Президент Владимир Зеленский вносит в Верховную Раду законопроект, который предусматривает значительное увеличение штрафов и вводит уголовную ответственность за попытки обойти санкции. Данный документ учитывает лучший мировой опыт и призван усилить эффективность санкционной политики государства.
Об этом пишет «Экономическая правда», анализируя, как принятие законопроекта, повлияет на граждан и бизнес.
Отмечается, что уголовно наказуемым будет умышленное или неосторожное нарушение (невыполнение или препятствование выполнению) санкционных ограничений, примененных в соответствии с профильным законом. В частности речь идет о секторальных санкциях и отдельных видах персональных ограничений, перечень которых содержится в примечании статьи УКУ.
Сообщается, что также будет наказываться умышленный обход санкций, а именно приобретение и другие действия с заблокированными активами. Кроме этого предлагается наказывать за доведение до банкротства или фиктивное банкротство подсанкционного юридического лица или компании с подсанкционным конечным бенефициарным владельцем. При этом за мелкие нарушения не будут наказывать, ведь для наступления уголовной ответственности надо достичь стоимостного порога в более 3 тыс. евро. Исключение - товары военного назначения или двойного использования.
Как пишет издание, согласно законопроекту, наказывать предлагается как подсанкционное лицо, так и другие стороны, в частности служащих и лиц, предоставляющих публичные услуги. Например, уголовную ответственность будет нести нотариус, который вопреки санкциям перерегистрировал долю бизнеса на другое лицо, или директор фирмы, которая выполнила финансовое обязательство или осуществила торговую операцию в пользу подсанкционного субъекта.
«Потенциальное наказание за нарушение и/или обход санкции - штраф (от 425 тыс. грн до 2,04 млн грн) или лишение свободы на срок от 2 до 10 лет. Предусматривается обязательное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 10 до 15 лет, а в отдельных случаях - конфискация имущества. Юридических лиц могут оштрафовать, конфисковать их имущество или вообще ликвидировать», - отмечает ЭП.
Кроме того сообщается, что украинский бизнес должен соблюдать правила, которые уже стали обыденностью в государствах-партнерах. Среди них выделяются следующие:
- тщательная проверка контрагентов - скрининг через национальные и зарубежные (например, EU Sanctions Map, CSL Search, OpenSanctions) реестры и санкционные списки;
- проверка конечных бенефициаров, владельцев и связанных лиц;
- в случае осуществления внешнеэкономической деятельности - анализ географического риска (действуют ли контрагенты в странах с санкционными ограничениями);
- внедрение политики санкционного комплаенса - четких правил работы в условиях рисков санкционных нарушений;
- отказ от сотрудничества с потенциально рисковыми контрагентами: если есть какие-либо сомнения или подозрения, лучше отказаться от сделки.
Ранее мы писали о том, что в 2024 году Департаментом санкционной политики Министерства юстиции было подано 27 исков в Высший антикоррупционный суд о применении санкции в виде взыскания активов в доход государства.