Компания Transpetrol подтвердила чешским СМИ, что первой с запросом на транспортировку украинской нефти к ней обратилась Orlen Unipetrol RPA, а позже – словацкая Slovnaft. Об этом пишет iROZHLAS.cz, передают Dengi.ua.
Как отметила пресс-секретарь компании Люсия Пацнерова, «в связи с геополитической ситуацией, санкциями ЕС и неопределенностью относительно будущего развития событий в нефтяной и нефтехимической отрасли происходят изменения, и нефтеперерабатывающие заводы стремятся расширить свой портфель поставщиков».
Ситуация в Словакии и Чехии
Отмечается, что словацкие НПЗ уже получили меньшую партию украинской нефти и, по имеющимся сведениям, подписали необходимые договоры. В то же время чешская сторона всё ещё находится на стадии переговоров, что усложняет процесс.
Кроме того, Словакия продолжает получать российскую нефть по трубопроводу «Дружба» благодаря действующим исключениям из санкционного режима ЕС. Поэтому импорт украинского сырья аналогичного типа не вызывает у неё существенных технических затруднений.
Однако сообщается, что для доставки чисто украинской нефти в Чехию необходимо обеспечить её физическое отделение от российской нефти в трубопроводной системе.
При этом чешские компании предпочли не раскрывать детали обсуждений, подчеркнув, что контракты ещё не заключены. Orlen Unipetrol направила запрос журналистов в свою материнскую структуру, польскую Orlen, где заявили: «Orlen не комментирует ход деловых переговоров». Аналогичной позиции придерживается и Mero.
Поддержка Украины и коммерческий интерес
Также отмечается, что осторожность компаний в публичных комментариях связана как с бизнес-интересами, так и с чувствительностью вопроса на фоне продолжающейся войны.
По данным источников издания, инициатором предложения стала Украина, которой требуется внешний рынок для своей нефти, поскольку большинство её НПЗ уничтожены российскими ударами, а прекращение добычи невозможно из-за связки нефтедобычи с добычей газа, критически важного для промышленности и отопления.
Кроме того, для Orlen покупка украинской нефти является не только жестом поддержки, но и выгодной сделкой — цены, по информации редакции, могут быть ниже рыночных. Государственная компания Mero также заинтересована в запуске поставок, поскольку трубопровод «Дружба» на территории Чехии сейчас фактически простаивает.
Возможные объёмы поставок
По данным двух источников, в случае успешного завершения переговоров Чехия может импортировать 75–100 тысяч тонн украинской нефти в месяц. В год это будет составлять менее 15% внутреннего потребления и около 20% мощности Литвиновского НПЗ.
Transpetrol отказалась обсуждать будущие объёмы для Чехии, однако сообщила, что в текущем году уже поставила словацкому заводу около 100 тысяч тонн украинской нефти — чуть более 2% импорта Словакии с января по октябрь (4,7 млн тонн). На октябрь и ноябрь заказано 70 тысяч тонн, из которых 28 тысяч тонн уже поступили в систему Transpetrol.
Технические детали и готовность Словакии
По словам Пацнеровой, словацкая инфраструктура уже способна обеспечить транспортировку украинской нефти трубопроводу «Дружба» и позволяет осуществлять ее приём, коммерческий учёт, транспортировку и перевалку.
Хотя состав украинской нефти похож на российский, у чешской стороны было несколько технологических вопросов, включая плотность сырья и риск его загустевания зимой. Источники утверждают, что Украина изменила состав, и Литвиновский НПЗ сможет перерабатывать его без проблем.
Однако логистические сложности остаются. Чехия перестала использовать «Дружбу» летом после отказа от российской нефти и отмены льгот для её импорта. Российская нефть всё ещё находится в чешском сегменте трубопровода, и её вытеснение потребует затрат. Mero рассчитывает сохранить систему в рабочем состоянии, надеясь в будущем использовать её для нероссийских поставок, например из Каспия.
Российская нефть: вопросы, которые ещё предстоит решить
Как пишет издание, перед запуском поставок украинской нефти необходимо вытеснить из трубопровода остатки российского сырья и согласовать цену. Также обсуждаются гарантии для Словакии — например, резерв, который мог бы храниться на её территории для Slovnaft. Реализация этого механизма осложняется тем, что Чехия не имеет права реэкспортировать российскую нефть.
Кроме того, интерес к альтернативным поставкам есть и у группы MOL, владеющей Slovnaft, поскольку она всё ещё сильно зависит от российской нефти и сталкивается с рисками, связанными с американскими санкциями. Венгрия, в частности, получила всего лишь годовое освобождение от части ограничений, введенных США.
Издание резюмирует, что несмотря на потенциальные выгоды, остаётся неопределённость относительно стабильности поставок украинской нефти, что вызывает осторожность всех вовлеченных сторон.
В то же время, как сообщали Dengi.ua, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что его правительство подаст в суд на Европейский Союз из-за решения о поэтапном отказе от импорта российского газа.
Кроме того, Dengi.ua писали о том, что Австралия закупила миллионы тонн российской нефти, несмотря на санкции.


