Самыми большими проблемами для малого и среднего бизнеса на третий год российской агрессии являются падение спроса, потеря рынков сбыта и невозможность прогнозировать деятельность.
Об этом сообщает LIGA.net со ссылкой на дынные исследования вызовов и потребностей малого и среднего предпринимательства в Украине после двух лет полномасштабной войны, проведенного по заказу ЕБРР социологическим центром Socioinform в течение марта 2024 года.
Издание отмечает, что также среди проблем, о которых говорил бизнес, – снижение производительности труда из-за постоянных тревог, разрушения логистических цепочек и нехватка средств на оплату труда.
Сообщается, что еще одной трудностью является потеря или невозможность найти узкоспециализированных специалистов. На эту проблему сетуют 50% опрошенных предпринимателей. Кроме того, большим вызовом для бизнеса является отсутствие возможности бронировать сотрудников.
Также исследование показало, что малые и средние предприятия адаптировались к условиям войны, а именно остаются активными, в полной мере работает 85% и частично – 14%, тогда как в 2022 году таких было 57% и 37% соответственно.
Среди трендов, отмеченных бизнесом, также выделено:
- сложность прогнозирования и построения стратегических планов
- трудности с инвестированием в собственное дело
- зависимость от степени безопасности, состояния энергетики, общего уровня бизнес-активности, экономической устойчивости и надежности логистических цепочек.
В то же время, издание сообщает, что среди положительных тенденций в перечне бизнеса – оживление бизнес-активности, частичное возобновление сбыта промышленных предприятий, адаптация релоцированных предприятий.
Ранее мы писали о том, что мобилизация сотрудников – ключевая проблема для 81% бизнеса.