужно убедиться в том, что она действительно пропала, и собрать соответствующие доказательства. Таковыми могут послужить:
- квитанция об оплате услуги, полученной в почтовом отделении,
- кассовый чек или договор, заключенный в почтовом отделении с указанием веса, цены и т.д.
В Минюсте напоминают, что необходимо хранить оригиналы и копии этих документов до тех пор, пока посылка не окажется у получателя. Иначе доказать ее пропажу будет гораздо сложнее.
Пропала посылка: стоит ли ждать компенсацию
Если выяснился факт утраты почтового отправления, следует потребовать от работников почты составить акт об утере. Этот документ непременно должно подписать руководство почтового отделения, а также получатель или отправитель (смотря кто обнаружил пропажу).
На основании имеющихся доказательств (акты, фотофиксация) нужно обратиться к оператору с письменной претензией о получении компенсации за утраченное почтовое отправление.
Также украинцам напоминают, что в случае потери почтового отправления, оператор обязан выплатить компенсацию равную той сумме, которая указана в графе «объявленная стоимость». То есть, если вы при отправке указали минимальную стоимость, к примеру, 100 гривен, а содержимое посылки стоит условно 500, то вы получите компенсацию в размере заявленных 100 гривен.
Оператор обязан предоставить письменный ответ потребителю в месячный срок с момента получения претензии.
Также, согласно ст.18 Закона за полную утрату посылок без объявленной ценности оператор возмещает стоимость услуг почтовой связи и платит штраф в размере 100% стоимости этих услуг. А за полную потерю посылки с объявленной ценностью он уплатит стоимость в размере суммы объявленной ценности почтового отправления, стоимости услуг почтовой связи и штраф в размере 25% стоимости этих услуг.
Стоимость предварительно оплаченных пользователем услуг, которые фактически не были ему предоставлены, возмещается пользователю в полном объеме на основании квитанции или другого документа об оплате этих услуг.
В каком случае оператор не несет ответственность за утерю почтового отправления
Есть и такие случаи, когда вины оператора в потере посылки нет. К ним относятся:
- если почтовая посылка в соответствии с законом подлежит изъятию, конфискации или уничтожению;
- если потеря или уничтожение содержимого посылки наступили вследствие непреодолимой силы (урагана, землетрясения)
- если недостача или повреждение содержимого посылки произошли вследствие нарушения определенных законодательством Украины правил об ограничении в пересылке предметов и вещей;
- если заявление о розыске почтового отправления принято через 6 месяцев после даты принятия посылки почтовым отделением (специальная исковая давность).
Если же вышеуказанные способы не помогли вам защитить свои права, то вы имеете полное право обратиться в суд с исковым заявлением о выплате компенсации за утраченное почтовое отправление оператором почтовой связи.
- Ранее мы сообщали, как украинцам защитить себя от мошенников и аферистов, выдающих себя за коллекторов.
-
Кроме того Минюст дал разъяснение, как можно получить компенсацию за моральный и материальный ущерб