НБУ, НКЦБФР и Центральный депозитарий объявили о совместной разработке Концепции развития депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры финансового сектора.
Представленные разработчиками материалы, широкий круг участников рабочей группы и четкий план работ ‑ обнадеживают. Как и участие в проекте специалистов ЕБРР. Анонсированный вариант содержит много правильных мыслей по развитию инфраструктуры финансового рынка. Но охватывает лишь отдельные вопросы.
Рынок требует полноты видения
В презентцию не вошло видение регуляторов рыночных составляющих ИФР. Центральные элементы, где присутствует государство - отражены, а что дальше - непонятно. Остается в Украине двухуровневая учетная система? Станут наши депозитарные учреждения полноценными кастодианами? Будет ли проводиться консолидация биржевого рынка? Какой к 2020 году должна стать инфраструктура финансового рынка?
Существует мнение, что многообразие фондовых бирж является "родовой травмой" украинской инфраструктуры. Приводит к доминированию роли депозитарных и расчетно-клиринговых учреждений и торможению развития рынка в целом.
Контроля над ИФР нельзя достичь исключительно регуляторными методами. Большую роль играют корпоративные и технологические (IT) факторы. Как и во всем цивилизованном мире.
Нужно не только целостное видение институционального и организационного оформления трейдинговой и посттрейдинговой инфраструктуры. Нужно четкое закрепление этого видения в Концепции.
Забытые предложения
Некоторые наработки последних периодов (например: Предложения по развитию депозитарной системы, которые были сформулированы в прошлом году НДУ и полностью поддержаны рынком) уже вошли в презентованные материалы Концепции.
Тезис об обеспечении свободного движения капитала частично отражен посредством создания единого Центрального депозитария и консолидации им корреспондентских функций относительно иностранных и международных депозитариев.
Частично отражены и тезисы "безопасности": невозможность несанкционированного доступа к информации; обеспечение защиты инсайдерской информации; отказ от использования непроверенных технологий.
Напомню, НКЦБФР отложила предложения НДУ и рынка, ссылаясь на необходимость создания отдельной рабочей группы. Преград больше нет. Можно делать copy-paste.
Новые угрозы
В Концепции совсем не описано современное понимание безопасности ИФР. Нельзя игнорировать факт гибридной войны в Украине. Страна-агрессор пытается любыми средствами сохранить свое присутствие на украинском финансовом рынке. Если не через корпоративные права, то через IT. Необходимо реально оценить и учесть угрозы.
Две ведущие биржи - ПФТС и Украинская биржа работают на платформах российской разработки. Защита от страны-агрессора конфиденциальной и персональной информации о членах бирж, их уполномоченных представителей, их клиентов, сторон сделок и т.д. - крайне важный вопрос. Не стоит остро сейчас? Так может потому, что еще не время с точки зрения страны-агрессора?
Доступ к торгам получают представители госорганов (НБУ, ФГИУ и т.д.) и госбанки. Использование страной-агрессором такой конфиденциальной информации может привести к стратегическим рискам на государственном уровне.
К тому же, в НКЦБФР активно продвигается деривативная тема. После вступления в силу соответствующего законодательства, ожидается активизация торгов деривативами на украинские базовые активы (валюту, ценные бумаги, зерно, другие товары). Все уверены, что в момент Х доступ к IТ не будет использован для экономических диверсий на спотовом и срочном рынках?
Давайте представим, что, например, Национальный депозитарий Украины, решая свою IT проблему, обратится к национальному расчетному депозитарию (догадайтесь какой страны) с просьбой поделиться своими IT-решениями. Такой софт уже бы хозяйничал в НДУ за чисто символическую цену. Думаю, что и Центробанк России был бы не против предоставить IТ-решения НБУ. Если это невозможно представить на примерах НДУ и НБУ то почему возможно для фондовых бирж, которые, с точки зрения рыночных факторов, занимают в инфраструктуре центральное место?
Не менее критичной является хакерская угроза. Подконтрольные правительству страны-агрессора киберпреступники ‑ одна из самых больших угроз для стран Запада, что уж говорить об Украине. Годами создавались мифологические представления о безусловном технологическом преимуществе IT-продуктов страны-агрессора, их безальтернативности для украинского ИФР. Как железнодорожными путями разной ширины в СССР и Европе ‑ вроде, мелочь, но потребность переставлять поезда на пути другого стандарта была важным элементом военной стратегии, определенной составляющей железного занавеса и отделения от Европы. Но теперь наша задача перейти на "европейские пути" и передвинуть "границу".
Подконтрольные правительству страны-агрессора киберпреступники ‑ одна из самых больших угроз для стран Запада, что уж говорить об Украине.
Цели и задачи
Концепция должна содержать четкое и целостное видение регуляторами (они же разработчики) институционального и организационного оформления ИФР. Со всеми удобными и не удобными составляющими.
Например, что конкретно ожидает Расчетный центр. Бирж будет одна, две или три. Сохраняем двухуровневую депозитарную систему, вводим использование сегрегированных счетов на уровне ЦД. Все ключевые участники ИФР должны заменить IT-системы, производимые или контролируемые государством-агрессором. И так далее.
Есть определенное предостережение. Как сказать, что должна остаться одна биржа и 50 кастодианов, для которых понятие деловой репутации действительно важно? Что скажет рынок?
Концепция должна определить цель. Достижение этой цели есть точка А", в которой отечественная ИФР находится сегодня, и есть точка Б, которая будет достигнута в 2020 году. Как прийти к цели ‑ уже технологический вопрос.
Но четкое видение дает участникам рынка возможность задуматься о консолидации, или о цивилизованном прекращении своей деятельности.
Концепция не является нормативным документом. Она содержит и политические обороты. В США распространенно выражение: "правительство приветствует такую-то инициативу (процесс)". В то же время, Концепция является предтечей соответствующих нормативно-правовых изменений.
При таком подходе значительно проще продвигать идею. Алгоритм будет выглядеть примерно так: Концепция - профессиональные дискуссии - разработка изменений в законодательстве - профессиональные дискуссии - принятие нормативно-правовых актов - инфраструктурные изменения.
Кстати, именно так идет работа над объединением депозитария НБУ и НДУ. И что мы видим? Кто-то возражает? Другой путь ‑ путь навязывания - снова приведет к торможению реализации Концепции всеми возможными средствами.
Андрей Степаненко, учредитель консалтинговой компании CFG, глава совета участников ПАО "НДУ".