Не угнаться: Почему нефть дешевеет, а стоимость бензина в Украине растет

Эксперты предвещают, что снижения цен на бензин водителям ожидать не стоит. Виной всему – конкурентные войны между продавцами топлива.
Не угнаться: Почему нефть дешевеет, а стоимость бензина в Украине растет
depositphotos.com

Антимонопольный комитет Украины в феврале 2016 года провел расследование ситуации на рынке нефтепродуктов, результаты которого были опубликованы 22 июня. По результатам расследования АМКУ пригрозил штрафами тем трейдерам, которые не признаются в сговоре и не прекращают “разгонять“ цены на топливо в Украине.

Читай также: Снижение акциза на б/у авто: Депутаты опасаются, что Порошенко наложит вето на закон

“Комитетом было заведено дело, оно уже на завершающем этапе. Предварительные заключения направлены участникам рынка. Мы ждем от них ответа и будем принимать соответствующие решения… Решение будет принято в ближайшее время“, - сказал уполномоченный АМКУ Валерий Полюхович, не сообщив точные сроки принятия решения.

Полюхович также уточнил, что цены украинским водителям, по сути, диктует всего несколько продавцов, ведь 80% отечественного рынка нефтепродуктов формирует импорт, а большинство внутренних операторов в ценовых вопросах ориентируются на политику лидеров рынка.

Читай также: Авто без растаможки: Штрафы и ответственность в Украине

Господство нескольких этих продавцов на рынке начало укрепляться осенью 2015 года, когда Украину накрыла “гибридная“ блокада поставок российских нефтепродуктов. Для ведущих трейдеров она оказалась хорошим поводом повысить розничные цены вопреки мировому тренду удешевления нефти. И пока компании вот уже третий торговый сезон не спешат разгонять блокадную панику.

Козырь в рукаве

О затяжной блокаде наперед хорошо знали некоторые работавшие в Украине российские розничные сети, которые в прошлом году поспешили сменить собственников. Всего в 2015 г. на отечественном нефтяном рынке было заключено сделок не менее чем на $0,5 млрд. Было перепродано и сменило вывески порядка 6% сетей АЗС.

Читай также: Антимонопольный комитет примет решение по делу АЗС

Такая сумма очень подозрительная для рынка, продажи на котором за два года упали, как минимум, на 30%, в том числе, и из-за потери больших регионов - Крыма и Донбасса.  Кроме того, украинские потребители начали массово переходить на сжиженный газ и некачественный дизель неизвестных производителей.

Отрасль оказалась зажатой в тисках импортной зависимости и все больше сползает в теневой оборот.

В начале июня основатель группы компаний Фактор Сергей Тищенко оценил теневой оборот дизельного топлива в Украине на уровне 50% от общих продаж.

Возможно, в этом и кроется разгадка неожиданной активности инвесторов. Ведь практически безнаказанная тенизация и гарантия зависимости от импорта на многие годы позволяют зарабатывать на, казалось бы, нищем рынке рекордные прибыли.

Читай также: Нефтепродукты Украины упали в цене

Напомним, что первой в прошлом году поспешила сменить собственников бывшая сеть АЗС Лукойл Украина, которая по итогам 2015 года удерживала около 2% розничных продаж топлива. Ее активы, в том числе работавшую до 2015 г на базе Одесского НПЗ компанию Лукойл Авиа, купила группа австрийских юристов из AMIC Holding. Сделка оценивалась приблизительно в $200 млн.  Примерно в такую же сумму эксперты оценили и продажу розничных активов компании Роснефть Украина компаниям Glucso Energy и Proton Energy Нисана Моисеева. Под их контроль в итоге ушло 2,8% украинских АЗС.

Еще одна крупная инвестиционная сделка прошлого года - продажа части акций Shell компании Альянс Холдинг (2,5% розничного рынка) владельцу Независимой Нефтяной Компании ННК Эдуарду Худайнатову. Ранее они принадлежали Мусе, Мавлиту и Лии Бажаевым. Минимальная цена купленного Худайнатовым украинского актива составляет не меньше $180 млн. А с апреля этот бизнесмен считается главным претендентом на приватизацию госпакета акций российской Башнефти. 

Читай также: Где в Украине самый дорогой и самый дешевый бензин - инфографика

Новый партнер Shell Ukraine Худайнатов считается близким к руководству российской компании Роснефть, которая контролирует давно остановленный Лисичанский НПЗ. Этот актив позволял компании когда-то считаться вторым игроком по переработке нефти в Украине после группы Приват.

Приход на украинский рынок бывшего менеджера из Роснефти вполне может означать, что эта компания через смену бенефициарных собственников Альянс Холдинг хочет продать Лисичанский НПЗ, для чего продвигает в Украину опытного чеченского переговорщика.

Вторая версия - украинский рынок слишком много значит для некоторых российских трейдеров, чтобы так просто от него отказаться.

Кто на разливе

И передел на нашем рынке нефтепродуктов продолжится. По исследованиям специализированных агентств, от 25% до 33% всех украинских заправок по итогам прошлого года контролировала группа Приват Игоря Коломойского, 17% группа компаний ОККО Галнафтогаз Виталия Антонова, и 11% WOG Континиум Степана Ивахива, Сергея Лагура и Петра Дыминского. Во вторую лигу попали БРСМ Нафта с 7%, КЛO с более чем 3%, и SOCAR с 2,4%.

Читай также: Для Европы дешевле: Саудовская Аравия приняла неожиданную политику цен на нефть

Если оперировать налоговой статистикой ежесуточного кассового оформления продаж, картина уже совершенно другая. По 5-7 тонн топлива в сутки реализовали БРСМ Нафта, ОККО, КЛО и SOCAR. Порядка 2 тонн в сутки оформляли WOG и Авиас группы Приват, по 1-1,5 тонн, судя по официальной налоговой статистике, продают компании, которые недавно сменили собственников, а именно AMIC, Роснефть Украина, Shell и донецкая Параллель.

Визуальная оценка сетей АЗС и их кассовая отчетность - это абсолютно разные экономические категории. Кто-то строит или покупает заправку с хорошей статистикой, чтобы затем ее продать либо заложить в банк, а кто-то, чтобы работать в тени.

Анонсируя штрафы за нарушение конкуренции, АМКУ не уточняет, по каким критериям и кого будет наказывать. Это могут быть лидеры налоговой отчетности, либо группа Приват, которая “давит“ на рынок количеством АЗС. Но самое главное - вряд ли карающий меч антимонопольщиков затронет “совсем новые и маленькие“ бывшие российские и российско-оффшорные торговые компании, продолжающие работать на розничном рынке нефтепродуктов Украины.

Читай также: Как дешевый евро повлияет на цены продуктов в Украине

Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, украинские власти рискуют серьезно поссориться с трейдерами, и те могут затаить зло и не соглашаться ни на какие компромиссы с чиновниками (а они все-таки были, к примеру, подписывались меморандумы, фиксировались цены на время посевной и пр.). В конце-концов, при почти остановленной отечественной нефтепереработке государство все же смогло обеспечить импорт авиабензина и реактивного керосина РТ для армии и гражданской авиации.

Благодаря импорту стабилизирован сегмент, который ранее контролировался компаниями Кребо (Кременчугский НПЗ) и AMIC Avia (Одесский НПЗ). Кроме того, начато наполнения трехмесячного резерва нефтепродуктов по нормам ЕС, удалось ввести электронные акцизные накладные.

Читай также: Что будет с мировым рынком углеводородов в 2017 году - эксперты

Это позволяет рассчитывать на уменьшения доли теневого сегмента. И главный позитив - усилиями исключительно частных трейдеров Украина смогла нивелировать блокаду поставок с РФ. 0,5 млн. т нефтепродуктов были завезены из самых неожиданных рынков, в частности, Туркменистана и Израиля. Специализированные украинские издания утверждают, что в портах лидировали WOG Rеtail и Proton Energy, однако можно предположить, что доля тени в оптовых поставках дизтоплива была не меньше, чем в рознице. 

 Ранее сообщалось, что в Украине хотят ввести дополнительный налог на топливо.

Смотри также - Сергей Куюн: Прогноз по ценам на бензин в Украине



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK