На своем заседании 9 мая Верховная Рада приняла во втором чтении законопроекты №№10168-2 и 10169-2, направленные на борьбу со схемами «оптимизации налогов» агрокомпаниями, занимающимися зерном, и невозвратом валютной выручки. Свои голоса «ЗА» отдали 236 и 235 народных депутата соответственно.
Внесение изменений в Налоговый и Таможенный кодексы вызывали бурные дискуссии у парламентариев. В результате, штрафы за непредставление отчетов по КИКам были отменены до конца военного положения.
Принятие законопроектов было призвано минимизировать возможности для злоупотреблений при экспорте аграрной продукции, которая обеспечивает большие валютные поступления в госбюджет и влияет на стабильность национальной валюты.
Ранее в профильном комитете предлагалось, что в случае введения правительством режима экспортного обеспечения, устанавливается запрет на экспорт группы товаров субъектами ВЭД, которые не являются плательщиками НДС. Также планировалось ввести запрет экспорта определенных товаров по ценам ниже минимально допустимых экспортных цен, которые должно будет определять Минагро.
Кроме того, для экспорта плательщику НДС планировали ввести градацию по ставкам: 0% – плательщики, у которых объем невозвращенной валютной выручки не превышает 20%; 14 или 20% (по ставке для внутренней поставки соответствующего товара) – все остальные плательщики. Они получали бы возможность скорректировать ставку НДС на 0% только после получения налоговой от банка информации о завершении расчетов по соответствующей экспортной операции.
Для таможенного оформления планировалось, что при декларировании аграрной продукции (по кодам, определенным в проекте Закона №10168-2) в таможенную декларацию должны быть внесены сведения о налоговой накладной, составленной декларантом. Такая таможенная декларация должна содержать сведения только по одному товару и реквизиты одной соответствующей накладной. При этом, фактическая стоимость задекларированного товара не может быть ниже стоимости этого товара по минимально допустимым экспортным ценам.
В соответствии с нововведениями, Государственная таможенная служба после завершения таможенного оформления экспорта аграрной продукции будет предоставлять информацию по таможенным декларациям в ГНС.
Еще когда законопроект рассматривался в первом чтении, Европейская Бизнес Ассоциация высказывала опасения, что принятие законопроектов в таком виде создаст коррупционные риски из-за возможной установки ручного режима регулирования аграрного экспорта.
Ранее мы писали о том, что по мнению источников издания The Economist, за последние два года более 3 миллиардов долларов ушло из страны через «черное зерно», а около 40% урожая зерновых избегает налогообложения.