Китай готовится отправить грузовое судно по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России в Европу. Такой эксперимент стал возможен благодаря сокращению ледового покрова и изменениям климата, что имеет последствия как для мировой торговли, так и для экологии. Об этом пишут Dengi.ua со ссылкой на публикацию Рolitico.
Сообщается, что контейнеровоз Istanbul Bridge выходит 20 сентября из крупнейшего в мире порта Нинбо-Чжоушань и направляется в британский Феликстоу. Рейс рассчитан на 18 дней и будет сопровождаться ледоколами. В отличие от предыдущих единичных заходов, на этот раз Китай рассматривает перспективу регулярных перевозок по Северному морскому пути, соединяющему порты Азии и Европы.
«В целом Арктика открывается», — отметил изданию Мальте Хамперт, старший научный сотрудник и основатель Арктического института. По его словам, речь идёт не только о навигации.
«Арктика — первый регион, где изменение климата меняет геополитическую карту. Если бы не изменение климата, мы бы об этом не говорили. Россия не добывала бы нефть и газ в Арктике. Китай не отправлял бы контейнеровозы через Арктику» - подчеркнул Хамперт.
Как пишет издание, сегодня основные объёмы мировой торговли проходят через Суэцкий канал, Средиземное море и Сингапур. Но новый маршрут через Арктику короче примерно на 40% и потенциально может стать альтернативой, В то же время эксперты сомневаются в его масштабности и коммерческой целесообразности.
«То, что они развёртывают, составляет, пожалуй, 1% от товарооборота между Дальним Востоком и Северной Европой», — говорит аналитик компании Xeneta Питер Сэнд.
Также отмечается, что отличие нынешнего рейса в том, что он напоминает традиционный линейный маршрут: судно должно пройти через несколько китайских портов, затем через Арктику и далее в Великобританию, Роттердам, Гамбург и Гданьск. Это ближе к регулярному расписанию, чем к разовым рейсам прошлого. Однако пока проект выглядит скорее как сезонное дополнение к основным торговым коридорам.
«По Суэцкому каналу ежегодно проходит около 10 000 судов, так что это очень, очень мало Но через десятилетия, когда льда станет меньше, арктическое направление может обрести серьёзное значение», — считает Хамперт.
Кроме того, успешное прохождение маршрута может дать Китаю и краткосрочные преимущества — например, доставку рождественских товаров в Европу на три-четыре недели раньше конкурентов. В перспективе это может затронуть и автомобильные перевозки: крупные партии машин легче транспортировать без промежуточных остановок.
Вместе с тем, как отмечает издание, остаются экологические риски. Арктика нагревается в несколько раз быстрее остального мира, что повышает уязвимость региона. Несмотря на формальный запрет тяжёлого печного топлива с 2024 года, многие компании находят лазейки, и в случае разлива последствия могут быть катастрофическими. Вопросы шумового загрязнения и воздействия на морскую флору и фауну также вызывают тревогу.
Ожидается, что в феврале 2026 года подкомитет Международной морской организации обсудит ужесточение правил эксплуатации топлива и защиту экосистем Арктики, где трафик постепенно растёт.
Ранее Dengi.ua сообщали, что США больше зависят от европейского импорта, чем от китайского.
В то же время Dengi.ua писали о том, что китайский экспорт замедлился до полугодичного минимума.


