История с реструктуризацией долга Мрии - самого скандального украинского агрохолдинга - похоже, подходит к своему завершению. На прошлой неделе кредиторы заявили о готовности открыть для компании новую кредитную линию в $50 млн. Эти деньги позволят ей завершить весеннюю посевную и провести уборочную кампанию.
Принятое решение означает, что большинство кредиторов согласились с принципами реструктуризации.
Напомним, в августе 2014 года один из крупнейших украинских агрохолдингов Мрия объявил о невозможности расплатиться по долгам. На тот момент компания задолжала кредиторам и контрагентам $1,3 млрд.
Это крупнейший дефолт среди украинских аграрных компаний. Хотя до последнего момента Мрия имела хорошую репутацию среди инвесторов.
После судов и обращений в правоохранительные органы кредиторам удалось сменить менеджмент агрохолдинга, а одного из ключевых акционеров компании - Николая Гуту объявили сначала в украинский, а затем и в международный розыск.
Сейчас активами Мрии распоряжается назначенный кипрским судом администратор. Комитет кредиторов поставил во главе предприятия нового гендиректора - Саймона Чернявского, известного работой в компании HarvEast Рината Ахметова.
Переговоры о реструктуризации долга идут уже более года. По последним данным, кредиторы и менеджмент договорились сократить размер долга компании до $300 млн, а остальную сумму конвертировать в акции компании и распределить между кредиторами.
Генеральный директор холдинга Саймон Чернявский в первом после длительного затишья интервью ЛІГА.net рассказал, как Мрия планирует развиваться дальше и каковы ее нынешние взаимоотношения с кредиторами.
Читайте также Мечта в дефолте: что кредиторы решили сделать с холдингом Мрия
О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
- Расскажите, на какой стадии сейчас находится реструктуризация долга. Означает ли новый транш в $50 млн, что кредиторы готовы выполнить ее условия? Почему переговоры так затянулись?
- Переговоры действительно заняли гораздо больше времени, чем мы рассчитывали. Нам удалось достаточно оперативно достигнуть договоренности с большинством наших кредиторов, но переговоры с несколькими банками сильно затянулись и были очень сложными. У каждого из них есть своя позиция, свои процедуры принятия решений. Найти компромисс со всеми - непростая задача. Чтобы ее решить, нужно время. В процессе реструктуризации мы руководствуемся принципом рari-passu - равенства всех наших кредиторов.
- Ранее говорили об акционировании части капитала, рассрочке и возможном списании части долга.
- Что касается условий, то соглашение о реструктуризации, предложенное нашим кредиторам, подразумевает, что долг Мрии составит $300 млн. Эта сумма включает обеспеченные кредиты, рабочий капитал и вознаграждение для лояльных кредиторов, а также реструктурированную часть унаследованного долга. Условия изменились после предложения о финансировании рабочего капитала, их направили на согласование нашим кредиторам. Все они приглашены участвовать на равных правах в пополнении рабочего капитала, но не все готовы. И здесь возникают разногласия. Моя позиция такова: компания должна сделать все, чтобы получить эти деньги, от этого зависит ее дальнейшая операционная деятельность.
Читайте также Агрохолдинг Мрия отчитался перед кредиторами
- Когда рассчитываете получить ответ от кредиторов?
- Новые оборотные средства понадобятся компании уже в мае, но она сможет получить их только после подписания соглашения о реструктуризации. Это предложение о финансировании жизненно важное для Мрии. И на данный момент единственное. Я призываю всех кредиторов оперативно согласовать условия реструктуризации и тем самым обеспечить будущее компании.
- А если не удастся договориться с кредиторами?
- Предложенные условия - лучший вариант для компании и ее стейкхолдеров, чтобы двигаться дальше, и его поддерживает большинство. Любая другая альтернатива будет деструктивной как для компании, так и для тех кредиторов, которые уже приняли предложенные условия. Ликвидация компании не дает никаких гарантий большего возврата, чем существующее предложение. А возможность возмещения через суды связана с огромным количеством рисков.
- То есть вариант ликвидации все-таки рассматривается?
- Для менеджмента вариант ликвидации неприемлем, но решение остается за кредиторами. Ликвидация будет означать, что кредиторы не договорились. Это решение будет крайне нерациональным, ведь за последний год Мрия доказала, что может работать эффективно: компания восстановила свою операционную деятельность и перешла от кризисного менеджмента к системной работе.
- А как бы вы лично поступили на месте кредитора Мрии?
- Для кредиторов сейчас есть три опции. Первая - принять условия реструктуризации, восстановить капитализацию компании, продать свою долю и вернуть деньги. Вторая - участвовать в рабочем капитале и воспользоваться преференциями. В этом вопросе мы также применяем принцип равенства: это открытое предложение, к нему могут присоединиться все наши кредиторы. Они уже получили условия для ознакомления. Третий вариант - продать свою долю долга на вторичном рынке.
- А есть желающие выкупить часть долга?
- Да. Есть заинтересованные участники рынка. Поэтому ожидаем, что кредиторы в ближайшее время определятся и каждый выберет для себя приемлемый вариант.
- Что означает договоренность для компании в случае подписания соглашения?
- Прежде всего это означает, что компания получает финансирование, оборотный капитал. Во-вторых, у компании появляется прозрачный состав акционеров из бывших кредиторов. В-третьих, Мрия получает понятный и приемлемый уровень долга, который может обслуживать, и в перспективе сможет привлекать внешний капитал. Повторюсь - выигрывают все.
- Когда вы готовы начать перевод долга в акции и как это будет происходить? Каким образом будут распределяться доли между кредиторами: пропорционально размеру долга или иначе?
- Мы начнем этот процесс после подписания соглашения о реструктуризации, все детали будут озвучены после этого.
- Вы уже говорили, что каждый инвестор получит не более 10% акций холдинга. Вы опасаетесь влияния на бизнес мажоритариев?
- Наоборот, мажоритарный акционер обеспечивает оперативное принятие стратегических решений и положительно влияет на эффективность бизнеса. По результатам переговоров состав акционеров может поменяться, и в перспективе я ожидаю, что у Мрии появятся мажоритарные акционеры.
- Может ли акционером Мрии стать сторонний инвестор? Что ему для этого надо?
- Любой внешний инвестор сможет выкупить акции у текущих собственников компании. Учитывая состав наших кредиторов, это однозначно должен быть прозрачный бизнес с хорошей репутацией. И желательно с опытом ведения бизнеса в сельском хозяйстве.
- Планируется ли возвращение компании на фондовую площадку?
- В ближайшем будущем возвращать туда компанию не планируем.
Читайте также Мрия представила вариант реструктуризации долга
О ДОЛГАХ
- Какая задолженность сейчас закреплена за холдингом, включая текущие кредиты на пополнение оборотного капитала?
- По состоянию на 1 марта - $1,112 млн. Из них $471,64 млн - необеспеченные кредиты и долги перед держателями облигаций. $552 млн - необеспеченные кредиты в банках, $75 млн - обеспеченные кредиторы, $9 млн - кредит по оборотному капиталу, а еще $4 млн - лизинговые соглашения.
- Осенью компания умудрилась привлечь у кредиторов $25 млн на посевную, но до 1 февраля - назначенного срока - вернула лишь $16 млн. Когда планируете вернуть оставшиеся $9 млн?
- Первый платеж в размере $16 млн Мрия провела еще в ноябре 2015 года. Мы были готовы рассчитаться в полном объеме, но кредиторы предложили пролонгировать выплату $9 млн до привлечения новых средств. Деньги пойдут на весеннюю посевную и вместе с выручкой от продажи урожая полностью покроют нашу потребность в рабочем капитале до конца весны 2017 года.
- Рассматриваете ли вы вероятность привлечения внешних займов? Например, у международных финансовых институтов, иностранных банков или коммерческих банков в Украине?
- В основном нас кредитуют наши текущие кредиторы, но есть и несколько новых. Однако их я пока предпочел бы не называть.
ОБ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Расскажите, завершена ли уже инвентаризация активов? Нашли ли вы все "потерянные земли" и какова судьба сахарных заводов Мрии?
- Мы провели аудит активов компании, в результате чего земельный банк из анонсированных 220 000 га, которые были переданы новым собственникам, сократился до 179 000 га. Кредиторы также не получили логистический и дилерский бизнес, большое количество техники было разворовано. Урожай 2014-го также был продан не в пользу кредиторов. Из крупных объектов потерялся участок под строительство портового терминала в Одесской области. Что касается сахарных заводов, то компания Т-Цукор, которой они принадлежат, юридически никогда не входила в состав Мрии.
На сегодняшний день мы полностью контролируем семь элеваторов и четыре зернохранилища общей мощностью 600 000 тонн, два крахмальных завода, семенной завод, четыре фермы крупного рогатого скота.
- Зачем вы сохранили животноводство?
- Решение сохранить животноводство было для нас принципиальным, несмотря на то что это направление не является профильным для компании. Но мы понимаем непростую ситуацию в украинском животноводстве и его важность для регионов присутствия компании. Мы оставили имеющиеся фермы и в этом году планируем небольшие инвестиции в их ремонт и развитие.
- Судя по вашей презентации для инвесторов, у вас есть планы по переформатированию земельного банка. Небольшую часть земли планируете продать, еще часть - на смене целевого назначения. Уже решили, что с ними делать? Где находится эта земля?
- Речь идет о разрозненных полях и массивах, которые удалены от основных баз и элеваторов, это также "шахматка" и маленькие поля, которые невыгодно обрабатывать. То есть земли, неэффективные с точки зрения логистики и целостности массивов. Сильнее всего эта проблема проявилась в некоторых районах Львовской и Хмельницкой областей. Продажа прав аренды - не единственный и не лучший вариант.
Прежде всего мы ищем возможности для расширения земельного банка в этих регионах, и только потом будем идти на обмен земельными участками или продажу. Мы намерены приобрести около 5 000-6 000 га как раз для укрупнения существующих массивов и рассматриваем те же Львовскую и Хмельницкую области.
- Будет ли меняться структура посевных площадей? Какая культура станет основной в нынешнем сезоне? Планируете ли вводить в севооборот новые культуры?
- Чтобы увеличить зерновую группу, мы ввели в севооборот яровой ячмень, планируем посеять почти 12 000 га. Также почти вдвое увеличили площади под подсолнечник. В прошлом году Мрия сеяла эту культуру впервые, и она показала хорошие результаты. Традиционно в севообороте озимая пшеница, рапс, картофель. Новыми культурами для нас станут яровой рапс, которым частично пересеем поля с озимыми, и сорго. Сорго пока будем выращивать на семена.
- В прошлом году вы смогли закупить несколько десятков тракторов. Расскажите об инвестиционных планах на 2016 год.
- В прошлом году мы закупили новую технику на $3,7 млн и возобновили лизинговые соглашения с ОТП-Лизинг и Райффайзен Банк Аваль на сумму более $4 млн. Основные позиции по этим соглашениям - самоходные опрыскиватели, тракторы John Deere, валкообразователи и пресс-подборщики.
В январе этого года мы закупили еще 10 тракторов CASE Quadtrac 500 общей стоимостью $3,2 млн. Закупка осуществляется на условиях частичного лизинга сроком на 23 месяца. Всего в 2016 году планируем инвестировать в закупку техники около $10 млн.
Читайте также У нього є Мрія: как Саймон Чернявский спасает агрохолдинг
О РЫНКЕ ЗЕМЛИ И МИРОВЫХ ЦЕНАХ
- Кернел и МХП заявляют, что они не готовы к открытию рынка земли. Вы же говорите о намерении продать право аренды на часть зембанка Мрии. Насколько, по вашему мнению, этот рынок нужен и что сдерживает процесс его формирования?
- Я неоднократно говорил, что земля должна быть предметом продажи или долгосрочной аренды. Многие эксперты - как украинские, так и международные - уже высказались в пользу такого подхода, так как он поможет дать необходимый толчок для развития отрасли и экономики страны в целом.
При этом необходимо установить четкие и понятные правила игры в области земельных отношений. Мы надеемся, что в течение года Кабинет министров сможет разработать и внедрить соответствующую законодательную и регуляторную базу, которая обеспечит прозрачную и взаимовыгодную процедуру купли-продажи земли. Здесь полезным может быть европейский опыт, особенно наших ближайших соседей, которые только недавно присоединились к ЕС. В частности, можно рассмотреть такие инструменты, как ограничения на продажу сельскохозяйственной земли иностранным гражданам, ценовое регулирование, право преимущественной покупки и т.д., которые помогут развеять опасения о слабой защищенности нынешних владельцев земли в случае открытия рынка.
- Мировые цены на сырье хаотично меняются. Как вы считаете, стоит ли ожидать роста?
- Цены действительно волатильны: тренда нет. Много будет зависеть от досевов. По нашим предположениям, процент досевов в некоторых регионах составит до 30%. Если так и будет и досевать невзошедшие озимые будут подсолнечником, то цены на пшеницу действительно будут расти. Если досев по Украине будет ниже 30%, то ожидаемый вал зерна будет соответствовать плану. Тогда в мае цены откатятся немного назад. Но до мая есть все основания для небольшого роста цен.