Битва за Арктику: страны наращивают ледокольный флот, кто лидер

Мировой спрос на ледоколы будет только расти, обеспечивая работой судостроителей на годы вперёд.
Dmitrii Tropinin  / unsplash.com
Dmitrii Tropinin / unsplash.com

В августе на финской верфи началось строительство нового ледокола — рабочие разрезали первую сталь для корпуса судна. В ближайшие три года для него будет использовано около 10 тысяч тонн металла, после чего корабль доставят в Квебек, где завершат его оснащение. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию Вloomberg.

Отмечается, что речь идёт о CCGS Arpatuuq, который планируется спустить на воду в 2030 году. Это будет первый тяжёлый ледокол, частично построенный в Канаде за последние пятьдесят лет. Его длина составит 139 метров, а стоимость проекта оценивается в 3,3 млрд канадских долларов (2,4 млрд долл. США). На борту предусмотрены площадка для вертолётов, ангар и жилые помещения для ста человек. Особенностью станут «лунные бассейны» в средней части корпуса, которые обеспечат прямой выход к Северному Ледовитому океану для научных экспедиций и потенциально для военных задач.

Читай также:

Сообщается, что второй крупный ледокол, CCGS Imnaryuaq, уже строится на мощностях Seaspan Shipyards в Ванкувере. Оба судна получили названия в честь территорий проживания инуитов. Сейчас в распоряжении Канады находится лишь один тяжёлый ледокол, который серьёзно изношен. Власти намерены увеличить флот более чем в два раза, профинансировав строительство двух десятков новых судов.

Как пишет издание, тема арктического присутствия стала особенно острой в этом году на фоне осложнения отношений между Канадой и США. Президент Дональд Трамп пригрозил ввести высокие тарифы и даже предложил включить Канаду в состав США в качестве 51-го штата. В ответ премьер-министр Марк Карни заявил о дополнительных оборонных расходах в размере 9 млрд канадских долларов, подчеркнув важность охраны северных территорий.

Сам Трамп также намерен наращивать ледокольный флот. Сейчас у США три ледокола, однако он планирует добавить ещё 48. Принятый налоговый закон предусматривает выделение 8,6 млрд долл. на строительство первых семнадцати судов.

Также отмечается, что быстрое таяние арктических льдов из-за изменения климата открыло новые морские маршруты и доступ к богатым ресурсам региона, что усилило международную конкуренцию. При этом Россия уже располагает крупнейшим в мире ледокольным флотом — 47 судов, ещё 15 находятся в стадии строительства. По данным компании Aker Arctic Technology, наращивают возможности и Китай, и европейские страны.

«Я никогда не видел подобного спроса на ледоколы в судостроении», — отметил Джеймс Дэвис, глава Chantier Davie Canada Inc., чьи мощности задействованы в проекте Arpatuuq.

В то же время для США и Канады арктическое направление становится всё более приоритетным. Размеры региона огромны: канадская Арктика более чем в два с половиной раза превышает площадь Аляски. В стратегических документах обеих стран подчёркивается обеспокоенность ростом влияния России и активностью Китая.

Кроме того, спрос на ледоколы растёт парадоксальным образом именно по мере уменьшения ледового покрова. Коридоры, которые раньше были непроходимы большую часть года, теперь становятся доступными, но для безопасного движения требуется специализированный флот. Учёные предупреждают: уже в 2030-х Арктика может полностью освободиться ото льда летом.

Также сообщается, что Канада и США при этом сталкиваются с нехваткой судостроительных мощностей, в отличие от России и Китая. Финляндия же, строящая 60% ледоколов в мире и проектирующая до 80%, становится ключевым партнёром по «Ледовому пакту» 2024 года, заключённому между Оттавой, Вашингтоном и Хельсинки.

Оба канадских тяжёлых ледокола имеют прямую связь с Финляндией: проект Seaspan разрабатывался совместной командой инженеров, а Arpatuuq частично возводится на верфях в Хельсинки. В августе Канада и Финляндия договорились углубить сотрудничество в сфере безопасности и подтвердили свою приверженность совместным инициативам с США.

Между тем эксперты отмечают, что мировой спрос на ледоколы будет только расти, обеспечивая работой судостроителей на годы вперёд.

инфографика
инфографика / bloomberg.com

инфографика
инфографика / bloomberg.com

В то же время, как сообщали Dengi.ua, Китай тестирует новый торговый маршрут в Европу через Арктику, который может стать на 40% короче, чем другие морские пути.

Также Dengi.ua писали о том, что на переговорах Трампа и Путина на Аляске затрагивались вопросы о возможном возвращении Exxon Mobil к проекту «Сахалин-1», а также о покупке Россией американского оборудования для сжиженного природного газа, необходимого для реализации проектов, включая «Арктик СПГ 2», находящийся под западными ограничениями.



Следите за нашими новостями и видео
  • YouTube
  • Facebook
  • Telegram
  • Google News

ТОП-Новости