Власти готовят новую атаку на евробляхеров. О совместных проверках договорился и.о председателя ГФС Мирослав продан 7 ноября, встречаясь с гендиректором таможенного департамента при Минфине Литвы Арунасом Адоменасом, пишет Страна.
Конец эпохи евроблях?
Автоэксперт Сергей Креймер говорит, что активизация борьбы с евробляхерами для наших чиновников - вынужденная мера.
Читай также: Новые нерастаможенные авто стали легкой наживой для угонщиков
“На нас уже косо смотрят в Европе. Польша и Литва, откуда в Украину поступает половина авто на еврономерах, пытаются перерыть лазейки, которыми пользуются украинцы. В частности, в Польше порядка 90% машин, которые у нас ездят на польских номерах, уже сняты с местного учета, то есть, по сути, стали призраками“, - рассказал он.
По словам эксперта, тамошние страховые компании, опасаясь исков от украинских пострадавших в ДТП с участием авто на польских номерах, существенно повысили стоимость полисов и всячески лоббируют ужесточение контроля за машинами, которые регистрируются на сомнительные фирмы.
Закручивают гайки и в Литве. Там начались массовые проверки автопарков местных фирм: оформлены ли машины на балансе компании, по каким маршрутам они передвигаются и так далее. В итоге фирмы-пустышки, на которые оформлялись сотни авто, затем переезжающих в Украину, закрываются пачками.
В Одессе уже появились так называемые “автоколлекторы“, которые, якобы, скупили долги посреднических литовских фирм и теперь требуют от украинских евробляхеров вернуть “их“ имущество.
Сейчас собственникам авто на литовских номерах предлагают перерегистрацию на Эстонию, где ситуация пока поспокойнее. Услуга стоит от 600 до 1,2 тыс евро. Но, как говорят эксперты, это лишь возможность на какое-то время отсрочить проблемы.
Просроченный “проездной“
Но гнев европейцев - не самое страшное, что грозит нашим евробляхерам.
Наши налоговики пугают их огромными штрафами, которые могут достигать 300% от суммы неуплаченных таможенных сборов (налог, акциз, НДС), а это, в лучшем случае, несколько сотен гривен, а в худшем - несколько миллионов.
По словам управляющего партнера юридической компании ВОЛХВ Александра Навальнева, просрочка режима “транзит“ (5-10 суток без растаможки) на 1 сутки грозит штрафом в 170 грн, до 10 суток - 3,4 тыс грн, более 10 суток - 8,5 тыс грн.
“За этот год было зафиксировано около 9 тысяч подобных нарушений, за что насчитаны штрафы на общую сумму около 50 млн. грн“,- рассказал юрист.
Читай также: Новые автоподставы: как мошенники “разводят“ украинских водителей
При временном ввозе, если превысить установленный срок (годовой) до 3 суток, штраф составит 850 грн, от 3 до 10 суток - 5,1 тыс грн, более 10 суток - 17 тыс грн. За такие нарушения с начала текущего года уже начислено более 20 млн. грн. штрафов.
Ввоз нерезидентом и передача авто украинцу может быть основанием для применения статьи 485 Таможенного кодекса. Санкции здесь уже более жесткие - штрафы в размере 300% неуплаченной суммы таможенных платежей.
В течение 2017 было зафиксировано около двух десятков таких нарушения, общая сумма предъявленных к оплате штрафов – более 70 млн грн.“. отметил Навальнев. На фоне общего числа авто на евробляхах, а, по данным ГФС, их по дорогам Украины колесит около 64 тыс, выписанные штрафы - сущий мизер. Получается, что на каждое авто на евробляхах власти “повесили“ порядка 2,2 тыс грн. Но даже до их уплаты дело пока не дошло.
Евробляхер Саакашвили
После последних пикетов автомобилистов под парламентом в сентябре этого года власти пошли на компромисс и даже подписали с протестующими меморандум, в котором пообещали решить вопрос легализации авто на еврономерах.
Глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина уже несколько раз анонсировала, якобы, подготовленный ее комитетом законопроект, в котором, во-первых, перекрывается доступ в Украину новых машин на евробляхах, во-вторых, предусмотрена плата за уже ввезенные машины за 1 тысяч - 1,4 тысяч евро в зависимости от объема двигателя.
Самого документа пока никто не видел, но эксперты сомневаются, что его смогут провести через сессионный зал.
“И как можно легализировать в Украине по-сути чужое имущество, зарегистрированное на иностранную фирму. Это противоречит европейскому законодательству, не говоря уже о здравом смысле“, - говорит Креймер.
Читай также: Как изменится ситуация с авто на еврономерах
Но вариант Южаниной не устраивает и самих евробляхеров. Как рассказал Александр Чернявский, они сейчас готовят новые акции протеста под Верховной Радой и готовятся проталкивать в Раде свой законопроект.
“Он очень простой: предлагаем снять обязательное требование о ввозе в Украину авто не ниже Евро-5 (выпущенные после 2010 г), а также полностью отменить все пошлины на импортные автомобили, как старые, так и новые“, - говорит Чернявский.
Он заявил, что общественники “будут искать поддержку среди депутатов, и намекнул, что, по крайней мере, сочувствующие в парламенте уже есть“.
Впрочем, поверить в то, что депутаты вот так возьмут и согласятся совершить налоговую революцию, отменив все ввозные пошлины на авто (а сейчас это - порядка 33% от стоимости машины) еще сложнее, чем в их поддержку легализации евроблях за 1 тыс евро.
На этот случай у активистов в рукаве припасен еще один козырь. Как стало известно, митингующие водители могут присоединиться к МихоМайдану при условии, что Саакашвили пообещает озвучивать еще и их требования.
Был литовцем - стал арабом
Александр Чернявский говорит, что даже если их нынешний демарш закончится неудачно, они будут искать способы ездить на нерастаможенных авто. “Вплоть до того, что станем молдаванами, получить тамошнее гражданство несложно. И будем ездить на молдавских номерах уже вполне законно“, - заявил он
По данным Сергея Крейсема, сейчас все чаще начали встречаться и предложения о перерегистрации авто на евробляхах на арабские номера (стоимость - от 1 тыс евро).
Читай также: Как выглядят самые дорогие авто на “евробляхах“ в Украине
“Во-первых, это удобно. Все документы на арабском, и номера тоже. Найти налоговиков или полицейских, читающих арабскую вязь, не так просто“, - иронизирует эксперт.
Кроме того, такие авто предлагают оформлять вполне законно на арабских студентов, которые учатся в Украине.
Креймер говорит, что многие авто регистрируют на белорусские фирмы. “Как правило, это машины, купленные в России, и поставленные на учет на “живые“ белорусские фирмы. Все законно. Точно знаю, что по Киеву ездит несколько оформленных таким образом Bentley“, - рассказал он.
Ранее сообщалось о том, как выбрать СТО.