В конце декабря 2024 года, президент США Дональд Трамп заявил о намерении приобрести самый большой остров Земли — Гренландию. Похожие идеи звучали еще во время его первой каденции, однако тогда их назвали абсурдными. На этот же раз Трамп даже не исключил возможности применения военной силы для достижения своей цели. Впрочем, цивилизованный мир все еще не собирается уступать президенту США. В частности премьер-министр Гренландии Муте Эгеде отметил, что страна не продается, а ее жители не должны стать американцами. В то же время Дания, в состав которой остров входит на правах автономии, немедленно увеличила расходы на его оборону. К тому же в течение недавнего напряженного 45-ти минутного разговора с Трампом, премьер-министр страны подчеркнула, что Гренландия не продается. В ответ президент США был агрессивным и угрожал введением пошлин, если Дания не уступит. Детали этого разговора вызвали опасения среди европейских союзников, что возвращение Трампа к власти существенно осложнит трансатлантические отношения.
Вообще для США покупка чужих территорий раньше была привычным делом. В определенные моменты демократические ценности уступали экспансионистским настроениям, которые должны были решить для Штатов ряд стратегических задач на годы вперед. Редакция dengi.ua решила вспомнить самые яркие проявления американского "мирного завоевания".
Из России с любовью: приобретение Аляски
Начнем с наиболее известной, но от этого не менее интересной сделки — приобретение Аляски Соединенными Штатами у Российской империи. Сегодня стратегическую важность этого решения даже не обсуждают, однако в те годы сами американцы были не в восторге от такой идеи.
В 1741 году Аляска перешла под царскую власть, однако ей так и не удалось стать "русским эльдорадо". Из-за удаленности территории, правительство не могло нормально поддерживать и охранять свои колонии, а о развитой промышленности можно было забыть. Как пишет History, русские на Аляске в основном торговали мехом лисиц и морских выдр, из-за чего их поселения не могли самостоятельно себя обеспечивать. Они зависели от поставок местных племен, а также британцев и американцев, исследовавших эту территорию.
Наконец к 1850-м годам популяция морских выдр существенно сократилась, торговля пушниной начала приходить в упадок, и Аляска стала убыточной для царского правительства. В то же время поражение Великобритании, Франции и Турции в Крымской войне 1853-1856 гг. привело к дефициту средств в Российской империи, а также указало царю Александру II на его неспособность уберечь далекую территорию от завоевания "английской короной", которая тогда активно расширяла свои владения на севере Америки. В близком окружении императора даже говорили, что Аляска является роскошью, которую Россия не могла себе позволить. Поэтому чтобы не терять регион за бесценок, было решено продать его американцам, с которыми тогда были довольно неплохие отношения.

Как пишет History, в США горячим сторонником покупки российской территории был Уильям Сьюард, госсекретарь администраций Линкольна и Эндрю Джонсона. Политиком руководили экспансионистские настроения, а потому он видел Аляску очередным этапом расширения США к водам Тихого океана. В то же время города и форты региона Уильям считал будущими аванпостами своей страны. Поэтому 30 марта 1867 года Сьюард и российский министр в Соединенных Штатах Эдуард де Стекель подписали договор о продаже Аляски американцам. "Петербургская империя" без колебаний отдала богатую природными ресурсами территорию площадью более 1,5 млн квадратных километров всего за $7 200 000. К примеру, в 1819 году США за $5 млн приобрели Флориду, которая в 10 раз меньше Аляски и близко не имеет столько же природных богатств. Также в 1869 году началось строительство Бруклинского моста, который стоил правительству США $15 млн, что в свою очередь вдвое больше стоимости недавно приобретенной территории.
По сравнению со стоимостью моста такую небольшую цену за новую территорию можно объяснить тем, что в самих Штатах в то время еще не понимали потенциала региона. Как отмечает History, в стране было достаточно противников сделки, которые называли Аляску обузой, которую не стоит брать даже в подарок. Куплю-продажу этой территории даже очертили фразой "Бессмыслица Сьюарда" и считали, что она пригодна лишь для комфортного существования хищных зверей. Однако сегодня нет сомнений, что Сьюард за копейки выкупил у россиян настоящий бриллиант. С тех пор как в 1896 году на Аляске началась "золотая лихорадка", уже более века регион приносит Штатам десятки миллиардов долларов. В частности, по данным Natural Resources Revenue Data, в 2019 году добыча энергетических и минеральных ресурсов на Аляске принесла США более $51 млрд. А в конце 2023 года, как свидетельствует USA Facts, ВВП штата составил более $65 млрд. Хотя это все еще один из самых низких показателей среди американских штатов. Однако у Дональда Трампа есть амбициозные планы по существенному увеличению добычи нефти в США. Поэтому, возможно, у Аляски появится шанс полноценно реализовать свои большие залежи этого важного ресурса.
Лучшая сделка: покупка Луизианы
Несмотря на неоспоримую выгодность приобретения Аляски, звание лучшей сделки в истории справедливо получает покупка Соединенными Штатами французской колонии Луизиана в далеком 1803 году. Тогда эта территория простиралась от Мексиканского залива до Канады, а ее площадь составляла 2,1 млн квадратных километров.
World History Encyclopedia пишет, что в 1682 году французские колонисты объявили земли бассейна реки Миссисипи своими и нарекли их Луизианой в честь тогдашнего короля Франции Людовика XIV. Впоследствии, в начале XVIII века, на месте, где река впадает в Мексиканский залив, заселенцы основали поселение Новый Орлеан. В конце концов оно разрослось до крупного портового города и стало фактически центром торговли в регионе. Однако впоследствии, пишет Britannica, Франция потеряла все свои североамериканские колонии после поражения в 1763 году в Семилетней войне. Британцы и Испанцы успешно разделили между собой новые территории, однако ненадолго, ведь в 1799 году власть во Франции захватил Наполеон I Бонапарт, который изрядно захотел вернуть величие своего государства в Северной Америке. Ему фактически удалось вернуть Луизиану в течение 1801-1802 годов, однако приближение войны с Британией и восстание рабов на Гаити не только раскололо французские силы, но и поставило страну в сложное финансовое положение.
Американцы решили воспользоваться случаем, чтобы приобрести Новый Орлеан. Сначала переговоры об этом во Франции вел посол Роберт Ливингстон, а уже потом к нему отправили конгрессмена Джеймса Монро с требованием потратить на Новый Орлеан не более $10 млн. Неожиданно для американцев французский министр иностранных дел Шарль Морис де Талейран предложил им приобрести всю Луизиану. Сначала за нее просили более $22 млн, однако в итоге стороны сошлись на $15 млн. Несмотря на требование не тратить больше $10 млн, Ливингстон и Монро не могли отказаться от возможности фактически за копейки купить территорию, которая вдвое превышала площадь тогдашних Соединенных Штатов. Официально соглашение от имени США и Франции подписали 2 мая 1803 года. Britannica отмечает, что с учетом всех процентов и дополнительных расходов окончательная сумма покупки составила более $27 млн.

Для выплаты таких сумм у США не хватало денег, поэтому пришлось брать займ у европейских банков. Поэтому приобретению Луизианы сначала радовались не все. В частности федералисты были обеспокоены конституционностью этого соглашения и также считали, что Франция все равно вряд ли смогла бы удержать регион от возможной американской оккупации. Однако большинство все равно было в восторге от покупки, поскольку это не только положительно повлияло на торговлю, но и позволило США контролировать значительную часть континента, что удовлетворяло их имперские амбиции. Фактически за установленную цену в $15 млн американское правительство приобрело 9 современных штатов. Отметим, что в 2023 году, с учетом данных USA Facts, на эти регионы, пришлось около 9% ВВП страны. При этом их относительный прирост по сравнению с 2022 годом составил 3,36%.
Сделка империалистов: покупка Виргинских островов
History пишет, что еще в XVII-XVIII Дания колонизировала три острова в Карибском бассейне, и они стали известны как Датская Вест-Индия. На них Королевство заставляло порабощенных африканцев работать на плантациях для производства различной продукции, в частности сахара, который приносил неплохую прибыль до 1840-х годов.
Однако, к концу XIX века содержание островов становилось дорогим делом для Дании. К тому же еще во время Гражданской войны в США, американцы заинтересовались теми территориями из экономических и стратегических аспектов.
Первые переговоры между США и Данией по островам начались еще в 1865 году. Госсекретарь Уильям Сьюард даже заключил договор о передаче территорий в 1867-м. Однако Сенат его отклонил, поскольку решил, что экспансионизм пора прекратить.
Впрочем, отмечает History, уже в начале ХХ века имперские настроения в США возобновились, поскольку страна стремилась к расширению. В дополнение Штаты поставили себе цель построить Панамский канал, к которому сначала нужно было проложить безопасный маршрут. Поэтому покупка Датских островов снова стала актуальной. В 1902 году Сенат ратифицировал соответствующий договор, однако на этот раз его отклонило Королевство. Однако американцы не планировали сдаваться. И в 1915 году, когда могло произойти вторжение Германии на острова, правительство США осуществило еще одну попытку их купить.

На этот раз американцы были настроены решительно и выдвинули Дании ультиматум, что если она не продаст острова, то США захватят их силой. Это сработало и уже 31 марта 1917 года Королевство продало соответствующие территории за $25 млн. Благодаря этой сделке американцы значительно усилили свое военное присутствие в Карибском регионе и смогли защитить важные торговые пути. А сегодня, как пишет Economy.com, около 60% ВВП островов приходится на туризм. В частности, эти теории в год посещает около 3 млн человек, что принесло, по данным Travel Markets Insider, более $340 млн в 2023 году.
Итак, как видим, империализмом может страдать даже "оплот демократических ценностей". А потому Дональд Трамп сегодня имеет все шансы вернуть миру именно такую "хищную" Америку, которая видит свое величие не в защите прав и свобод каждого народа, а в экспансии, для которой не существует никаких препятствий.
Андрей Король для dengi.ua