Автомобилям на иностранных номерах в Украине объявили войну. Президент Петр Порошенко своим указом поручил Кабмину разработать механизмы борьбы с незаконно ввезенными в страну и нерастаможенными машинами и ликвидировать схемы ставок таких авто. Об этом сообщает UBR.
Читай также: Безвиз и растаможка: на что могут надеяться украинцы
Так, согласно указу главы государства, правительство обязано безотлагательно принять меры:
Для урегулирования ситуации, сложившейся в результате несоблюдения требований таможенного законодательства при использовании на территории Украины транспортных средств на иностранной регистрации.
По совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы временного ввоза транспортных средств, их транзита по территории страны, с учетом требований законодательства ЕС и международных договоров Украины.
Перепишут закон
Указ Президента сам по себе не устанавливает каких-либо механизмов или мер. Он лишь дает понять, что власть не будет сохранять status quo в вопросе нерастаможенных машин. Из размытых формулировок указа об “усовершенствования законодательства“ о причинах такого решения можно только догадываться: речь идет о желании главы государства “прикрыть лавочку“ или молчаливом согласии на урегулирование вопроса нерастаможенных автомобилей без войны с автовладельцами?
Об истинных целях мы узнаем из последующих действий Кабмина, говорят юристы.
Читай также: Ввоз нерастаможенных авто: сколько на украинцах зарабатывают иностранцы
“Предполагаю, что появится еще один законопроект (на сегодня уже поданы законопроекты 5561, 5562, 5567 и так далее), которым будет урегулирован вопрос нахождения европейских авто на территории Украины и их временной регистрации. Станет ли этот документ компромиссным, учтет ли интересы автовладельцев - вопрос открытый“, - отметил юрист юридическо-консалтинговой компании Де-юре Роман Бондарев.
Судя по всему, власти тщательно проработают вопрос ответственности за невыполнение законодательных инициатив.
Но на данный момент такая ответственность уже есть: штрафы предусмотрены Таможенным кодексом и КУпАПом. И они достаточно жесткие. Скажем, если водителя повторно поймают на нерастаможенном авто, ему может грозить не только штраф, но и общественные работы и даже изъятие автомобиля.
Но данная норма редко применяется на практике: таможенники могут проверять документы лишь на таможенных постах, а полицейские не имеют данных о дате пересечения автомобилем границы. К базам данных таможенной службы они не подключены, а требовать подтверждения даты пересечения границы просто не имеют права.
Что готовят “пересичныкам“
Читай также: По дешевке: сколько иномарок и почем успели купить украинские водители
Поэтому следует ожидать объединения усилий МВД и ГФС - полицейским откроют доступ к базам данных фискальной службы. Впрочем, совместные рейды полиции и таможенников даже при усовершенствовании законодательства возможны скорее, как разовая акция: просто не хватит кадров, отмечают юристы.
“Нужна систематизация учета, то есть баз данных таких транспортных средств. О существовании базы “авто на иностранных номерах“ сегодня мне неизвестно. Логично, что такая база должна быть синхронизирована или сведена воедино на основе баз таможни, пограничников и национальной полиции“, - отметил юрист АО ЮФ Ario Вадим Дынник.
Также юристы не исключают и того, что будет расширен функционал системы Рубеж, которая уже сегодня фиксирует, распознает и сигнализирует о выявлении на дорогах авто, имеющих проблемы с законом.
Не исключено и использование правоохранительными органами мобильных переносных станций (компьютеров), подключенных к системе, аналогичной Рубежу, которая позволит в онлайн-режиме мониторить историю конкретного автомобиля с момента пересечения границы.
Читай также: Как покрыть ущерб при ДТП с нерастаможенным автомобилем
Что касается совместно патрулирования, то в случае синхронизации баз данных всех контролеров, совместное патрулирование полиции и таможенников будет необязательным, однако, может использоваться локально на таможенных терминалах, или для популяризации нововведений, считают эксперты.
“Если конечной целью изменений в законодательство будет реальная борьба с незаконным ввозом авто, то можно предположить, что система наказания будет работать по принципу “чтобы неповадно было“. Правонарушителей, вероятно, будет ждать конфискация автомобиля и штраф в размере 100% стоимости“, - отметил Вадим Дынник.
Когда начнут отбирать автомобили
Разработку законопроектов в Кабмине и рассмотрение их в комитетах Верховной Рады юристы прогнозируют на конец 2017 - начало 2018 года. А учитывая высокий резонанс этой темы в обществе и огромное количество потенциально проблемных авто на наших дорогах, не исключено, что вступление нововведений в силу произойдет не ранее конца следующего года.
Читай также: Осторожно, схема: у украинцев отбирают авто на иностранных номерах
Реализация любой из инициатив в нашей стране сводится к наличию политической воли. И указ Президента явно ее демонстрирует. Но наверняка возмутятся не в меру активные владельцы и препятствием (или наоборот - катализатором) на пути принятия документов станут гражданское общество во главе с водителями иностранных авто и общественные организации, поддерживающие таких автолюбителей.
“Из-за огромного количества владельцев нерастаможенных авто стоит учитывать и политическую составляющую вопроса: гонения так или иначе скажутся на рейтингах власти, ведь непопулярные меры затронут миллионы украинцев, для которых покупка авто на иностранных номерах - единственная возможность иметь машину“, - заметил нам Роман Бондарев.
Ранее сообщалось о том, что в Украине рекордно вырос рынок подержанных автомобилей. Оказывается, всего за месяц на первичном рынке зарегистрировано 4,5 тысяч авто, бывших в эксплуатации.
Смотри также - Очереди на украинской таможне: