Как центр помощи ВПЛ, основанный командой финансиста Андрея Волкова, за год превратился в один из лучших в Запорожье

Как центр помощи ВПЛ, основанный командой финансиста Андрея Волкова, за год превратился в один из лучших в Запорожье
За год в Центре нашли приют 700 ВПЛ / Пресс-служба

Центр помощи «Инвестохиллс», созданный командой финансиста Андрея Волкова в апреле прошлого года в Запорожье, за год приютил около 700 человек, искавших спасение от войны

У 64-летней Валентины Семенюк из города Пологи есть муж, дочь, сын и четыре внучки. В оккупации они прожили больше месяца. Женщина вспоминает, когда русские войска разгромили аптеки и магазины продукты начали подвозить предприниматели. Тогда люди собирались в очереди, чтобы купить самое необходимое.

«Когда собиралась толпа, они (россияне. – Ред.) стреляли по ногам людям, чтобы боялись… Мы никогда не думали, что мы увидим тот ужас, о котором мы читали в книгах…», – вспоминает Валентина.

9 апреля ей с мужем удалось уехать в Запорожье. А в мае они поселились в Центре помощи для временного бесплатного убежища и проживания внутренне перемещенных лиц «Инвестохиллс», где проживают до сих пор.

И таких историй стены этого шелтера знают сотни.

От идеи к реализации

Центр помощи «Инвестохиллс» создан в апреле 2022 года на базе офисного здания, которое находится на балансе группы компаний «Инвестохиллс». За это время убежище в нем нашли около 700 ВПЛ, из которых 160 детей и два инвалида.

Андрей Волков, основатель и управляющий партнер ГК «Инвестохиллс»
Андрей Волков, основатель и управляющий партнер ГК «Инвестохиллс» / Пресс-служба

«Решение о создании Центра помощи мы приняли после того, как россияне начали уничтожать Мариуполь. Инициативу высказал один из наших сотрудников – Владимир Пономаренко. Помню, как он сказал, что после такого террора, который враг совершает в городе, начнется массовая эвакуация населения из этого региона. И мы можем помочь людям, переоборудовав одно из наших офисных сооружений под шелтер. В то время наши сотрудники уже помогали вывозить людей из Мариуполя и других «горячих точек», поэтому мы понимали масштаб проблемы. Учитывая это, решение о создании Центра было принято за день, и мы начали действовать в этом направлении», – рассказывает основатель и управляющий партнер ГК «Инвестохиллс» Андрей Волков.

Николай Городенский, руководитель Центра помощи «Инвестохиллс»
Николай Городенский, руководитель Центра помощи «Инвестохиллс» / Пресс-служба

Николай Городенский, руководитель Центра вспоминает: «Я приехал в Запорожье 26 апреля, а 28 апреля мы приняли первого переселенца из Мелитополя. В мае люди уже активно заселялись.

По данным Городенского, до декабря прошлого года в шелтере одновременно могли проживать до 140 человек. За считанные месяцы основатели Центра и волонтеры снабдили ВПЛ бытовой техникой, одеждой и предметами первой необходимости, построили спортивную и детскую площадки. С детьми стали заниматься психологи, начали проводить занятия художники и хореографы.

С 15 декабря количество жителей шелтера несколько уменьшилось в связи с закрытием пункта пропуска в Васильевке Запорожской области. Поэтому в шелтере постоянно проживают около 60 человек из Запорожской, Харьковской, Луганской и Херсонской областей.

Путь домой

Семья художниц Колинько – бабушка, мама и дочь – эвакуировались в Запорожье из города Энергодар, после того как 1 сентября 2022 года россияне обстреляли город и Запорожскую АЭС.

Мы понимали, что оставаться в городе уже нельзя. На работе летают над головой снаряды, дома не знаешь, где прятаться. И самое страшное, что детей заставляли ходить в российскую школу, а взрослых получать российские паспорта. – вспоминает мама Юлия Колинько. – Поэтому в сентябре мы приняли решение уехать в Запорожье».

Автомобиль с женщинами долго проезжал через блокпосты.

«Сначала рашисты обстреляли блокпост в Васильевке. Потом машины забрали на штрафную, а всех людей пересадили в автобусы», – вспоминает Юлия.

В конце концов семья приехала в Запорожье, переночевала одну ночь в детском саду. Затем им предложили пожить пять дней в Центре помощи «Инвестохиллс», пока семья не решит, что делать дальше. Но так получилось, что вместо пяти дней они задержались здесь на семь месяцев. Потому что, говорят, чувствуют себя почти как дома.

Сабина Колинько – юная художница, нашедшая убежище в Центре вместе с мамой и бабушкой, тоже художницами
Сабина Колинько – юная художница, нашедшая убежище в Центре вместе с мамой и бабушкой, тоже художницами / Пресс-служба

«Мы живем здесь уже семь месяцев. Я, дочь 14 лет и мама. В Центре очень хороший руководитель – Николай Городенский. Он поддерживает здесь порядок как у себя дома: и в помещении, и на улице», – рассказывает Юлия.

С ней согласна и другая жительница центра Жанна Шпирная, семья которой тоже долгое время проживала в шелтере. По ее мнению, они жили в самом лучшем центре для переселенцев.

«Мои знакомые, пожившие в других местах, рассказывали, что и на полу спали, и пьяные, и наркоманы рядом, и дети, и взрослые в одной комнате, перегар столбом», - рассказывает женщина.

В Центре «Инвестохиллс» действует простое, но для некоторых строгое правило: на его территории запрещено пить алкоголь, находиться в состоянии алкогольного опьянения и употреблять наркотики. Курить можно только в специально обустроенной курилке. Если этого придерживаться, можно оставаться долго, говорит Юлия Колинько. Люди, которым хочется выпить или покурить в помещении, долго в Центре не задерживаются, уезжают.

«Я не хочу, чтобы наш Центр превратился в кубло, – говорит Городенский. – Если я ловлю человека пьяным (у меня есть алкотестор), то выгоняю его в тот же день. За время работы центра я выселил за пьянство 75 человек. Поэтому нас знают, как шелтер, в котором комфортно детям, семьям, где нет пьяных драк».

Жанне и ее мужу было бы не до конфликтов или развлечений с алкоголем. У них пятеро несовершеннолетних детей, которых они увезли почти из-под бомбардировки. В начале войны они перебрались из родной Камышевахи (Запорожский район Запорожской области) к бабушке в деревню. Думали, будет поспокойнее, а детям – свежее домашнее молоко. Через две недели два снаряда попали прямо в бабушкин дом. Дети и мама были дома, отец на работе.

«Мы выжили чудом. Я сейчас уже не могу углубляться в детали, потому что у меня сразу слезы и истерика. Как дети кричали: «Мамочка, родная, мы жить хотим!». Это не передать… Муж узнал о прилете, сразу побежал домой с работы и по дороге сам попал под обстрел. Его ранило обломками. Позже врачи вырезали ему часть кишок, вывели кишку напрямую», – рассказывает Жанна.

Семья вернулась в Камышеваху, потому что во дворе осталось много неразорванных боеприпасов, к тому же мужчина лежал в городской больнице. Но и война следовала за ними – очередные 22 прилета прямо по их улице. Повредило подвал, младшая дочь семи лет перестала говорить, стала плохо есть. Шпирные решили выезжать как можно дальше, обратились к мэру. Семью вывезли в Запорожье. А дальше как у всех: сначала временное убежище в детском саду, потом заветный номер телефона Николая Городенского от волонтеров, и наконец – Центр.

Ночная смена

Превратить офисное сооружение компании в комфортное жилье его создателям удалось буквально за месяц до вселения людей.

Превратить офисное сооружение в жилье «Инвестохиллс» удалось в течение месяца
Превратить офисное сооружение в жилье «Инвестохиллс» удалось в течение месяца / Пресс-служба

Превратить офисное сооружение в жилье «Инвестохиллс» удалось в течение месяца
Превратить офисное сооружение в жилье «Инвестохиллс» удалось в течение месяца / Пресс-служба

Превратить офисное сооружение в жилье «Инвестохиллс» удалось в течение месяца
Превратить офисное сооружение в жилье «Инвестохиллс» удалось в течение месяца / Пресс-служба

Превратить офисное сооружение в жилье «Инвестохиллс» удалось в течение месяца
Превратить офисное сооружение в жилье «Инвестохиллс» удалось в течение месяца / Пресс-служба

«Заменили электропроводку, перестроили канализацию, провели новый водопровод. Для такого количества жителей нужно было, чтобы система хорошо работала. Электричество должно было выдержать многочисленные бойлеры, плиты, холодильники. Построили восемь душевых кабин. В комнаты закупили мебель, кровати», – рассказывает Городенский.

В общей сложности, по словам Андрея Волкова, переоборудование офисного сооружения в шелтер стоило группе компаний более 2 млн грн. Еще в 360 тыс. грн обошлось осенью подключение отопления. При этом с жильцов плату за проживание или другие платежи никто никогда не взимал.

Первым поселенцем был юноша из Мелитополя. В мае начали ехать люди из Орехова, Бердянска, Мариуполя, Лисичанска. В Центре нашли приют жители Донецкой, Херсонской, Луганской и Запорожской областей.

«По правилам, у нас можно оставаться пять дней, но по факту живут больше. Есть люди, живущие с самого начала. Они активно участвуют в помощи нашему Центру. Что-то делают, какие-то мелкие ремонтные работы», – рассказывает Городенский.

Вместе с волонтерами активные жители шелтера обустраивали техникой и мебелью третий этаж Центра, поставили цветы, как дома, сделали все уютно. Детям организовали детскую комнату, сварили качели, построили спортивную площадку.

Летом шелтер посетил чемпион мира по плаванию Денис Силантьев
Летом шелтер посетил чемпион мира по плаванию Денис Силантьев / Пресс-служба

Также периодически в Центре организуют субботники – все жители вместе убирают территорию вокруг.

Созданию шелтера высокой культуры и быта предшествовала большая работа. Городенский бросил клич на местные форумы: нужна одежда, посуда, бытовая техника.

«Первый месяц я работал до двух часов ночи. Поселял людей, а по ночам размещал информацию на своей странице в Facebook и в местных телеграмм группах. Так о нас узнавало все больше людей, приобщилось много благотворительных организаций», – вспоминает он.

Центру помогают многие благотворительные организации
Центру помогают многие благотворительные организации / Пресс-служба

Центру помогают многие благотворительные организации
Центру помогают многие благотворительные организации / Пресс-служба

Соглашаясь на должность руководителя Центра, Гродненский понимал, что справиться в одиночку с большим потоком людей, да еще и с детьми будет сложно, если их чем-то не занять. Начали с качелей на детской площадке, а дальше сами родители подсказывали, что нужно. Появились брусья, затем шведская стенка, батут. Начали организовывать развивающие, образовательные и культурные мероприятия.

Например, с детьми занимается благотворительная волонтерская организация «Каритас-Мариуполь». Ее юристы консультируют беженцев, привозят гуманитарку, рассказывает Александр Пинтелин, который с женой и двумя детьми перебрался в шелтер из Энергодара в сентябре.

«Это очень помогает, потому что прошло несколько месяцев, пока нас оформили ВПЛ, и мы начали получать государственную помощь», – говорит он.

Александр работал на Запорожской АЭС. В сентябре, в субботу, домой пришли с обыском российские военные, забрали документы – приказали явиться с женой в понедельник в полицию.

«Мы быстро собрались и в воскресенье уехали. Хорошо, что у меня осталась ксерокопия основного паспорта и загранпаспорт, с которым мне удалось пробиться через блокпосты. Это были как раз те дни, когда на станцию ехали представители МАГАТЭ, и рашисты устроили «показательное шоу» с обстрелом Энергодара», – рассказывает Пинтелин.

По его словам, с работой и жильем в Запорожье было очень сложно – город переполнили беженцы. В Вознесеновском районе, где еще много таких шелтеров, чтобы оформить справку ВПЛ, очередь надо было занимать с пяти утра.

Его слова подтверждает Жанна Шпирна.

«Даже на съемную квартиру нас не хотели пускать, когда узнавали, какое в нашей семье количество людей. Хотя мои дети приучены к порядку – у нас здесь чистота. Если бы не Центр, я не знаю, куда мы пошли», – говорит женщина.

Повседневная жизнь

Концерт артистов филармонии на территории Центра «Инвестохиллс» произвел настоящий фурор в округе, сюда сошлись все соседи. Случайное знакомство директора Центра с музыкантами переросло в дружбу – теперь еженедельно у 20 жителей шелтера есть контрамарки на концерт в самой филармонии.

«У нас появляются идеи, и мы их развиваем, – делится правилами жизни в Центре Городенский. – Было во дворе старое засохшее дерево, мы думали срезать его или обыграть идею с его перевоплощением. Решили на День защиты детей перекрасить и разрисовать. Местный художник на одной из стен нарисовал ангела-хранителя. О нас написала местная, а впоследствии и столичная пресса. Приезжают иностранные журналисты. Не раз была миссия ООН, помогли нам отремонтировать все 1200 кв. м крыши».

Шелтер «Инвестохилс» постоянно на слуху. Побывавшие здесь волонтеры отмечают, что такого Центра в Запорожье не встречали. Здесь обширная территория, обустроенная с комфортом для детей и взрослых. Кроме игровой площадки есть волейбольное кольцо, мангал для шашлыков и барбекю с дровами, которые жители заготавливают сами. После войны шелтер может быть полноценным хостелом, говорит Городенский.

Побывавшие в шелтере волонтеры отмечают, что такого Центра в Запорожье не встречали
Побывавшие в шелтере волонтеры отмечают, что такого Центра в Запорожье не встречали / Пресс-служба

Однако сейчас главная задача, которая стоит перед Центром – текущий ремонт помещений: отделка стен антигрибковыми препаратами и их окрашивание, замена покрытия на полу и т.д. Также не помешала бы и дополнительная мебель: вешалки, шкафы, столы и табуреты.

Из неизменных потребностей шелтера остаются и продукты питания. Однако здесь, по словам Городенского, на помощь приходят волонтеры и местная власть. Например, в апреле глава Запорожской РГА Олег Буряк посодействовал тому, чтобы Центр помощи «Инвестохиллс» получил гуманитарные наборы от Фонда Рината Ахметова.

Постоянно помогают шелтеру и работники Центра социальных служб Запорожья. Они не только передают его жителям продукты питания и одежду, но и оказывают психологическую помощь, проводят мероприятия для детей и взрослых. Также они продолжают направлять людей на поселение в шелтер.

Все это помогает основателям Центра помощи обеспечивать его функционирование и оставаться одним из лучших шелтеров в Запорожье, не смотря на сложные для бизнеса времена.

«Будем помогать людям, которые вынуждены были покинуть родные дома, пока это нужно», – подчеркивает Андрей Волков. И вся его команда в этом поддерживает.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK