«Количество курильщиков сигарет не уменьшается, государственный бюджет теряет миллиарды, а теневой рынок ведет атаку на легальный ритейл – таковы последствия некорректного регулирования отрасли электронных сигарет. Существуют возможности исправить ситуацию в пользу государства, но их игнорируют», – бьет тревогу директор Украинской Вейп Ассоциации (УВА) Юрий Суптель. Но одновременно он показывает способ выхода из этого кризиса.
Начнём с вопроса о том, почему именно сейчас столько внимания уделяют электронным устройствам, вейпам и т.д.?
В мире примерно 1 миллиард курильщиков, и сейчас происходит массовый переход от обычного курения к вейпингу. Люди давно поняли, что традиционное курение вредит здоровью. Однако количество курильщиков до недавнего времени почти не уменьшалось. До недавнего времени – это до того момента, когда появились так называемые Next Generation Products, то есть товары следующего поколения, не содержащие табака, который подвергается сгоранию.
Этот тренд достался также Украине. На рынке появились электронные сигареты – системы транспортировки никотина, не генерирующие токсинов, присущих традиционному курению. Сейчас в Украине около 7 миллионов курильщиков, часть из них мигрировали на электронные сигареты.
Соответственно, в Украине возникла новая отрасль для торговли этими товарами, обновлено законодательство, заработали механизмы государственного контроля и регулирования. Основные участники рынка электронных сигарет создали профильную ассоциацию – УВА, объединившую производителей, импортеров и продавцов, которые работают официально и ответственно. Ассоциация пытается общаться с парламентариями, с членами профильного комитета ВРУ, с Минздравом, с правительством и с контролирующими органами. Наша цель абсолютно прозрачна: победа над теневым рынком, ответственная уплата налогов и сборов (все предприниматели понимают, что это очень важно в условиях войны), предотвращение продажи вейпов несовершеннолетним, остановка контрабанды, сохранение рабочих мест в отрасли. Мы готовы к диалогу…
Какими цифрами можно охарактеризовать рынок электронных сигарет?
Общее количество потребителей никотиновой продукции постепенно сокращается, в то же время идет процесс перетекания потребления в сторону нового. В частности, за последние 5 лет из 7 миллионов курильщиков в Украине около 1 миллиона перешли на электронные сигареты. Сейчас ежегодное обращение отрасли электронных сигарет оценивают уже в 10 миллиардов гривен, что немало. В 2022 году отрасль перечислила в бюджет ориентировочно 2 миллиарда гривен, а в 2023 году после повышения налогов планировали перечислить почти 5 миллиардов гривен (смотрите инфографику, там это наглядно). Но, к сожалению, из-за изменений законодательства этого не произойдет.
О чем именно идет речь?
11 июля 2023 года вступил в силу закон №1978, согласно которому были запрещены импорт и производство ароматизированных табачных изделий, что на самом деле давно уже актуально. Но каким-то чудом туда попал и запрет ароматизированных электронных сигарет. Хотя, как свидетельствует опыт других стран, такие запреты приводят только к переходу рынка в тень. Бывший потребитель традиционных сигарет, попробовавший электронные сигареты, к старой вредной привычке уже не возвращается. Но если государство уничтожает возможность приобрести электронную сигарету легально, курильщик будет искать альтернативу на нелегальном рынке: в интернет-торговле, телеграмм-каналах.
Запрет импорта ароматизированных электронных сигарет приводит к тому, что целая отрасль, которая должна уплатить в 2023 году 5 млрд грн налогов и сборов, переходит прямо сейчас, во время войны, в тень. Ситуация возникла потому, что, рассматривая проект закона №1978, профильный комитет Верховной Рады не совещался, не обсуждал идею и ее последствия с операторами рынка электронных сигарет. Фактически о законодательных изменениях основные игроки узнали уже из медиа. Основными двигателями проголосованного текста законопроекта были общественные организации.
Депутаты, поддерживая общий тренд борьбы с курением как с явлением, поддержали текст на уровне идеи, но, к сожалению, не погрузились в детали и последствия. Стало ли в Украине меньше курильщиков после вступления в силу закона №1978? Нет, к сожалению! Уменьшится ли контрабанда и нелегальные продажи электронных сигарет? Нет, все происходит наоборот! Получит ли государственный бюджет запланированные 5 млрд грн налогов и сборов в 2023 году? Нет, не получит, потому что покупатели перетекли на теневой рынок.
Вы упоминаете опыт других стран. О каких именно примерах идет речь?
1 октября 2022 года в Китае сделали подобный запрет ароматизированных электронных сигарет – и 90% рынка перешло в тень. Конечно, определенная часть потребителей вернулась в традиционные сигареты, но львиная доля нашла привычный продукт уже через нелегальные каналы сбыта. И это в автократическом, тотально контролируемом Китае! Как следствие, десятки китайских компаний прекратили свое существование, остались без работы миллионы людей, бюджет страны потерял миллиарды долларов от налогов и сборов.
Противоположный пример демонстрирует Великобритания. Премьер-министр Риши Сунак внедряет активную антитабачную политику. Британским курильщикам предлагают в качестве альтернативы переход на электронные сигареты. Страна взяла на себя обязательство согласно Конвенции ВОЗ к 2030 году сократить количество курильщиков среди населения до 5%. И только за последние 5 лет их количество уменьшилось с 30% до 13%. Частично это произошло благодаря переходу потребителей к продуктам нового поколения – уже упомянутым электронным сигаретам. Британское правительство финансирует обмен бесплатных вейпов на сигареты в рамках программы Swap to stop, поскольку имеет убедительные доказательства эффективности такого подхода, изначально протестированного в меньших масштабах.
В соседней Польше также нет никаких ограничений по ароматизированным электронным сигаретам. Страна заботиться об экономике, налоговых поступлениях, новых рабочих местах. Благодаря поддержке отрасли, за последние 2 года более 500 тысяч граждан Польши завязали курение традиционных сигарет, перейдя на более безопасную альтернативу.
Украина, кстати, также обязалась в рамках Конвенции ВОЗ по уменьшению количества курильщиков. Но, к сожалению, мы видим, что в этом направлении ничего положительного не происходит. Переключение на потребление менее опасных продуктов тормозится на законодательном уровне. Курильщиков в Украине меньше не становится, поступление налогов не увеличивается, растет только уровень контрабанды и нелегальных продаж.
Есть ли оценки, насколько вырос теневой рынок в Украине, допустим по сравнению с предыдущим годом?
Еще до 24 февраля 2022 года в Украине существовала огромная проблема бесконтрольного обращения и контрабанды электронных сигарет. Основные операторы отрасли инициировали в свое время зачисление электронных сигарет в подакцизную продукцию, чтобы улучшить контроль за ее оборотом.
К началу 2023 года около 50% рынка электронных сигарет находилось в тени. Мы неоднократно обращались к контролирующим органам, но пока не видим каких-либо значительных изменений. А решение о запрете ароматизированных электронных сигарет – это уже фактически подарок судьбы для контрабандистов и теневой торговли. К концу года около 70% рынка электронных сигарет будет в тени, а по окончании у основных операторов остатков, ввезенных ранее устройств, в тень уйдет уже где-то 90% рынка. Легальные продавцы платят в среднем более 150 гривен налогов с устройства, включая акцизный налог, розничный акцизный налог и налог на добавленную стоимость. Нелегальные же – не платят в государственный бюджет ничего. Речь идет об огромных средствах, которые попадут в карманы контрабандистов, теневиков и коррупционеров – около полумиллиарда гривен в месяц.
Контрабандные электронные сигареты продают через анонимные телеграмм-каналы, интернет-магазины, частично – это прямые продажи на стихийных базарах. С этим явлением должна бороться Национальная полиция Украины. Но, к сожалению, им банально не хватает ресурсов: явление слишком массовое.
Антитабачные активисты, имеющие отличное финансирование, могли бы помочь полиции собрать данные о нелегальных торговых точках, телеграмм-каналах. Но, по их мнению, проще запретить целую отрасль.
Помимо потери налогов есть ли какие-то другие побочные эффекты запрета?
Конечно, так как на теневом рынке невозможно обеспечить соблюдение законов, регулирующих продажи сигарет, электронных устройств и других табачных изделий. Например, не ограничен доступ несовершеннолетних к никотиновой продукции. В Украине продажа электронных устройств для курения несовершеннолетним строго запрещена и наказывается штрафами от 6800 гривен и больше.
Ни одна легальная точка не должна продавать вейпы подросткам! Это принципиальная позиция всех участников Украинской Вейп Ассоциации. Еще раз подчеркиваю, потому что это очень важно: у несовершеннолетних есть возможность приобрести электронные сигареты только через нелегальные каналы сбыта. И, говоря об опасности употребления никотина для подростков, следует акцентировать внимание именно на борьбе с телеграмм-каналами, инстаграм-страницами, интернет-магазинами, стихийными точками торговли. Все члены ассоциации поддержат любые инициативы государства и общественных активистов, направленные на борьбу с нелегальной торговлей, особенно когда речь идет о несовершеннолетних.
Еще одно из последствий запрета импорта ароматизированных электронных сигарет – потеря рабочих мест в легальном секторе. Это десятки тысяч людей, задействованных в отрасли: сотрудники компаний импортеров, дистрибьюторов, ритейлов. Они останутся без работы.
Нелегальные продажи – это онлайн-торговля? Но ведь пересылка никотиновой продукции запрещена?
Де-юре в Украине не разрешена онлайн-торговля табачными изделиями и доставка подакцизной продукции конечным потребителям через почтовые службы. Согласно ст. 141 Закона Украины «О почтовой связи» во внутренних почтовых отправлениях запрещено пересылать табачные изделия, жидкости, используемые в электронных сигаретах, на которых отсутствуют марки акцизного налога установленного образца. Также по закону №481 (об обороте подакцизной продукции) торговля табачными изделиями, электронными сигаретами разрешена только в местах продаж, оборудованных регистраторами расчетных операций, где фиксируется выручка от продажи табачных изделий и жидкостей.
Почтовые операторы, принимая оплату услуг доставки электронных сигарет, нарушают закон. Сознательно или нет? Вопрос требует исследований и обсуждений. Со стороны государства, которое должно регулировать и контролировать продажи подакцизных товаров, ни одно противодействие таким нарушениям не ощутимо. Что можно сделать уже сейчас? Контроль работы почтовых операторов, мониторинг банковских карточек (на которые зачисляются средства за такие нелегальные продажи электронных сигарет), контрольные закупки, штрафы, медиадавление. Инструменты давно известны.
Хотя, конечно, это борьба с последствиями. Я уже отмечал выше, когда мы обсуждали зарубежный опыт, что именно запрет определенных видов электронных сигарет сильнее всего стимулирует нелегальный сегмент рынка никотиновой продукции.
Как нелегальные электронные устройства для курения вообще попадают в Украину? Речь идет о контрабанде?
Да. Старая как мир контрабанда. К сожалению, во время войны достаточно сложно контролировать именно таможенную границу. Ввозят россыпью физические лица, ввозят даже в составе гуманитарных грузов. Для государства гораздо проще было бы найти оптовые склады на территории Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и на территории Украины. Это под силу, в частности, Бюро экономической безопасности.
То есть, эту работу технически можно выполнить. Тем более такие склады за рубежом на самом деле иногда принадлежат непосредственно определенным украинским компаниям. Мы бы охотно помогли увидеть эти цепочки контролирующим органам, если у них будет желание иметь с нами диалог.
У Вас есть возможность обратиться к представителям власти, какой Ваш главный месседж?
Пожалуйста, начните диалог с представителями отрасли. В настоящее время инициаторами законодательных изменений являются общественные организации, а коммуникация с операторами рынка практически отсутствует. Этот дисбаланс – не в пользу государства. У власти есть все инструменты, чтобы взять под контроль рынок электронных сигарет. Мы как ассоциация имеем четкое понимание рынка и готовы предоставить исчерпывающую информацию. Давайте действовать совместно?
Начать следует с увеличения стоимости оптовых лицензий для торговли электронными сигаретами. Это принесло бы дополнительные средства в бюджет, а также повысило порог входа на оптовый рынок. Потому что сейчас оптовая лицензия на торговлю, к примеру, табачную продукцию, составляет 500 тысяч гривен в год, а электронными сигаретами – всего 780 гривен! То есть любое физическое лицо может вести такую коммерческую деятельность. Мы готовы предложить другие инструменты, значительно усиливающие прозрачность отрасли. От диалога Украинской Вейп Ассоциации и власти выигрывает страна.
Отрасль под взвешенным контролем государства могла бы развиваться – некоторые операторы, например, планировали начать производство такой продукции на территории Украины, делать вклад в экономику за счет экспорта, помогать росту ВВП, создавать рабочие места. Однако из-за непредсказуемости украинского законодательства от этой идеи пока отказываются.
Сейчас у государства есть выбор: помочь курильщикам перейти на менее вредные продукты, позволить новой отрасли развиваться и платить налоги в самое тяжелое для страны время, или подарить миллиарды контрабандистам, загнав целую отрасль в тень. Мы надеемся, что правительство и депутаты задумаются над абсурдностью запрета и примут верное решение.