На сентябрь 2024 года годовой план расходов Госкино был выполнен лишь на 25%: из заложенных почти 666 млн грн использовали 172 млн грн. Неиспользованные почти 500 млн грн новоизбранный Совет по поддержке кинематографии (СПК) планирует 19 ноября распределить между 96 проектами.
Об этом пишет «Экономическая правда».
Издание отмечает, что в будущем ситуация станет хуже. Дело в том, что в 2025 году финансирование Госкино планируют снизить на 70% - до 204 млн грн. По словам нового руководителя СПК Андрея Осипова, такое падение грозит украинскому кинорынку "застоем".
"Заявка на необходимый объем финансирования была озвучена и ее существенное уменьшение – это опасная ситуация, что приведет к затяжному кризису на годы", – подчеркнул Андрей Осипов.
Сообщается, что в украинском прокате представлены проекты, которые в основном начинали реализовывать в 2018-2021 годах. Успешные ленты, которые демонстрировались в 2022-2024 годах, еще до начала войны находились на завершающем этапе производства. Это и позволило заполнить рынок качественным продуктом "по инерции". Однако этот эффект закончится в 2026-2027 гг., если государственное финансирование резко сократится. Такая ситуация может также угрожать потерей кадров.
Как пишет издание, если молодое поколение кинопроизводителей не найдет ресурсы для самореализации внутри Украины, они обратятся за ними за рубежом. Однако тогда и лента перестанет быть украинским. Кинопроизводители скорее выберут развитие проекта под другим флагом, чем его отсутствие.
Также отмечается, что снимать кино в Украине, как правило, дело убыточное, ведь отечественная лента с малой вероятностью окупится в прокате. И даже самые кассовые проекты в кинотеатрах покрывают только часть затрат на производство. Например, "Мавка" с бюджетом более 180 млн грн собрала в украинских кинотеатрах 156 млн грн. Один из самых дорогих фильмов в истории страны, "Довбуш", на который потратили примерно 120 млн грн, собрал внутри страны только половину от этой суммы.
"В Украине экономические условия для кинематографистов составлены таким образом, что с вероятностью в 99% фильмы не окупятся в прокате. Для того чтобы иметь объем рынка, который будет способен генерировать средства для окупаемости кинопродукта, нужно как минимум две тысячи экранов. До февраля 2022 года у нас было только 500 экранов", – отметил Осипов.
По словам кинопродюсера Владимира Яценко, для того чтобы заработать на кино, нужно заниматься малобюджетными проектами или выбирать диверсифицированную структуру финансирования и стратегию получения дохода. К примеру, фильм может не окупиться в прокате, но в его покупке будет заинтересована стриминговая платформа или телевизионный канал.
Ранее мы писали о том, что Государственное агентство Украины по вопросам кино заключило соглашение с ООО «Деинде» о государственной поддержке в размере 20 млн гривен на производство фильма «Близнецы».