Олег Гладковский (до смены фамилии - Свинарчук) входит в ближайшее окружение Петра Порошенко. Они вместе почти четверть века. Свел их Игорь Кононенко - институтский товарищ Гладковского и нынешний неформальный лидер президентской фракции в парламенте. Вместе партнеры основали Укрпроминвест - группу, которая сделала нынешнего президента мультимиллионером. В 2000-е годы Порошенко ушел в политику, а Кононенко, Гладковский и еще один партнер - Олег Зимин - остались в бизнесе.
В Укрпроминвесте Свинарчук отвечал за автомобильное направление - корпорацию Богдан. В начале 2013 года Петр Порошенко рассказал Forbes, что продал свою долю в Богдане Свинарчуку еще в 2009-м. Тогда же одолжил партнеру $100 млн на развитие бизнеса. Грянул кризис, денег расплатиться не было. В счет покрытия долга Свинарчуку пришлось отдать акции корпорации Рошен.
Став в 2014 году президентом Украины, Порошенко не забыл о старом друге и доверил ему кураторство над одним из самых важных и денежных секторов - украинской оборонкой. В августе 2014 года Свинарчук-Гладковский стал председателем Межведомственной комиссии по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля, а в феврале 2015-го - первым заместителем секретаря СНБО.
Сегодня Гладковского негласно называют "серым кардиналом" оружейной отрасли, без участия которого не проходит ни одно важное решение в Укроборонпроме.
В своем первом интервью для ЛІГА.net Олег Гладковский рассказывает, кто и зачем позвал его в СНБО, как он влияет на закупки техники для армии и почему не хочет продавать корпорацию Богдан.
- Вы уже год работаете в должности первого заместителя секретаря СНБО Украины. Как впечатления? Чем отличается управление автомобильной корпорацией от работы на госслужбе?
- Самое большое впечатление - здесь подготовке чиновников уделяется очень мало внимания. Да, есть люди, которые буквально горят на работе. Но их мало. Такая ситуация во многом сложилась из-за того, что руководящий кадровый состав часто формируется по партийным или каким-то другим принципам. Это неправильно. Я иногда поражался некомпетентности и несоответствию должностям достаточно большого количества сотрудников и министерств, и других госведомств. Я понимаю, что низкие зарплаты, но случались конфликты и саботирование определенных решений. Важно, чтобы государственный чиновник достигал вершин, пройдя все ступени иерархической лестницы. Я себя здесь чувствую в своей тарелке, поскольку есть колоссальный опыт управленческой работы, который накапливался долгие годы, ведь в бизнесе я начинал с достаточно маленьких должностей.
- Сегодня министр официально получает зарплату 5000-6000 грн, а его заместители - и того меньше. Вы серьезно считаете, что на такие деньги можно привлечь качественных управленцев на долгосрочную работу? Или в СНБО ситуация с зарплатами другая?
- Конечно, зарплаты чиновникам нужно повышать. Но в СНБО ситуация чуть лучше. Есть различные надбавки, в том числе за секретность. Поэтому уровень наших зарплат сравним с уровнем зарплат высшего руководства страны.
- Сколько получаете вы?
- Оклад - около 7000 грн. С надбавками выходит около 17 000 грн.
- Могу предположить, что на госслужбу вы пошли не из-за зарплаты. Почему решили уйти из частного бизнеса в СНБО? Кто вас позвал и зачем?
- С началом войны государство столкнулось с полностью разрушенными Вооруженными Силами, отсутствовало элементарное снаряжение. Во многом это связано с тем, что в стране нет органа, который бы занимался стратегическим развитием промышленности. Я это прочувствовал на себе, поскольку 25 лет занимался промышленными и производственными проектами.
Как человек, имеющий определенный производственный опыт, чем я могу помочь стране, находящейся в условиях войны? Развивать оборонно-промышленный комплекс. Поэтому я предложил свою кандидатуру президенту страны. Сначала была восстановлена межведомственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при СНБО. Затем я возглавил комиссию по оборонно-промышленному комплексу. После назначения секретарем СНБО Александр Турчинов предложил мне стать его первым заместителем.
- Насколько вы сегодня задействованы в работе корпорации Богдан? Как урегулированы вопросы собственности после вашего перехода в СНБО?
- Я остаюсь одним из акционеров предприятий корпорации Богдан. Но здесь нет никакого конфликта интересов. Сразу же после назначения меня на госслужбу я вышел из всех органов управления абсолютно всех компаний, входящих в состав корпорации. Я не принимаю никаких управленческих решений и отошел от дел корпорации.
Двадцать четыре часа в сутки я прилагаю усилия для выполнения обязанностей государственного служащего. Иногда даже не могу уделить внимание любимой жене и детям, а вы говорите о работе в Богдане. Что касается корпоративных прав и ценных бумаг, которые есть в моей собственности, то они переданы в управление компании Финаста.
- Планируете ли вы продавать свою долю в корпорации?
- Продажа бизнеса или его части сейчас преждевременна. Состояние дел в государстве не благоприятствует продаже активов. Богдан находится в сложном положении. Пока не удается провести реструктуризацию долгов с рядом банков, поэтому приходится нести огромные курсовые убытки по кредитному портфелю. Впрочем, вы должны помнить: я всегда подчеркивал необходимость привлечения мировых инвесторов, и даже путем вхождения в акционерный капитал. Богдан для меня - это как родное дитя, и, конечно, я хочу, чтобы корпорация развивалась.
- Человек, отвечающий за развитие оборонпрома в СНБО, остается владельцем крупнейшей промышленной корпорации. Вы действительно не находите здесь конфликта интересов?
- Меня уже обвиняли, что я якобы пролоббировал какие-то поставки. Это не так. Действительно, некоторые образцы легкой бронированной техники Богдан были представлены на выставках. Сейчас на заводе в Черкассах организовано производство грузовиков совместно с Минским автозаводом. Но в прошлом году продукция Богдана не закупалась в рамках гособоронзаказа, в отличие от того же КрАЗа, который получил достаточно большой заказ. Для меня важно, чтобы работал и Богдан, и КрАЗ, и другие производства. Тогда вся страна станет богаче независимо от того, кому принадлежат эти предприятия.
- В прошлом году ряд тендеров на поставку грузовиков для Минобороны выиграл МАЗ. Почему Украина продолжает закупать зарубежную технику, в то время когда простаивают отечественные автозаводы?
- Это неправильно. Приоритет любого государства, которое хочет развиваться и стать успешным, должен заключаться в следовании лозунгу "Покупайте отечественное!" Для сенатора в США самая большая трагедия - сокращение рабочих мест в его округе. У нас об этом мало кто беспокоится.
При этом нельзя допускать монополизма. Мы создали модель для зарубежных поставщиков. Хотите продавать технику в Украине, дайте конкурентную цену и качество продукции, предоставьте технологию и программу локализации производства. В этой модели и должна проходить конкуренция. Это касается не только автомобилей, но и любой другой продукции.
- Какую технику купят у Богдана по гособоронзаказу 2016 года?
- В оборонзаказе не указаны конкретные производители и модели. Есть автомобили определенного типа. Какие из них поставит Богдан, нужно спрашивать у руководства корпорации.
- Говорят, что главу Укроборонпрома Романа Романова и его экс-заместителя Сергея Пинькаса рекомендовали на эти должности вы. Это так?
- Нет. Я не имею права никого рекомендовать. В рамках заседания комиссии по военно-техническому сотрудничеству и оборонно-промышленному комплексу мы даем рекомендации по приоритетным направлениям и рынкам, законодательным актам. Но кадровых вопросов в рамках Укроборонпрома и других военных предприятий я не касаюсь.
- Сергей Пинькас оказался в эпицентре скандала, разгоревшегося вокруг отставки министра экономразвития Айвараса Абромавичуса. В частности, Абромавичус тогда заявил, что депутат Игорь Кононеко пытался навязать ему новых заместителей. Позже депутат Сергей Лещенко написал, что Пинькаса планировали устроить в Минэкономики в качестве "смотрящего". Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
- Во время этого скандала я находился в США. Задавал вопрос сенаторам: "Критика деятельности министра - это что-то ненормальное и коррупционное? Мне отвечали: "А зачем мы здесь находимся? Мы должны критиковать, советовать и так далее". Давайте разберемся, что произошло. Партия Блок Петра Порошенко рекомендовала данного человека на должность министра. Затем представители политической силы начали обсуждать какие-то кадровые вопросы. Я считаю это нормальным рабочим процессом. Потому что речь идет о депутатах партии и министре, которого эта партия рекомендовала на должность. В результате появились какие-то инсинуации. Создается впечатление, что человек, который не справляется со своей работой, таким образом пытается себя обелить.
Что касается господина Пинькаса, он не работает в Укроборонпроме более полугода. Кто и куда его рекомендовал, я не знаю.
- Что вы имеете в виду, когда говорите, что министр экономразвития не справлялся со своей работой?
- Моя позиция абсолютно открытая: Минэкономразвития не выполнило обязательства, касающиеся программ по оборонно-промышленному комплексу, развитию вооружения и техники. Сорваны все сроки.
Я пытался достучаться до министра и его заместителей - донести, какой должна быть роль министерства в формировании оборонных программ, гособоронзаказа. Но мы до сих пор не получили программы, которые должны были утвердить в министерстве еще год назад.
- В начале декабря Кабинет министров принял закрытое решение о введении должности первого заместителя министра экономического развития по вопросам ОПК. Пинькаса планировали назначить на эту должность?
- Повторю: я не влияю на кадровые вопросы. Но в Минэкономразвития, которое сегодня отвечает за промышленную политику страны, есть лишь маленький отдел, который этим занимается. И такой же маленький отдел занимается оборонно-промышленным комплексом. И это в воюющей стране. Это нонсенс. Я не говорю о необходимости именно создания новой должности. Речь идет о том, что промышленный и военно-промышленный блоки в Минэкономразвития нуждаются в усилении. Об этом я говорил много раз и министру, и его замам.
- Какие госпредприятия в структуре Укроборонпрома надо приватизировать?
- Я считаю, что все без исключения госпредприятия должны быть корпоратизированы. Даже стратегические. Что такое корпоратизированное предприятие? Это акционерное общество, где государство как акционер владеет 100% собственности. Мы живем в рыночной экономике. Если предприятие не имеет заказов, несет убытки - оно не может быть стратегическим. Поэтому государство как собственник принимает решение, нужно ли разрабатывать условия приватизации, или самостоятельно вкладывать деньги в это предприятие, если оно приносит доход. Тогда мы придем к пониманию, что менеджерам, министрам и чиновникам надо платить нормальную зарплату и, соответственно, требовать результатов. Но это не краткосрочная перспектива. Многое здесь будет зависеть от Верховной Рады - как быстро проголосуют обновленную редакцию Закона Украины "О перечне объектов госсобственности, не подлежащих приватизации".
Сейчас Укроборонпром проводит технико-экономический анализ всех предприятий, включенных в его состав, в том числе непрофильных. К таким непрофильным активам относятся госпредприятия, утратившие пригодность для ОПК или не имеющие отношения к изготовлению и ремонту вооружения и военной техники - выпускают только конверсионную и гражданскую продукцию.
После завершения реформирования ОПК можно говорить о передаче таких предприятий на приватизацию. Конкретный перечень можно будет назвать позже.
- Что известно об оставшихся на оккупированной территории крупнейших предприятиях ВПК: Луганском патронном заводе и донецком Топазе (производил легендарные Кольчуги)? Эти мощности и технологии могут быть возобновлены в Украине?
- Все предприятия, которые находятся на неконтролируемой территории, у нас украли. Все уничтожается, вывозится из страны. Все, что можно перевезти под контроль Украины, мы делаем.
- Есть данные о том, что счета Укроборонпрома находятся в Проминвестбанке, принадлежащем российскому ВТБ. Это так?
- Действительно, ряд счетов Укроборонпрома долгое время находились в Проминвестбанке. Это было связано с тем, что этот банк кредитовал предприятия концерна. На сегодня все счета переведены в государственные банки Украины.
- Бюджет Украины на 2016 год в оборонной сфере стал рекордным для страны. На оборону и безопасность выделено 113 млрд грн, или 5% от всего ВВП Украины. Этих денег достаточно? Какие приоритеты при их использовании? Сколько денег будет направлено на разработку новых образцов вооружения и закупку новой техники для армии?
- Да, действительно, в этом году оборонный бюджет страны можно считать рекордным. Но исходя из угроз, которые несет страна, и затрат на военный сектор нашего противника (России), это небольшие деньги.
Непосредственно на развитие и закупку вооружения и военной техники в 2016 году предусмотрено около 10 млрд грн, из которых специальный фонд государственного бюджета - более 40%. Средства распределены следующим образом: исследовательские и конструкторские работы - до 10%; закупка ВВТ - более половины средств; ремонт и модернизация - около 15%; создание новых и наращивание существующих производственных мощностей - также около 15%.
Как видим, большая часть денег пойдет на ремонт и восстановление техники, на закупку новых образцов и научно-исследовательские работы. Но последние два года полностью отсутствовали средства на подготовку производства. Ни одной копейки за два года не было выделено. Это наглядно демонстрирует эффективность деятельности Минэкономразвития в обеспечении армии. Госпрограммы не финансируются. В этом трагедия.
Радует, что в текущем году запланировано существенное увеличение расходов на разработку новейших образцов ВВТ - около 600 млн грн против мизерных 90 млн грн в 2015 году. Хотя в развитых стран на эти цели ежегодно тратится почти треть оборонного бюджета.
- В какой технике армия нуждается сегодня наиболее остро?
- В этом году основное направление работы оборонпрома - оснащение ВС новыми образцами ВВТ. В чем нуждается армия? Бронетанковая техника, ракетно-артиллерийское вооружение, пулеметы, автоматические пушки, противотанковые ракетные комплексы, ракеты и боеприпасы, техника и системы ПВО, РЭБ, навигации и связи. В зоне АТО остро стоит проблема с заменой стволов для артиллерийских систем, обеспечением реактивными снарядами систем залпового огня, бронемашин MRAP (с защитой от мин и засад).
- Сколько беспилотников закупит армия в этом году? О каких образцах идет речь?
- Мы намерены приобрести для военных около 50 беспилотных авиакомплексов. Большая часть - отечественного производства. Уже сегодня Укроборонпром может предложить первый полностью отечественный беспилотный комплекс - БПАК-МП-1, разработанный совместно с учеными киевского Политеха. Изготавливается БПЛА на киевском Меридиане им. С.П. Королева. Первая партия этих БПЛА эксплуатируется в Вооруженных Силах. Работаем над разработкой нового ударного беспилотного комплекса оперативного класса. В зависимости от боевой задачи, беспилотник сможет нести различные комбинации вооружений и оборудования. Предполагается, что эскизный проект будет создан уже в этом году, а рабочая конструкторская документация - в 2017-м.
- Госпогранслужба, Укроборонпром и американская компания Worldwide Aeros Corp. анонсировали совместный проект по производству современных комплексов охраны границ. Сообщалось, что США передадут Украине две системы пограничного контроля до конца 2015 года. Сколько таких систем уже передано Украине, когда они заработают? Когда производство этих комплексов начнется на территории Украины?
- На первом этапе предусмотрена поставка, сборка оборудования и обучение персонала для его обслуживания. Второй - это практическое производство комплексов в Украине из комплектующих, которые будут поставляться из Америки. И третий этап - это максимальная локализация производства и трансфер технологий. В феврале 2016-го член американского конгресса Лоретта Санчез и основатель Worldwide Aeros Corp. Игорь Пастернак подтвердили намерение передать Украине системы контроля границ, а впоследствии - технологии для серийного производства таких систем на предприятиях Укроборонпрома. Поставка первого комплекса ожидается этим летом.
- В какую сумму вы оцениваете военную помощь США Украине? Какую еще технику американцы готовы передать нашей стране? Где она будет использоваться?
- Только что мы говорили о комплексах охраны границ. Украина безвозмездно получила от США авто типа HMMWV, радиостанции Harris, приборы ночного видения, БПЛА, РЛС контрбатарейной борьбы (типа AN / TPQ-49, AN / TPQ-36), санитарные автомобили, полевой госпиталь, индивидуальные аптечки и многое другое. Кроме того, финансировалась подготовка подразделений Сухопутных войск, Сил спецопераций и Национальной гвардии Украины. В целом США оказали помощь более чем на $250 млн.
- Как вы оцениваете заинтересованность США в поддержке Украины? Чувствуется ли снижение активности в этом направлении из-за медленных реформ в Украине?
- Снижения активности и поддержки со стороны США нет. Наоборот, есть оживление и активизация. Как я уже говорил, в прошлом году сумма их помощи превышала $250 млн. В этом году мы ожидаем американской военной помощи на сумму более $300 млн.
- Когда Украина получит собственную новейшую самоходную артиллерийскую установку?
- Работы по ее созданию мы готовы начать уже сегодня. От этапа разработки до производства серийного изделия потребуется 5-7 лет. Чтобы ускорить появление новой 155-мм самоходной гаубицы по стандартам НАТО, мы предлагаем использовать базовое шасси танка БМ Оплот и артиллерийскую часть самоходной артиллерийской гаубицы КRАВ производства польской компании Huta Stalowa Wola. Это позволит сократить срок до 2-3 лет. Сейчас заказчик (в данном случае Минобороны), во-первых, должен начать соответствующую опытно-конструкторскую работу. Во-вторых (и это самое главное) - обеспечить финансирование работ. При выполнении этих условий в 2017-2018 годах Украина может получить собственную, на уровне лучших мировых образцов, 155-мм САУ, которая будет полностью соответствовать стандартам НАТО.
- Каковы планы по развитию ГП Антонов, которое перешло в сферу управления Укроборонпрома?
- Значительно повышена зарплата сотрудников, получены новые заказы. Есть контракты на АН-132 с Саудовской Аравией, на поставку самолетов в Азербайджан и Казахстан. Это все твердые заказы, по которым получена предоплата. Но главное - Антонов за год полностью отказался от поставок комплектующих из России. Сегодня Украина может самостоятельно производить самолеты без участия России, хотя еще недавно доля российских компонентов превышала 50%.
- Как изменилась структура экспорта техники военного назначения после начала АТО? Назовите крупнейшие страны-заказчики.
- Действительно, вооружение и военная техника отечественного производства продолжают экспортироваться за границу. Во-первых, это престиж государства, демонстрация возможностей Украины по производству высокотехнологичных продуктов. Во-вторых, это проявление нашей предсказуемости как партнера, который выполняет свои обязательства по контрактам. И в-третьих, это поступления валюты в госбюджет. Значительная часть полученных от экспорта средств была направлена на закупку импортной продукции, которая не производится в Украине, но нужна для противодействия российской агрессии. Подчеркну: выполнение экспортных контрактов происходит после обеспечения потребностей ВСУ в рамках государственного оборонного заказа.
По объемам экспорта крупнейшими нашими партнерами являются: Индия, Китай, Таиланд, Вьетнам, ОАЭ, Ирак, Эфиопия, Алжир, Нигерия, Польша, Хорватия, Азербайджан и Беларусь. Основные типы экспортируемой продукции: бронетанковая техника и системы ПВО, корабельные газотурбинные установки, РАО и высокоточные средства поражения, авиатехника. По поставкам корабельных газотурбинных двигателей мы нашли новых партнеров в Индии и Вьетнаме, по ракетно-космической тематике Укроборонпром стал теснее работать с Турцией, странами Ближнего Востока и Азиатского региона.
По объемам поставок продукции военного назначения в Украину лидируют Франция, США, Польша, Великобритания. Мы импортируем ракетно-артиллерийское вооружение, стрелковое оружие, средства связи и РЭБ, БПЛА, бронеавтомобили, боеприпасы различных типов, бронежилеты и защитные шлемы, прицелы, бинокли, тепловизоры, приборы ночного видения.