Важной составляющей механизма возврата похищенных мошенниками у украинцев денег является процедура чарджбека — инструмент обжалования операций, который позволяет восстановить средства, списанные в результате мошенничества или без ведома владельца карты. Об этом пишут Dengi.ua в редакционной статье.
Так, в комментарии Dengi.ua юрист юридической компании Legal LLC Егор Носачий, отметил, что эта процедура применяется к платежам, совершенным с использованием карт Visa и Mastercard, если была введена информация с CVC/CVV-кодом. Запрос на возврат может быть направлен в адрес банков, интернет-магазинов, туристических агентств, онлайн-казино, брокерских компаний и других получателей средств.
Основными участники процедуры чарджбека являются:
- Клиент — владелец карты, у которого были списаны средства;
- Банк-эмитент — финансовое учреждение, выпустившее карту;
- Платежная система — Visa или Mastercard;
- Банк-эквайр — обслуживающий банк компании-получателя;
- Получатель — организация или физическое лицо, получившее платеж.
Когда возможен чарджбек:
- Если операция была проведена без согласия владельца карты;
- Если плата взималась за товар или услугу, которые клиент не заказывал или не получал.
Что потребуется для подачи заявки:
- Документы, подтверждающие факт несанкционированного списания (например, выписка по счету);
- Доказательства мошенничества (электронная переписка, чеки, скриншоты и т. д.).
Как проходит рассмотрение:
- Клиент обращается с заявлением в свой банк-эмитент.
- Банк анализирует данные и при наличии оснований передает дело в соответствующую платежную систему.
- Платежная система перенаправляет запрос в банк-эквайр.
- После проверки, если установлено нарушение со стороны получателя, средства возвращаются на карту клиента.
Причины возможного отказа:
- Истек срок подачи заявки: более 540 дней для Visa/Mastercard или более 360 дней для других систем;
- Оплата была произведена через неподдерживаемые каналы (например, криптовалюта, SWIFT, SEPA, электронные кошельки вроде LiqPay или PayPal);
- Клиент сам разгласил данные карты или PIN-код, либо не подал жалобу в срок (от 75 до 120 дней для Visa, до 120 дней для Mastercard);
- Транзакция была совершена с физическим использованием карты (чип, магнитная полоса), что усложняет доказательство мошенничества без прямых улик.
Обжалование отказа:
В случае отклонения запроса клиент имеет право на подачу апелляции через банк-эмитент. При этом возможна передача дела на арбитражное рассмотрение платежной системой, что увеличивает шансы на возврат средств.
Сроки обработки:
В среднем процедура чарджбека занимает около четырех месяцев. Если решение принимается в пользу клиента, деньги возвращаются на его карту или банковский счет.
В то же время, следует помнить, что в некоторых случаях возможно применение штрафных санкций в отношении, клиента подавшегося на процедуру чарджбэк.
«Если претензия признана необоснованной или мошеннической, клиент может быть оштрафован от $15 до $500 для покрытия расходов банка на расследование», - отметил Егор Носачий.
Напомним, как сообщали Dengi.ua, мошенники создают боты, визуально похожие на официальные чат-боты банков для получения доступа к банковским картам украинцев, а основной уловкой злоумышленников являются обещания получения денежных выплат и других видов финансового вознаграждения.
Также Dengi.ua в своей редакционной статье писали о том, что одним из механизмов защиты сбережений, ценностей и документов во время войны является аренда банковского сейфа.


