Служба безопасности Украины ввела ограничения на импорт дизельного топлива индийского происхождения. Согласно решению, направленному 15 сентября в адрес Энергетической таможни, все партии горючего из Индии будут допускаться на рынок только после прохождения обязательного отбора и лабораторных проверок. Новые правила начнут действовать с 1 октября, сообщают Dengi.ua со ссылкой на информацию enkorr.
Отмечается, что подобный механизм уже применялся в сентябре 2023 года в отношении дизтоплива из Турции. Тогда Совет нацбезопасности и обороны Украины признал ряд турецких портов рискованными из-за их тесных связей с поставками российского топлива, что повлекло введение дополнительного контроля и лабораторных анализов. По данным группы «А-95», с того момента в Украину из турецких портов Marmara и Turpas поступило 65,8 тыс. тонн дизеля, при этом основная часть объемов (71%) пришлась на апрель–август текущего года.
Сообщается, что в августе 2025 года поставки дизельного топлива из Индии составили 119 тыс. тонн, что эквивалентно 18% от всего объема импорта. Рынок ожидает, что после введения ограничений возрастет интерес к альтернативным направлениям, прежде всего южным.
Так, румынские трейдеры прогнозируют переключение на поставки из Средиземноморья и Ближнего Востока, хотя предупреждают о росте премий и сложностях с доступным зимним дизелем. Одновременно возобновились отгрузки топлива в румынскую Констанцу из Италии и Саудовской Аравии — впервые после осени прошлого года.
«Большие объемы из Индии закупались не потому, что другого продукта на рынке не было, а потому, что индийское топливо было дешевле. Рынок настроится под другие направления и цены. К примеру, в августе мы уже привезли партии дизеля с завода SARAS», — сообщил изданию оператор Oil Terminal.
Представители компаний, работающих с танкерными партиями, уверены, что украинский рынок не столкнется с дефицитом. По словам Алексея Фесенко из Kemexon, объемы индийского дизеля можно заместить поставками Hellenic Petroleum, Motor Oil и STAR, однако они будут стоить дороже из-за возросшего спроса на танкерные перевозки.
Дополнительные гарантии поставок дает и западное направление. Заместитель директора экспортного отдела UNIMOT Евгений Поспелов заявил, что компания готова удвоить объемы за счет польских портов, доведя их до 70 тыс. тонн в месяц. Для этого задействуют собственный парк железнодорожных цистерн Olavion. Кроме того, в рамках долгосрочного договора аренды с HES Wilhelmshaven Tank Terminal в Германии обеспечены мощности для хранения 78 тыс. м³ топлива, что позволяет покрыть потребности Украины до 120 тыс. тонн ежемесячно.
«На наш взгляд, этого объема предостаточно. Украинский рынок давно доказал, что способен быстро и гибко реагировать на любые вызовы, обеспечивая страну необходимыми ресурсами в кратчайшие сроки», — подчеркнул Поспелов.
По уточненным данным издания, новые ограничения затронут исключительно дизель Reliance Industries, отгружаемый через индийский порт Sikka. Именно этот ресурс через румынских посредников поступал в Украину. При этом на продукцию завода Vadinar (Nayara Energy Limited), где контрольный пакет принадлежит «Роснефти» и другим российским компаниям, запреты не распространяются, так как поставок оттуда в Украину не зафиксировано.
Напомним, Dengi.ua, что Индия требует еще больше скидок на российскую нефть.
В то же время Dengi.ua писали, что Саудовская Аравия и Ирак остановили поставки нефти индийскому НПЗ «Роснефти».


