Украинские компании, которые открылись или расширили свою деятельность в Центральной Европе после вторжения России в 2022 году, по мере укрепления своего положения переключают свое внимание с беженцев на местных клиентов, а некоторые из них теперь рассматривают возможность перемещения дальше на Запад.
Об этом сообщает Reuters.
Отмечается, что, по данным польских бизнес-ассоциаций и экономистов, в Польше, где численность украинского населения в результате войны, по текущим оценкам, превысила 1,5 миллиона человек, в 2024 году украинцы открыли каждый десятый новый бизнес.
Сообщается, что, к примеру, компания Lviv Croissants Андрея Галицкого теперь имеет 12 магазинов в Польше после запуска там два года назад. Она открыла свою первую чешскую точку в октябре, что, по словам ее основателя, является частью стратегии по созданию географически разнообразного бизнеса путем расширения на запад и за пределы диаспоры.
«Компании изначально рассматривают Польшу как мост или трамплин на рынки Европейского Союза», — подчеркнул Дариуш Шимчиха, первый вице-президент Польско-украинской торговой палаты.
Также сообщается, что по словам Андрея Худо, его ресторанная группа !FЕST расширила бренд «Пьяная Вишня», известный как Drunken Cherry на английском языке, до 15 точек в Польше и девяти в других странах Балтии и Восточной Европы, наращивая экспансию на запад с февраля 2022 года. В частности, группа планирует открыться в Германии, Швейцарии и Франции в 2025 году и перезапустить заведение в Лондоне, сказал он, добавив, что бары привлекают новых клиентов и приносят прибыль.
Кроме того, отмечается, что в отчете Deloitte за март 2024 года подсчитано, что беженцы из Украины добавят до 1,1 процента к ВВП Польши в 2023 году и до 1,35 процента в долгосрочной перспективе.
Другой украинский ресторатор, Ольга Копылова, сказала изданию, что до войны у нее не было планов выводить свой бренд «Черноморка» за границу, но теперь у нее три точки под названием Czarnomorka в Польше и по две в Братиславе и Вене.
Также сообщается, что кофейная сеть Aroma Kava переехала в Польшу в 2022 году и с тех пор расширилась до 10 точек, а украинский производитель мороженого и замороженных продуктов «Три медведя» купил польскую компанию Nordis.
«Польша теперь является вторым по значимости рынком для цифрового развлекательного провайдера MEGOGO, который вырос за счет привлечения местных жителей, в основном за счет семейных программ, рассказал соучредитель Владимир Боровик. В 2023 году компания вышла на рынки Польши и Румынии — двух самых густонаселенных стран развивающейся Европы», - пишет издание.
Ранее мы писали о том, что украинцы, самая большая группа иностранцев, работающих в Польше, имеют все более высокие финансовые потребности. Подавляющее большинство хотят зарабатывать от 4000 до 7700 злотых нетто (40 800-78 540 грн по текущему курсу – ред.), что отличает их от других экономических иммигрантов. Такие требования украинских работников шокируют польский рынок труда.