Налоги, которые собирают в общинах, а их в Украине насчитывается около полутора тысяч, являются индикатором развития и благосостояния их жителей. Основным источником наполнения местных бюджетов является налог на доходы физических лиц (НДФЛ, ставка – 18%). Более 60% от собранных средств от его администрирования направляется в бюджет соответствующей территориальной единицы, а остальные – в областную и государственную. Однако не только НДФЛ наполняет местные бюджеты. Акцизы и десятки других фискальных сборов тоже дополняют бюджеты украинских городов и городков разных уровней.
Об этом пишет «Экономическая правда».
Отмечается, что сравнение уровня развития и благосостояния территориальных общин с довоенным 2021 годом сталкивается с несколькими вызовами. Во-первых, в 2022-2023 гг. наблюдались значительные искажения в налоговых поступлениях. Резкий рост НДФЛ произошел из-за увеличения численности военнослужащих и повышения их материального обеспечения.
«Однако этот рост был неравномерным: только отдельные общины, где расположены воинские части, почувствовали увеличение бюджетных доходов, поскольку НДФЛ платится по месту регистрации работодателя, а не работника. Это привело к тому, что сметы некоторых общин выросли в два-пять раз, и они не всегда знали, как эффективно использовать эти лишние средства», - пишет ЭП.
Издание напоминает, что в четвертом квартале 2023 года Верховная Рада забрала избыточный "военный" НДФЛ у общин, направляя эти средства непосредственно в государственный бюджет.
Сообщается, что второй проблемой для сравнения является инфляция и детенизация зарплат. Работодатели увеличивают зарплаты вслед за ростом цен, который за это время достиг 50%, а также, вероятно, частично детинизируют зарплаты из-за требований к бронированию работников. минимальная месячная зарплата от 20 тыс. грн.
Согласно анализу издания, лидером по темпам роста доходов являются территориальные объединения Львовской области. При этом общины Закарпатья, которое в медиа часто представляют как главного бенефициара релокации бизнеса (регион принял до 40% всех релокированных предприятий страны), занимает пятое место – доходы местных общин за три года выросли на 56%.
Также отмечается, что конец рейтинга тоже не вызывает больших неожиданностей. Если не учитывать полностью оккупированную Луганщину, чей бюджет упал на 89%, то на втором месте с конца находится Херсонская область, где общий бюджет общин сократился на 65%, что близко к показателю Донецкой области (падение на 59%).
При этом анализ на уровне каждой из полутора тысяч общин показывает, что доходы большинства из них, которые расположены недалеко от линии фронта, не сильно отличаются от остальной страны. К примеру, доходы Новопавловской и Новомихайловской общин, граничащие с Донецкой областью, выросли более чем на 100% в каждой. А общие налоговые поступления общин Днепропетровской области выросли на 47% по сравнению с 2021 годом, что всего на 1% меньше, чем в Ровенской области.
По мнению издания, основной причиной этого являются внутренне перемещенные лица (ВПЛ). НДФЛ, а также акцизы от горючего и алкоголя, являются хорошим индикатором численности населения.
«Иными словами, чем больше эти налоговые поступления, тем больше население, и с другой стороны, чем больше население – тем больше налогов они уплачивают. Таким образом, значительный рост налогов, вероятнее всего, свидетельствует об увеличении (или, по крайней мере, не уменьшении) населения этих конкретных общин», - говорится в исследовании.
Ранее мы писали о том, что деньги на финансирование "єВідновлення" хотят взять из местных общин.