Судный день: достижения и провалы правительства Яценюка

Судный день: достижения и провалы правительства Яценюка

Во вторник, 16 февраля, Кабинет министров будет отчитываться перед Верховной Радой о своей работе за 2015 год. Главная интрига - удастся ли Арсению Яценюку сохранить кресло премьера. Требования отставки Яценюка и кардинального переформатирования звучат все громче и настойчивее.

За день до отчета правительства экономисты и эксперты собрались в Центре свободной экономики им. Кахи Бендукидзе, чтобы дать незаангажированную оценку работе Кабмина. Чем могут похвастаться министры перед парламентариями и по каким направлениям их работа оказалась явно неудовлетворительной? 

Ложка меда

Претензий к властям у экспертов накопилось очень много. На каждый позитивный факт о работе Кабмина неизменно находились контраргументы: изменения идут медленно, реформы замирают на полпути, правильные законы и постановления не работают. Среди безусловных достижений правительства в 2015 году эксперты выделили макроэкономическую стабилизацию, а вот дальше мнения об успехах министров резко разделились.

Основатель социологической группы Рейтинг Игорь Тищенко рассказывает, что, согласно последним опросам общественного мнения (проведенным в декабре 2015 - январе 2016 года), украинцы выделяют три сферы, где властям удалось добиться значительного прогресса. "На первом месте - реформа полиции, ее позитивно оценивают 42% респондентов. На втором месте - изменения в системе нацбезопасности и обороны - 34% положительных отзывов, на третьем - выполнение требований ЕС для введения безвизового режима - 31%", - уточняет Тищенко.

Системный положительный результат Кабмина - они не сделали хуже, чем было до них: революционных изменений не произошло, но нет и резко негативных тенденций, как при Януковиче 

Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский говорит, что главное достижение правительства - реформа в энергетической сфере: реорганизация Нафтогаза и установление рыночных цен на энергоносители для всех категорий потребителей. "Системный положительный результат Кабмина - они не сделали хуже, чем было до них, - добавляет Вышлинский. - Революционных изменений не произошло, но нет и резко негативных тенденций, как при власти Януковича: искусственное создание системы преференций и монополий, контроль над целыми отраслями, создание условий для увода капитала в тень и его последующего вывода за границу. Нынешнее правительство в таком не замечено, и это уже плюс".

Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер считает, что на самом деле сделано очень много локальных, мелких реформ. "Например, частным нотариусам предоставлено право госрегистрации договоров аренды земли, отменили сертификаты и лицензии - подвижек много", - конкретизирует Пасхавер. Эксперт инициативы "Нова Країна" Алексей Геращенко обращает внимание, что "маленьких реформ" много, но добавляет, что они практически не отразились на конечных экономических показателях: ВВП и промпроизводство резко упали, инфляция превысила 40%, улучшения легкости ведения бизнеса и снижения уровня коррупции не произошло.

Эксперт Реанимационного пакета реформ Павел Кухта презентовал Индекс мониторинга реформ IMoPe. "Раз в две недели мы опрашивали экспертов, как они оценивают реформаторские процессы в стране, - рассказывает Кухта. - Среднее значение индекса за 2015 - начало 2016 года - 1,2 из 5 возможных. Выше среднего эксперты оценили изменения в государственном управлении и борьбе с коррупцией - 1,5 балла, а также в торговой и промышленной политике - 1,3 балла". Остальные получили оценки ниже средних. При этом Павел Кухта уточняет, что эксперты оценивали изменения в законодательстве, а не имплементацию принятых нормативно-правовых актов.

imore.JPG

Резюме. Пять достижений, которыми Кабмин Яценюка может гордиться

- Макроэкономическая стабилизация

- Реформа полиции

- Реформа Нафтогаза и энергетики

- Улучшения в системе национальной безопасности и обороны

- Не сделали хуже

Бочка дегтя

Гораздо больше времени заняло обсуждение промашек и неудач Кабинета министров. Каждый из спикеров находил, чем попрекнуть правительство, так и не сумевшее провести востребованных радикальных реформ. Причем замечания были как конкретные - по тем или иным невыполненным обещаниям или пунктам программы Кабмина, так и более общие, критикующие принципы работы премьера и его команды в целом.

"Правительство не может показать действительные реформы, которые проведены не в Фейсбуке или на бумаге, а реальные и очевидные и для экспертов и для граждан, - считает Сергей Марченко из центра Бендукидзе. - Есть министры-реформаторы, но нет реформ".

Алексей Геращенко из "Новой Країни" считает, что Яценюк и два его Кабмина не выполнили ключевое обещание, данное премьером при вступлении в должность: так и не стали "правительством камикадзе". "Они не смогли пожертвовать политическими амбициями, рейтингами ради реальных изменений в стране, - уверен эксперт. - Все сделанное ими не станет основой для резкого экономического роста Украины ни в этом году, ни в следующем". В правительстве не нашлось людей, готовых взять на себя ответственность за принимаемые непопулярные решения, все действовали с оглядкой на рейтинг.

Игорь Тищенко из группы Рейтинг подтверждает, что некоторое время - до ноября 2014 года - у Кабмина и президента был кредит доверия украинцев, но это время было упущено. Сейчас ситуация резко ухудшилась. Петра Порошенко поддерживают 21% украинцев (в ноябре 14-го было 49%), Арсения Яценюка - всего 8% (на пике было 55%). В итоге власти предержащие и радикальные реформы не провели, и доверие избирателей потеряли.

Также Алексей Геращенко выделяет очень плохое взаимодействие между Кабинетом министров и Верховной Радой, что в парламентско-президентской республике недопустимо. Депутаты, назначившие правительство, часто не поддерживали его инициативы, или их приходилось продавливать через парламент, исполнительная и законодательные ветви власти не сотрудничали, что резко снижало эффективность реформ.

Среди конкретных претензий к работе Кабмина Сергей Марченко, анализируя Коалиционное соглашение, выделяет пять направлений, по которым темпы выполнения неудовлетворительные: охрана окружающей среды (0%), социальная защита (9%), реформа правоохранительной системы (10%), дерегуляция (13%), децентрализация (22%). В то же время Марченко подчеркивает, что, судя по программе Кабмина, правительство и не собиралось в полном объеме выполнять соглашение. Глеб Вышлинский из Центра экономической стратегии считает, что главный провал - нет реформы системы принятия решений в самом Кабинете министров - она осталась чрезмерно громоздкой и забюрократизированной.

Помимо этого, эксперты назвали еще несколько сфер, где реформаторские старания правительства заслужили крайне низкие оценки: судебная система, пенсионная реформа, реформа госслужбы, приватизация и управление госсобственностью, реформа правоохранительных органов (кроме патрульной полиции), провал налоговой либерализации. В целом, список претензий к Кабмину в разы превышает список его признанных достижений.

"Ничего другого и нельзя было ждать, раз проведение реформ доверили бюрократам, - подвел итог дискуссии Александр Пасхавер. - Все хотят быстрых и очевидных изменений, но если проведение реформ доверили бюрократам, нужно быть довольными уже тем, что есть хоть какие-то положительные примеры".

Резюме. Пять наиболее ярких провалов Кабмина

- Отсутствие реальных, а не задекларированных реформ и изменений

- Отсутствие готовности взять на себя ответственность за непопулярные шаги

- Недостаточное взаимодействие между ветвями власти

- Сохранение сложной бюрократической системы принятия решений

- Дискредитация сложившейся системы, неспособность принимать решения и обеспечить их выполнение.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK