Чарджбек: как работает процедура возврата денег украденных мошенниками

Запрос может быть направлен в адрес банков, интернет-магазинов, туристических агентств, онлайн-казино, брокерских компаний и других получателей средств.
Vitaly Gariev / unsplash.com
Vitaly Gariev / unsplash.com

Важной составляющей механизма возврата похищенных мошенниками у украинцев денег является процедура чарджбека — инструмент обжалования операций, который позволяет восстановить средства, списанные в результате мошенничества или без ведома владельца карты. Об этом пишут Dengi.ua в редакционной статье.

Читай также:

Так, в комментарии Dengi.ua юрист юридической компании Legal LLC Егор Носачий, отметил, что эта процедура применяется к платежам, совершенным с использованием карт Visa и Mastercard, если была введена информация с CVC/CVV-кодом. Запрос на возврат может быть направлен в адрес банков, интернет-магазинов, туристических агентств, онлайн-казино, брокерских компаний и других получателей средств.

Основными участники процедуры чарджбека являются:

  • Клиент — владелец карты, у которого были списаны средства;
  • Банк-эмитент — финансовое учреждение, выпустившее карту;
  • Платежная система — Visa или Mastercard;
  • Банк-эквайр — обслуживающий банк компании-получателя;
  • Получатель — организация или физическое лицо, получившее платеж.

Когда возможен чарджбек:

  • Если операция была проведена без согласия владельца карты;
  • Если плата взималась за товар или услугу, которые клиент не заказывал или не получал.

Что потребуется для подачи заявки:

  • Документы, подтверждающие факт несанкционированного списания (например, выписка по счету);
  • Доказательства мошенничества (электронная переписка, чеки, скриншоты и т. д.).

Как проходит рассмотрение:

  • Клиент обращается с заявлением в свой банк-эмитент.
  • Банк анализирует данные и при наличии оснований передает дело в соответствующую платежную систему.
  • Платежная система перенаправляет запрос в банк-эквайр.
  • После проверки, если установлено нарушение со стороны получателя, средства возвращаются на карту клиента.

Причины возможного отказа:

  • Истек срок подачи заявки: более 540 дней для Visa/Mastercard или более 360 дней для других систем;
  • Оплата была произведена через неподдерживаемые каналы (например, криптовалюта, SWIFT, SEPA, электронные кошельки вроде LiqPay или PayPal);
  • Клиент сам разгласил данные карты или PIN-код, либо не подал жалобу в срок (от 75 до 120 дней для Visa, до 120 дней для Mastercard);
  • Транзакция была совершена с физическим использованием карты (чип, магнитная полоса), что усложняет доказательство мошенничества без прямых улик.

Обжалование отказа:

В случае отклонения запроса клиент имеет право на подачу апелляции через банк-эмитент. При этом возможна передача дела на арбитражное рассмотрение платежной системой, что увеличивает шансы на возврат средств.

Сроки обработки:

В среднем процедура чарджбека занимает около четырех месяцев. Если решение принимается в пользу клиента, деньги возвращаются на его карту или банковский счет.

В то же время, следует помнить, что в некоторых случаях возможно применение штрафных санкций в отношении, клиента подавшегося на процедуру чарджбэк.

«Если претензия признана необоснованной или мошеннической, клиент может быть оштрафован от $15 до $500 для покрытия расходов банка на расследование», - отметил Егор Носачий.

Напомним, как сообщали Dengi.ua, мошенники создают боты, визуально похожие на официальные чат-боты банков для получения доступа к банковским картам украинцев, а основной уловкой злоумышленников являются обещания получения денежных выплат и других видов финансового вознаграждения.

Также Dengi.ua в своей редакционной статье писали о том, что одним из механизмов защиты сбережений, ценностей и документов во время войны является аренда банковского сейфа.



Следите за нашими новостями и видео
  • YouTube
  • Facebook
  • Telegram
  • Google News

ТОП-Новости