Сентябрь в России прошёл под знаком ожидания нового бюджета, а для экономики месяц оказался особенно напряжённым. Финансовые показатели многих отраслей продемонстрировали дальнейшее ухудшение: прибыли падали, а убытки стремительно росли. Об этом пишет «Зеркало недели», передают Dengi.ua.
Отмечается, что по данным официальной статистики:
- автопром зафиксировал снижение прибыли на 37% при росте убытков на 120%;
- угольная отрасль сократила прибыль более чем наполовину (–53%), убытки увеличились на 160%;
- добыча нефти и газа потеряла 30% прибыли, а убытки выросли в 13 раз (+1200%);
- производство бумаги уменьшило прибыль на 42%, при этом убытки выросли почти в 4 раза (+390%);
- лесозаготовки сократили прибыль на 25%, убытки — на 91%.
Сообщается, что сложная ситуация наблюдается и в логистике: железнодорожные грузоперевозки показали падение прибыли на 57% и рост убытков на 660%.
Кроме того, проблемы отражаются и на занятости. Среди заметных событий сентября:
- завод «Свеза» в Тюмени сократил 300 сотрудников и может быть законсервирован;
- девелопер «Самолет» уволил 3 тысячи человек (около 30% персонала);
- производитель серверов «ПК Аквариус» оказался на грани банкротства;
- Сибирский институт проектирования предприятий машиностроения (структура «Роскосмоса») обратился в суд с заявлением о несостоятельности;
- Центробанк лишил лицензии Таврический банк (60-й по размеру активов в стране);
- сеть магазинов «Армия России» готовится к закрытию;
- компания Gloria Jeans планирует ликвидировать флагманский магазин на Тверской улице в Москве.
Параллельно продолжает расти задолженность по зарплате: +60% по сравнению с июлем 2025 года и в 3,3 раза больше, чем в августе прошлого года.
Несмотря на это, Росстат сообщил о росте промышленного производства: в августе на 0,5% год к году, а по итогам января–августа — на 0,8%. Однако более детальная динамика свидетельствует об обратном.
Сравнение августа 2025 года с августом 2024-го показывает серьёзное падение в машиностроении:
- выпуск бульдозеров сократился на 62%;
- тракторов — на 49%;
- грузовиков — на 37%;
- автобусов до 5 тонн — на 35%;
- легковых автомобилей — на 27%.
Снижение затронуло и смежные сегменты:
- прицепы-цистерны — минус 41%;
- кузова для автомобилей — минус 28%;
- электродвигатели — минус 27%;
- свинцовые аккумуляторы — минус 18%;
- подшипники — минус 30%.
Отрицательная динамика характерна и для других отраслей:
- производство оптоволоконных кабелей упало на 64%;
- компьютеров — на 23%;
- холодильников и морозильников — на 20%;
- стиральных машин — на 17%.
Кроме того, в сентябре в РФ продолжился топливный кризис — очереди на заправках и рост цен на бензин стали привычным явлением.
В то же время, как сообщали Dengi.ua, согласно проекту госбюджета РФ, за следующие 3 года российские военные расходы составят почти $500 млрд.
Кроме того, Dengi.ua писали, что российские АвтоВАЗ, КАМАЗ, металлургические комбинаты, цементные заводы и железная дорога переводят людей на четырехдневную рабочую неделю.


