Украинский телеком можно условно разделить на пять частей. Первая часть – это три ключевых сотовых оператора (Киевстар, МТС и Лайфселл). Вторая часть – группа сервисных компаний, которые занимаются передачей ТВ и радио, а также иными сервисными задачами (к ним, например, относится тот же госконцерн РРТ). Они, по сути своей, с конечными абонентами и не работают.
Третья часть – Укртелеком и другие менее крупные, но очень заметные проводные операторы. Почему Укртелеком отдельно? Потому что на нем колоссальная ответственность за обеспечение национальной инфраструктуры телекомуслуг, а также проводной доступ к интернету и голосовая связь. В связи с модернизацией компании Укртелеком занял ключевое место в предоставлении доступа к облачным сервисам, дата-центрам и т.п. Из заметных стоит назвать, например, Дата груп, Ланет, Воля, Vega, а также бизнес “Киевстара” по предоставлению доступа по проводным каналам.
Четвертая часть – разношерстный сегмент по предоставлению проводного доступа к интернету. В нем есть как мельчайшие локальные розничные провайдеры, так и небольшие “провайдеры для провайдеров”. Отдельно можно назвать и пятую группу – компании, поставляющие контент (прежде всего – ТВ) по существующим телеком-сетям: Digital Screens, MEGOGO, Divan.TV, Star tv и другие.
Что все эти операторы могут? В какой мере способны предоставить технологическую базу для того же интерактивного ТВ, для “интернета вещей”, для перехода в “облако” корпоративных и частных клиентов? От того, в какой мере операторы телекома будут способны отвечать на запросы украинской экономики, зависит то место, которое Украина через год-два-три будет занимать в мировом разделении труда. Мы не сможем, как например Европа, сидеть на берегу и пользоваться благами, генерируемыми другими. Или соскальзывание в безнадежные аутсайдеры, или агрессивный рост и претензии на место среди не слишком богатых, но быстро растущих экономик.
Даже бурный рост беспроводного интернета, переход в ближайшей перспективе к 4-му и 5-му поколениям все равно будут опираться на общенациональную систему передачи данных. Чем большей производительности и чем плотнее будут расположены базовые станции, какую бы технологию они ни использовали, тем активнее придется наращивать каналы связи между ними и узловыми структурами передачи данных. Это очень дорогое удовольствие – общенациональные магистральные сети передачи данных. Насколько много смогут те же мобильные операторы в них инвестировать – вопрос, особенно в связи с тем, что они же должны активно инвестировать в новые беспроводные технологии и в новые базовые станции. Логично было бы использовать общие каналы и одновременно арендовать каналы у того же “Укртелекома”, у которого оптоволоконная сеть достигает 45 тыс. км. Это снизило бы издержки у операторов и, вероятно, стоимость беспроводного интернета для конечных пользователей.
По тому, как растет сектор телекома, видны тренды экономики в целом (см. “Вклад IT-сектора в динамику ВВП”). В последние посткризисные годы видно, что телеком явно опережает динамику экономики в целом. Это более современный сектор экономики, он предлагает остро востребованные услуги и реально обслуживает наиболее инновационные смежные секторы.
Доступ к будущему
Доступ к интернету в Украине сейчас происходит следующим образом: через устройства, работающие под операционной системой Windows – 75,87%, Android – 11,28%, iOS – 4,17%, macOS – 5,31%, Linux – 1,53% (данные на начало 2017 года). Это означает, что около 83% доступа обеспечивается по фиксированным линиям, остальное – через мобильные устройства. В развитых странах соотношение доступа по беспроводным каналам и проводным: уже 1:1 в Европе и более чем 2:1 в развитых странах Азии.
В Украине доступ к интернету будет расти прежде всего за счет повышения скорости в проводном доступе и увеличения количества веб-абонентов в беспроводном. Что потребует бурного роста инфраструктуры в Украине – магистральных каналов передачи данных. Для этого потребуются ресурсы. Откуда им взяться? Из “белого” сегмента телеком-бизнеса. Факт остается фактом – “серые” мелкие провайдеры, милые своей клиентоориентированностью, пасутся на сетях, создаваемых крупными операторами. “Серые” платят меньше налогов, потому что меньше генерируют легально показанных доходов. У мелких нет ни возможности, ни желания аккумулировать прибыль для реинвестирования в магистральную инфраструктуру передачи данных.
Большие инновации
Самые солидные инвестиции внесли в инновации и модернизацию сетей мобильные операторы – их оценивают примерно в 26 млрд. гривен на троих за 2015-2016 годы. В основном средства шли на “перепрошивку” базовых станций под 3G и на покупку лицензий (8,77 млрд. грн.). Постепенно страна покрывается сетью все более скоростных базовых станций, хотя в значительной степени внедрение этих инноваций сдерживается низкой платежеспособностью населения. Да, абоненты с трудом находят средства на оплату все более качественного беспроводного доступа к Сети, соответственно, вяло растут заработки мобильных операторов, соответственно, им сложно инвестировать в инфраструктуру.
“Укртелеком” сумел найти источник для финансирования инноваций – China Development Bank открыл украинской компании кредитную линию до 400 млн. долларов США. Это первый пример инвестирования государственного банка Китая в частную телекоммуникационную компанию в Украине. Масштабная техническая модернизация телекоммуникационной структуры Укртелекома проводится в шести крупнейших городах – Киеве, Одессе, Харькове, Запорожье, Днепре и Львове. В этих городах у абонентов компании скорость по существующей технологии ADSL достигает 20 Мбит/с – идет переключение абонентов на обновленную сеть и скорость интернета даже на существующих линиях увечилась в среднем в полтора-два раза.
Внедряются и более продвинутые инновации: например, скоростной интернет по технологии VDSL (до 50 Мбит/с), цифровая телефония, а также возможность проведения оптического кабеля в квартиру или офис с интернет-доступом на скорости до 1 Гбит/с. Эта волна модернизации “Укртелекома” предусматривает охват 3,3 млн. домохозяйств. Расширение географии интернет-услуг привело к тому, что на начало 2017 года доступ к Сети от “Укртелекома” есть в 2130 городах и селах. Это позволило нарастить доходы от предоставления услуг широкополосного интернета до более чем 1,6 млрд. грн. по итогам 2016 года. Внедрение интерактивного ТВ в партнерстве с Digital Screens – оно доступно для В2С и В2В сегментов делает Укртелеком заментным игроком на рынке IPTV
Новый тренд в инновации – облачные сервисы для В2В сегмента, в том числе “облачная АТС”, которая весьма популярна и позволяет экономить на оборудовании. С 2016 года компания предоставляет “облачные” сервисы, физически размещенные в ЕС – дата-центр Dattum расположен в Риге (Латвийская республика, ЕС), но договор о предоставлении услуги подписывается локальный – с ”Укртелекомом”.