Европейский союз намерен извлечь дополнительную прибыль из замороженных российских активов, направив эти средства в более рискованные инвестиционные инструменты. Цель — увеличить финансовую помощь Украине, при этом избегая обвинений в незаконном изъятии средств у России. Об этом сообщает POLITICO со ссылкой на четверых осведомленных чиновников, передают Dengi.ua.
Отмечается, что Еврокомиссия рассматривает возможность перевода около 200 миллиардов евро, замороженных в Бельгии, в новый инвестиционный фонд. Ожидается, что этот фонд будет приносить более высокую доходность по сравнению с нынешними размещениями.
«Цель состоит в том, чтобы генерировать больше прибыли, чтобы помочь удержать на плаву пострадавшую от войны экономику Украины на фоне угроз президента США Дональда Трампа прекратить финансирование. Однако этот шаг не приведет к полной конфискации российских активов, против чего выступают несколько государств ЕС, включая Германию и Италию, по финансовым и юридическим причинам», – сообщает издание.
В то же время Евросоюз надеется, что, используя исключительно доход от инвестиций, а не сам основной капитал, удастся избежать нарушений международного законодательства.
Ранее страны G7 договорились направить Украине 45 миллиардов евро, полученных от доходов по замороженным российским активам. Однако европейская доля этой суммы — 18 миллиардов евро — будет полностью выплачена уже к концу текущего года, что ставит под сомнение стабильность финансирования Украины в 2026 году. Также сообщается, что министры финансов 27 стран ЕС начнут обсуждать этот вопрос в четверг во время неформального ужина в Люксембурге.
Так, Польша предложила рассмотреть вариант использования оборонной кредитной программы SAFE как способа финансирования закупок вооружений для Украины.
Ожидается, что предстоящее обсуждение положит начало длительному переговорному процессу, так как страны ЕС, столкнувшиеся с бюджетными трудностями, вынуждены искать баланс между внутренними расходами и необходимостью продолжать поддержку Киева.
Одним из обсуждаемых вариантов является создание специального фонда, действующего под эгидой ЕС, куда могли бы быть переведены замороженные активы из Euroclear. Это позволило бы инвестировать средства в более доходные, хотя и более рискованные инструменты, вместо текущего размещения в Национальном банке Бельгии, который обеспечивает минимальную безрисковую доходность.
В 2024 году такие инвестиции уже принесли 4 миллиарда евро непредвиденной прибыли, направленной на погашение долга Украины перед G7.
Сторонники нового механизма считают, что полученные доходы должны быть увеличены, чтобы обеспечить долгосрочную поддержку Украины в условиях неопределённости на дипломатическом фронте.
Дополнительным аргументом в пользу новой схемы служит возможность защитить активы от возможного вето со стороны Венгрии, которая может заблокировать продление санкционного режима. Это угрожает возвратом средств России, так как продление санкций в ЕС требует единогласного одобрения. Венгерское правительство уже высказывало угрозы использовать свое право вето в качестве политического сигнала Москве.
По информации издания, Еврокомиссия уже вела неформальные переговоры с рядом стран — в том числе с Францией, Германией, Италией и Эстонией — с целью найти юридически обоснованные механизмы сохранения замороженных активов даже в случае вето. Однако окончательного решения пока не выработано.
Параллельно обсуждается возможность обойти вето Венгрии, создав фонд не единогласно, а большинством голосов. Тем не менее, противники инициативы предупреждают: если инвестиции окажутся убыточными, компенсировать потери, скорее всего, придется налогоплательщикам ЕС.
Финансовые ресурсы ЕС уже исчерпаны. Общий фонд в 1,2 триллиона евро, из которого финансируются все расходы Союза, перегружен, а новый бюджет планируется только с 2028 года.
«Найти деньги в рамках нынешней многолетней финансовой программы (MFF) будет непросто», — отметил один из европейских дипломатов.
Из пакета в 50 миллиардов евро, утвержденного в 2023 году для поддержки Украины до 2027 года, уже израсходована существенная часть. Дополнительные вливания в бюджет требуют единогласного одобрения, чего добиться в нынешних условиях с участием Венгрии будет крайне трудно.
Ранее Dengi.ua сообщали, что 13 июня 2025 года Украина получила пятый транш от Европейского Союза в размере 1 млрд евро за счет замороженных российских активов.
В то же время, как писали Dengi.ua, по словам президента Владимира Зеленского, для обеспечения стабильности государства Украине необходимо ежегодно получать $40 млрд внешней бюджетной поддержки.